Николай Наседкин



СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ

СОБР. СОЧ.


Обложка





Том 10

ЗАНОЗЫ

Драматургия, записные книжки, интервью, Интернет-дневник

ДРАМАТУРГИЯ
Всех убить нельзя. Сценарий
Город Баранов. Сцены современной жизни в 3-х действиях
Джуроб. Сцены виртуальной жизни в 20-ти гликах

СМЕСЬ
Занозы. (Из записных книжек)
Тамбовские байки

НЕОПУБЛИКОВАННОЕ
Последние минуты урока. Рассказ
День решительных действий. Рассказ
Ревность. Трагедия
Семейная жизнь. Фантастическая пьеса в 1 действии
Душа. Апокриф

ИНТЕРВЬЮ
«Казнить нельзя помиловать», или Что делают прототипы...
Я доволен своей судьбой
Достоевский писал и о нашем времени
Встречи
Дело писателя — писать
Написать «Преступление и наказание»...
«Я летописец нашего времени…»
Надеюсь, у книги будет счастливая судьба
Каждый писатель — стриптизёр души…
Каждый из нас пришёл в этот мир единственным…
Писатель получается только из читателя
Предъюбилейный разговор
Талант смешить и потрясать читателя
Два писателя — один мир
Поговорим о Достоевском
Без Достоевского жить можно, но…
«За письменным столом я наиболее счастлив…»
Слово о Достоевском
Двери писательской организации открыты для всех
И прозаик, и литературовед, и драматург
Понять пытаюсь…
«Решил попробовать себя в драматургии…»
Шестой председатель
Удачный год тамбовских писателей
А что сказать о великобританской литературе?
(Колонка на троих)
Я б в писатели пошёл!
Дело государственной важности
Покоряющий Интернет
Достоевский неисчерпаем
Надеюсь, русскому писателю будет жить легче!
Анкета «Хрустальной розы»
Человек Достоевского
Сайт как окно в мир
Тамбовский писатель-2009
Человек, который не читает книги, просто неинтересен...
Писательская организация живёт и действует
Две функции писательской организации
Новое должно быть интересным
11 ноября — дата важная
Ничего личного
«Я болею Достоевским...»
А Баратынский что-то всё не едет…
Это — художественный роман
О «Радуге» и Достоевском
Есть и книги, и пьесы
Рано иль поздно напишу что-то новое…
Есть ещё книги правдивые
День Достоевского

ИНТЕРНЕТ-ДНЕВНИК


В данный том вошли драматургические опыты, фрагменты записных книжек, интервью, неопубликованные ранние рассказы, Интернет-дневник.

ВСЕХ УБИТЬ НЕЛЬЗЯ
В конце лета 1990 года (автор находился в Тамбове на каникулах после первого курса ВЛК) был создан киносценарий «Всех убить нельзя». Толчком послужило предложение писателя и издателя Петра Алёшкина, который сам уже сотрудничал с одной из кооперативных киностудий, появившихся в то перестроечное время на базе «Мосфильма» и активно искавших новых авторов. В основу сценария лёг рассказ «Осада» и было придумано продолжение истории — месть героя негодяям, погубившим его семью. В итоге, хотя сценарий на студии был одобрен и принят к производству, до съёмок фильма дело так и не дошло — кризис, разруха, банкротство. Подробнее об этом можно прочесть в автобиографической повести «Литлабиринты» (2017).
Впоследствии на основе киносценария «Всех убить нельзя» под тем же названием автор написал повесть и составил сборник остросюжетных произведений, который предлагал в ряд издательств, но и этот проект не осуществился. Наконец в 1992 году при подготовке сборника прозы для издательства «Голос», из второй части киносценария был создан отдельный рассказ «Всех убить нельзя», который впервые появился в сборнике «Осада».

ГОРОД БАРАНОВ
Работа над пьесой продолжалась с 25 декабря 2002-го по 20 января 2003 года. В основу легла основная сюжетная линия романа «Алкаш» (1996). Пьеса была послана на отборочный конкурс Международного фестиваля молодой драматургии «Любимовка-2003». Вскоре автор получил сообщение из Москвы: «Ваша пьеса “Город Баранов” прошла конкурсный отбор и получила высокие оценки…» В июне 2003 г. по итогам «Любимовки» «Город Баранов» вошёл в пятёрку «лучших пьес фестиваля» (формально заняв четвёртое место), получил наградной диплом и, вследствие этого, осенью того же года попал на Международный фестиваль «Новая драма», который под эгидой ассоциации «Золотая маска», МХАТ им. Чехова и Театра.DOC проходил в Москве. Там 26-го сентября силами артистов московских театров (режиссёр А. Великовский) состоялась читка-показ пьесы на сцене Театра.DOC, и автор получил очередной диплом. В мае следующего года пьеса «Город Баранов» получила премию Международного конкурса драматургов «Евразия-2004».
Сразу же после «Любимовки» в центральной печати появился ряд лестных отзывов о пьесе известных деятелей театрального мира: «Николай Наседкин из Тамбова, автор вышедшей недавно энциклопедии “Достоевский”, приехал на фестиваль с замечательной пьесой “Город Баранов”…» (Г. Заславский, «Независимая газета», 20 июня.)
«И я очень советую прочитать пьесу, написанную Наседкиным из Тамбова…» (Э. Бояков, «Известия», 25 августа.)
«Я и раньше подозревал, но сейчас убедился окончательно: время «чернухи» уходит… Вот, например, в пьесе “Город Баранов” Н. Наседкина (Тамбов) алкоголик, попавший к мошенникам, рискует потерять свою квартиру. Текст жёсткий, насыщенный жестокими реалиями. Но герой в конце концов бросает пить и отстаивает свои права… Это, безусловно, некий позитив, уход от вялой констатации… Этот драматург, как мне кажется, ощущает потребность в самоидентификации: национальной, нравственной, социальной — какой угодно. Появляется активное начало, некое социальное видение, если хотите, новая гражданская позиция…» (Э. Бояков, «Культура», 4 сентября.)
Постановочная судьба пьесы сложилась не так удачно, как фестивальная и конкурсная. Хотя она и была принята к постановке в Тамбовском драматическом театре и даже директор театра А. Нешко ещё в апреле 2004 года сообщил в местной прессе, что «Сенсацией сезона может стать постановка пьесы тамбовского автора Николая Наседкина…», но зрители «Город Баранов» так и не увидели. (Об этом подробнее тоже — в главе «Драма драматурга» повести «Литлабиринты».)
Ещё по итогам «Любимовки» «Город Баранов» был отобран для публикации в спецвыпуске журнала «Современная драматургия», но на страницах его не появился. В январе 2004 года пьеса была опубликована в нескольких номерах газеты «Город на Цне», а через несколько лет в сборнике «Вчера и сегодня».

ДЖУРОБ  (JUROB)
Работа над пьесой «Джуроб» с подзаголовком «Сцены виртуальной жизни в 20-ти гликах» заняла ровно четыре месяца — с 19 июня по 19 октября 2003 года. Создана она по мотивам виртуального романа «Меня любит Джулия Робертс» (2001), который к тому времени ещё не был опубликован. Новую пьесу тамбовского автора опять сразу поддержал в отзыве по электронной почте авторитетный театральный критик Григорий Заславский: «Написано смешно и здорово!». Автор съездил с «Джуроб» на очередной фестиваль «Любимовка» (2004), получил очередной диплом, отдал распечатку «Сцен виртуальной жизни» тогда ещё директору тамбовского театра А. Нешко (по его просьбе), но до постановки, как и с пьесой «Город Баранов» дело так и не дошло. «Джуроб» в конце концов была опубликована в «Тамбовском альманахе». Впоследствии пьеса была переделана в киносценарий, дополнена сценами-гликами и получила соответствующий подзаголовок-определение. Как писал сам автор в повести «Литлабиринты» (2017): «Взялся бы какой-нибудь Михалков или Шахназаров за экранизацию — могла получиться и смешная и трогательная вещь, если подобрать артистку, похожую на Джулию Робертс и обыграть (спародировать) известные сцены из популярных фильмов с её участием. И тема вполне серьёзная: голливудомания, дефицит любви, компьютерное одиночество…»

ЗАНОЗЫ
Короткие заметки, записи, замечания — чаще всего шуточные, ироничные, критические — ранее записанные на отдельных листках и в записных книжках, начали фиксироваться автором в одной записной книжке (общей тетради) с начала 1990-х, во время учёбы на Высших литературных курсах. Позже различные подборки из этих записей под общим названием «Занозы» были опубликованы в тамбовских газетах и сборниках. Многие из них были использованы автором в своих романах, повестях и рассказах. В настоящий том из почти 400 «заноз» включено менее половины.

ТАМБОВСКИЕ БАЙКИ
Цикл юморесок-миниатюр был написан специально для коллективного сборника «Тамбовские байки». Все восемь баек посвящены литературе, писателям прошлого и настоящего.

НЕОПУБЛИКОВАННОЕ
В данный раздел включены пять полностью законченных произведения «сибирского периода», которые были подготовлены автором к публикации, но так и остались в виде рукописей или распечаток.

ИНТЕРВЬЮ
В данный раздел вошли практически все опубликованные в газетах и других печатных источниках интервью, а также часть из многочисленных радио- и телеинтервью, которые сохранились в архиве автора, посвящены более-менее широкому кругу вопросов, развёрнутые и обстоятельные. Некоторые тексты в газетах были подписаны псевдонимами, в скобках указана настоящая фамилия интервьюера.

ИНТЕРНЕТ-ДНЕВНИК
5 мая 2001 г. автор разместил-открыл в Интернете на портале Narod.ru свой первый персональный  и созданный своими руками и головой сайт «Николай Наседкин: писатель & человек». Затем был открыт ещё и сайт-зеркало на портале By.ru, позже, после закрытия данного портала, перемещённый на Hop.ru. Раздел «Новости» персонального сайта стал своеобразным авторским Интернет-дневником, многие записи которого со временем стали дублироваться в соцсетях Одноклассники, Facebook, ВКонтакте и Twitter, где появились странички автора. Как правило, сообщения сопровождались авторскими фотоиллюстрациями.  В данном томе представлены фрагменты (наиболее развёрнутые и информационно насыщенные посты) этого виртуального дневника.

<<< Том 9
Тома 11—12 >>>










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники


Рейтинг@Mail.ru