Писатель получается только из читателя…
— У нас гость в
студии, это прозаик Николай Наседкин — член Союза писателей России,
автор книг, выходящих в московских издательствах. Последние книги, я
напомню, «Осада», «Криминал-шоу», «Алкаш».
— Здравствуйте! И в первую очередь — любители
литературы. Надеюсь, среди слушателей этой программы их немало.
— Сразу договоримся: будем
на «вы» или на «ты», поскольку мы работали вместе в молодёжной газете,
воспетой в твоих произведениях, давно друг друга знаем… Я думаю,
нормально, если будем вот так продолжать на «ты»?
— Конечно.
— Коля, у меня такое
впечатление, что ты ничего специально для своего имиджа не делаешь. Я
не слышала, чтобы ты какие-то презентации своих книг устраивал,
какие-то публикации рецензий организовывал или сам писал под
псевдонимом, как иные авторы делают, не проводишь вечера типа «20 лет
творческой деятельности», чтобы лишний раз рассказали о тебе в прессе…
У тебя ничего такого нет?
— Это не совсем так. По крайней мере, вот новая моя
книга «Алкаш» вышла перед Новым годом, три с половиной месяца назад, но
ещё до её издания во многих тамбовских газетах появились фрагменты
этого романа и сообщения-анонсы о скором его выходе в Москве. Я,
конечно, к этому приложил руку, мне хотелось, чтобы читатели узнали о
выходе книги, заинтересовались ею. Но вот писать под псевдонимами
рецензии на свой роман, по примеру иных братьев-писателей,
действительно никогда не буду. Я это и не умею делать. В одной газете
мне даже предложили: напиши сам о своём романе, о себе — кто же
лучше самого тебя это сделает. Но я считаю, не возникнет интонации, не
будет доверия читателя к тому, что написано.
— Ты всего этого не делаешь,
но ты делаешь другое: пишешь хорошие книги…
— Спасибо!
— Признаться, мне немножко
стыдно, что я долго не знала, насколько хороши твои книги. Спасибо за
такое открытие! Я вчера вот до часу ночи читала повесть «Муттер» из
сборника «Осада», мы сегодня поговорим ещё о ней… А пока вот такой
вопрос. По нынешним времена это чудо какое-то: ты не платишь за издание
своих книг, наоборот, ещё получаешь гонорар, ты издаёшься в Москве,
тиражи твоих книг по десять тысяч экземпляров — фантастические на
сегодняшний день…
— Да, это сейчас массовый тираж — десять тысяч. Если
книга будет хорошо расходиться — будет и второй, и третий тираж, дай
Бог, о чём писатель может только мечтать. Но я хотел бы назад чуть-чуть
вернуться. Ты затронула очень интересную тему. Вот мы с тобой работали
в газете… несколько лет назад…
— Ха-ха, спасибо! «Несколько
лет»…
— Ну не будем уточнять. Я хочу вот какую тему поднять.
Многие мои коллеги бывшие никак не могут понять, что я с тех пор стал
писателем, у меня книги выходят. И не потому, что я нашёл какие-то
громадные деньги и издаюсь за своё счёт. Нет, издатели считают, что я
пишу на достойном уровне, надеются от моих книг прибыль какую-то
получить. Но вот схема эта действует: в доме нашем, в нашем городе нет
своего пророка. Мол, раз это тамбовский автор, это не может быть
интересным, хоть книга и в Москве вышла. Тут, конечно, есть объективный
фактор: тамбовская литература в последние годы себя, так скажем,
уронила, интересных произведений появлялось крайне мало. Ну ладно,
читатели рано или поздно разберутся, что к чему. Но мне обидно, что
такого мнения придерживаются и те, от кого зависит распространение
книги, её пропаганда. Я имею в виду торговцев книги, особенно
лотошников. Они упорно считают, что в Тамбове не может родиться
писатель, книги которого можно продавать с лотка наравне со столичными
раскрученными авторами. Сейчас робко-робко некоторые начинают. Вот есть
такой Михаил Поляков, он напротив магазина «Хлеб» на Коммунальной
торгует, вот он первым начал продавать мою книгу «Осада», за что я ему
благодарен.
— Он, наверное, прочитал её?
— Да, конечно. И был уверен, что книга пойдёт. Вот я и
хочу попросить читателей-покупателей и продавцов книжных: относитесь с
большим доверием к автору, если его издали в солидном издательстве
большим тиражом.
— Добавлю: надо обязательно
прочитать. Вот я когда прочитала — сразу поняла, что в Тамбове есть
замечательный писатель Николай Наседкин. И рассказала всем своим
друзьям, что это у нас, по-моему, писатель номер один…
— Спасибо!
— Писатели часто говорят о
себе так: хотите меня узнать, читайте мои книги. На мой взгляд, к твоим
книгам это относится напрямую…
— Да, на сто процентов.
— Но я вот сейчас
процитирую тебя, ты пишешь: «Писательство — это не копирование жизни.
Это божественное воображение, вымысел и домысел…»
— Я скажу так: вот сейчас в студии я нахожусь не один в
качестве гостя, а нас двое — писатель Николай Наседкин и герой моего
нового романа «Алкаш» Вадим Неустроев. Он, может быть, на девяносто
процентов, даже на девяносто пять я, но на пять не я. Когда я создаю
героев очень на себя похожих, я всегда добавляю толику фантазии. И что
интересно, зачастую не в сторону приукрашивания, а наоборот в сторону
принижения, чтобы герой был более достоверным, живым, интересным
человеком.
— Тут интересный момент:
получается, человек Николай Наседкин становится объектом исследования
писателя Николая Наседкина?
— Конечно.
— И в этом плане весь
жизненный путь, автобиография — это тоже материал?
— Разумеется. Тут стоит упомянуть, что я параллельно с
прозой занимаюсь всерьёз литературоведением, в частности, изучаю
творчество Достоевского. Я изучаю личность этого великого писателя,
биографию, его произведения — он для меня реальный понятный живой
человек. Точно так же я самого себя изучаю и людей, которых беру в
качестве прототипов.
— Действительно,
чувствуется: читайте мои книги и вы всё про меня поймёте. И ещё
чувствуется, что у тебя хороший литературный вкус, широкий диапазон
знаний, что ты не только писатель, но и читатель. Ну и особое отношение
к Фёдору Михайловичу Достоевскому…
— Вообще любой писатель начинается с читателя. Если
человек в пять-шесть лет не заболеет читательством, он никогда не
станет писателем. И ещё очень важно, если проснётся интерес к
пристальному изучению творчества другого писателя. Не изучив хотя бы
одного, уже состоявшегося признанного классика, может быть, в своём
творчестве что-то потеряешь. Повторю, что в этом мне повезло, когда я
взялся постигать всерьёз Достоевского.
— Сразу это был Достоевский?
— Ещё в школе у меня было немало любимых писателей. Но
сразу после школы, в семнадцать лет я открыл для себя Достоевского и с
тех пор выше него для меня никого нет. Но вместе с тем я очень ценю и
перечитываю периодически Чехова, Тургенева, Куприна, из более
современных Булгакова и многих других русских писателей (об иностранных
— отдельный разговор). А Достоевский для меня как Библия для иных — не
устаю в него вчитываться.
— Ну а в чём-то вы похожи с
Фёдором Михайловичем в жизни, в быту? Он любил, я знаю, курить сигареты
или сигары, что там тогда было, пить кофе, работать в комнате, где был
обязательно острый угол…
— Так у него выходило, потому, что он селился в квартиры
подешевле, в угловые квартиры, где всегда одна комната была с острым
углом. А работал он в основном по ночам, курил во время работы крепкие
папиросы, пил крепчайший чёрный чай — короче издевался над своим
здоровьем. Но не это главное, и в этом я ему подражать, слава Богу, не
стараюсь… Курить бросил, чай крепкий, правда, пью… Но суть не в этом, а
в том, что у таких писателей, как Достоевский, Толстой, Тургенев,
Чехов, ну и Мопассан там, Бальзак, можно научиться каким-то таким
вещам, без которых будешь двигаться в творчестве наугад. Зачем же
двигаться наугад, когда всё это давно уже открыто. И, в частности, я у
Достоевского конкретно кое-чему научился. Если читать мои произведения
подряд, можно обнаружить, что во многих из них герои как бы сами пишут
— не я пишу, а они сами, а я выступаю уже как бы в роли публикатора,
редактора, комментатора. Это один из любимых приёмов Достоевского. Он
мне настолько понравился, что я решил попробовать сам и продолжить в
этом направлении. Этот метод даёт возможность быть предельно искренним.
А искренность в литературе, в прозе — это самое главное. Кстати, Джек
Лондон прекрасно сказал: для того, чтобы стать писателем нужен талант,
нужна работоспособность, удача, но самое главное, нужна искренность —
если её нет, писателем не станешь.
— Вот об искренности. У тебя
высокая, просто потрясающая степень искренности. Я уже сказала, что
перечитывала накануне повесть «Муттер». Повесть замечательная, она
посвящена памяти твоей мамы Веры Николаевны Наседкиной, и это ведь не
только запоздавшее признание в любви, это картина нашей жизни. Видимо,
недаром ты эпиграфом взял строку: «За что они Россию так?..»
— Да. Моя мама родилась в 1918 году, умерла в 1989-м, и
вот эти семьдесят лет, самых невероятно тяжёлых для нашей страны, в её
жизни как бы отобразились. Я хотел частный случай рассказать, судьбу
обычной женщины: как родилась, выучилась, родила двоих детей, жизнь
прожила… Эпиграфа не было, он потом, уже в конце работы появился.
Потому что я вдруг заметил, что в одной частной биографии, в судьбе
одной женщины отразилась история нашей страны многострадальной, её
семидесятилетний советский период…
— Мне хочется сейчас
чуть-чуть процитировать, кусочек прочитать из этой повести, который
особенно потряс меня. Там дело в том, что герой — маленький мальчик, и
случилось так, что у него лоб разбит, лицо в крови, прибежал домой, а
дверь закрыта, на двери замок. И он в таком отчаянии… Вот:
«Какая-то добрая женщина даже зашла во двор, присела ко
мне, начала успокаивать. Я в диком страхе и тоске продолжал издавать
воющий стон или стонущий вой — где моя мамочка?! Я же сейчас весь умру!
Где мама?!
И тут — сладкий удар по сердцу: в калитке застыла
фигура матери с расставленными руками. В руках — сумка, авоська,
пузатая канистра керосиновая. Анна Николаевна так испугалась, увидев
своего мужичка в крови, изрёванного, воющего, рядом женщина
незнакомая... Мама бросила все покупки наземь, кинулась ко мне.
— Саша! Сыночка! Что?!
Я стиснул её шею, уткнулся в пальто пораненным лбом и
только вздрагивал, уже молча, лишь всхлипывая, чувствуя, сознавая
каждой клеточкой тела — я жив и теперь уже не умру...
Шрамик на лбу, над правой бровью напоминает мне о той
минуте нашего наитеснейшего единения с матерью. Анна Николаевна,
совершившая в день получки удачный рейд по магазинам, хмельно
счастливая от процесса траты денег, спешила домой и вдруг обнаружила
меня барахтающимся в горе. Мгновенно моё настроение хлынуло в её душу,
вытеснив из неё чувство радости, которое тотчас же перелилось в меня, в
сердце моё. Близкие, родные люди живут по закону сообщающихся сосудов.
Всё так просто.
Обыкновенная физика…»
Потрясающие строки. Спасибо,
спасибо за них! Ну и наконец — «Алкаш», который буквально потряс
тамбовскую читающую аудиторию. Тот же накал искренности. То есть это
написано кровью сердца, так я понимаю?
— В аннотации на обложке стоит определение
«роман-исповедь». Я абсолютно с этим согласен — это роман-исповедь. А
исповедь предполагает вот такой накал искренности, когда человеку уже
не стыдно того, что в обычной жизни люди стыдятся. Я считаю, что без
этого литературы нет.
— Меня занимает вопрос о
прототипах.
— Дело в том, что когда-нибудь какая-нибудь студентка
нашего университета обнаружит что был вот такой писатель в Тамбове и
захочет написать курсовую или дипломную работу о моём творчестве, то
вот как раз одна из интересных тем — «Прототипы героев романа “Алкаш”».
Я пошёл на такой приём: некоторых героев даю под настоящими именами и
фамилиями, других очень прозрачно зашифровываю, допустим, Иванов стал
Петровым, а третьих шифрую более основательно. В этом, признаюсь,
проявилось моё отношение к героям и их прототипам.
— А правда было, как ты
писал в каком-то произведении, что один из прототипов подходил к тебе
на улице и что-то там шипел?
— Да, было такое после выхода первой книги «Осада»…
— Действительно, это сложный
вопрос: живя в таком сравнительно небольшом городе, так отчётливо и
ясно выводить в героях его жителей. Но, вероятно, они настолько
колоритны, что писатель не может пройти мимо?
— Это так. Скажу ещё, что вообще-то этот роман написан
пять лет назад, закончена работа над ним. Он лежал долго в
издательстве «Голос», где прежние мои книги выходили, но «Голос» попал
в жесточайший кризис, никак не выберется из него. И роман мой вышел в
конце концов в «АСТ» — крупнейшем сейчас издательстве России. Но когда
пять лет назад я его завершил, честно говоря, у меня было такое
опасение, что когда он выйдет (а я ожидал, что это будет в 1997 году),
мне придётся некоторое время не выходить из дома. Потому что встречи с
некоторыми прототипами ничего хорошего мне не сулили. Драк, может, и не
будет, но — неприятные моменты… И теперь, спустя пять лет, я сам над
своими теми опасениями улыбаюсь. Я его перечитал свежим взглядом: да
ничего там особо уж оскорбительного нет. Если я какого-то человека
чуть-чуть в смешном виде и выставил, особенно писателя, но ведь автор
произведения имеет право на своё мнение, правда?
— Да.
— Я сейчас ещё вот какую вещь выскажу. Я считаю, что
любой писатель умнее любого неписателя. Чтобы написать произведение,
надо стоять на ступеньку выше простого прохожего на улице. И вот он
написал роман, он теперь гений для себя и для близких. И когда он издал
свой роман на свои деньги или спонсора тиражом сто экземпляров — ничего
в этом плохого нет. Плохо, когда писатель начинает не отличать
самодеятельность от профессионализма. Ходит по улицам с видом: вот я
гений! Таких писателей я и выставил в своём романе, описал. Они могут
обидеться. И обижаются.
— Это как профессиональный
театр и драматический кружок?
— Да! И ничего плохого нет, когда человек в драмкружке
занимается. Это его хобби. Но когда он начинает мнить о себе: всё, он
профессионал, его пора во МХАТ брать — это уже смешно.
— Что такое для тебя
профессиональный писатель?
— Это очень многозначное понятие. Вот на таком низшем
уровне, самом простом — это писатель, который не только не платит за
издание своих книг, но ещё и получает гонорар. Это уже какое-то
определение профессионализма.
— Сейчас на тебя
окончательно обидятся тамбовские писатели — ведь кроме тебя никто
гонорары здесь не получает…
— Я и говорю: это самодеятельность. Но и самодеятельным
автором тоже неплохо быть: писать, допустим, стихи, выступать перед
слушателями, издавать свои сборники на свои деньги по сто экземпляров и
дарить друзьям…
— А издательства сейчас,
наверное, издают только то, что продаётся, приносит прибыль?
— Ну, в общем, да. Сейчас издательство или берёт
рукопись, или не берёт. Раньше как было? Подошла очередь писателя
(каждый член Союза писателей СССР хотя бы в три-пять лет очередную
книгу издавал), издательство выпускает его книгу, но прежде цензор,
редактор заставят его, так сказать, править по их указке, выхолащивать
то, что их не устраивало. Мои книги и в «Голосе» практически не
правили, хотя редакторы в выходных данных значатся, а вот «Алкаш» в
«АСТ» и вовсе вышел с указанием «Издано в авторской редакции». Я в
принципе на какую-то редактуру был согласен, но в издательстве
посмотрели рукопись и сказали: редактировать здесь нечего и вот
поставили «Издано в авторской редакции». Если бы их что-то не устроило,
они бы просто отклонили — сейчас у издателей такой огромный выбор
рукописей. В первую очередь, как я их называю, — лотошных. Вот эти наши
крупнейшие издательства «АСТ», «Эксмо» — они ориентируются в первую
очередь на лотошную литературу. Для них главное — продать как можно
больше экземпляров. Мне повезло, что попался более-менее вдумчивый
редактор, внимательно прочитал мою рукопись. Он мне сказал: «Мы
рискнём, издадим вас вне серий…»
— В аннотации к твоему
сборнику «Осада» сказано — вот я процитирую: «Если у вас слабые нервы
— вам будет тяжело читать эту книгу. Да, в рассказах и повестях
Николая Наседкина людей убивают, калечат, насилуют, унижают,
запугивают… И ужас в том, что всё это происходит рядом с вами, в
городе, в котором живём вы. Все криминальные сюжеты реальны, обыденны
–– такое может случиться с каждым из нас…» Завлекательные такие слова,
скорее всего, для среднего читателя, которому интересно действие, да?
Чтобы, вот именно, на лотках продать побольше экземпляров. Но вот я как
читатель с опытом не могла бы сказать, что ты автор детективов. В твоих
книгах ведь совсем другое…
— Дело в том, что действительно, интерес издателя, да и
автора в какой-то мере, в том, чтобы книгу продать как можно большему
количеству людей. Но вот из тех десяти тысяч, кто купит роман «Алкаш»,
я надеюсь, что хотя бы человек пятьсот прочитают и увидят именно то,
что я хотел им сказать. А остальные пусть наслаждаются острым сюжетом.
В этой аннотации вся правда в том, что все мои вещи с криминальным
сюжетом (а у меня большинство таких) построены на реальных тамбовских
событиях. «Казнить нельзя помиловать», например, — это под Котовском
подростки убили влюблённую парочку, чтобы покататься на их машине.
«Спортлото-91» — это, помнишь, получку везли в совхоз под Мичуринском и
не довезли, нашли только пять трупов в ограбленной машине… Я надеюсь,
что читателя такие сюжеты заинтересуют, а уж в повествовании найдут
немало интересного и нужного и помимо криминальных событий…
— Я считаю книгу хорошей,
если можно из неё взять для себя какие-то мысли. Есть хорошие писатели,
мастера детективного жанра, Рекс Стаут, к примеру. Я с удовольствием
читаю его романы, но я никаких глубоких мыслей из них не извлекаю,
чтобы поделиться потом с друзьями, с радиослушателями. А вот твои
книги, в отличие от того же Рекса Стаута, универсальны, многогранны —
многослойные. Есть само действие и есть мысли глубокие, которые
вдумчивый читатель найдёт…
— Кстати, в наше время даже по торговле видно, как книги
разделились на две части. Одни продаются на лотках, лотошная
литература, другие — в магазинах, литература серьёзная. Так вот, я
хочу, я стремлюсь, чтобы мои книги продавались и там, и там. Это было
бы замечательно. Это то самое, что сделал Достоевский в девятнадцатом
веке. Он совершил тогда революцию в литературе: он брал криминальный
сюжет, какие брали и второстепенные писатели типа Крестовского, чтобы
написать ширпотребовский роман-фельетон, и создавал глубокий
философский роман. Подражать ему в этом — вот задача.
— Замечательно. Скажи, а как
ты к современным писателям относишься? К тому же Пелевину?
— Я читал и читаю Пелевина, Акунина, других модных
писателей, пробовал даже читать Сорокина… Есть любопытные вещи у
Пелевина, Акунин вообще увлекательно пишет, но всё это я как читатель
читаю с холодным сердцем, а уж как писатель… Не моё это!
— А что сейчас на рабочем
столе писателя Наседкина?
— Сейчас я закончил книгу о Достоевском, которую буду
пытаться как кандидатскую диссертацию защитить. Она лежит в
издательстве Тамбовского университета имени Державина, никак пока не
выйдет. И сейчас я работаю над романом, подробно секреты выдавать не
буду, скажу только, что всё там будет связано с компьютерами,
Интернетом и в какой-то мере с миром кино. Компьютер у меня два года
назад завёлся в хозяйстве, и он настолько переменил мою жизнь писателя
и человека, что у меня родилась вот такая фраза — «докомпьютерный
человек», как определение человека отсталого. Я теперь компьютерный
человек. У меня как раз в романе «Алкаш» есть рассуждение (напомню, он
пять лет назад написан) героя-поэта, что-де компьютер убивает
индивидуальность писателя, нивелирует стиль… Такие глупости! Вообще-то
писатель пишет не карандашом, не ручкой, не на пишущей машинке или на
компьютере, он пишет головой. И вот компьютерный, интернетовский мир
оказался настолько для меня бескрайне интересным, думаю, и для читателя
тоже, когда в моём новом романе он в этот мир окунётся. У нас
компьютеры, к сожалению, ещё не так широко распространены. А ещё
компьютер даёт прекрасную возможность ориентироваться в современной
литературе. Книги покупать стало проблематично, зашёл вчера в книжный —
цены по шестьсот-восемьсот и выше рублей! А в Интернете я имею
возможность всё что угодно найти и прочитать…
— И журналы в том числе…
— Конечно! Я только в Интернете теперь читаю «Наш
современник», «Москву», ту же «Литературную газету»… Да и в самом
Интернете уже развивается своя литература, свои сетевые журналы, тоже
столько интересного, такая виртуально-литературная жизнь кипит…
— Коль, ну а вообще, если
какие-то предварительные итоги подводить, жизнь сложилась?
— Грех жаловаться, конечно. Хотя… У меня вот года через
два первый юбилей предстоит, буду действительно какие-то итоги
подводить, что удалось… Вероятно, приду к выводу, что, может, на одну
десятую часть реализовался. С другой стороны, по сравнению с другими
братьями-писателями местными кое-чего удалось добиться, есть даже чем
гордиться — издал несколько книг в Москве, в журналах публикуюсь…
— А с издательствами сейчас
есть какие-то новые договоры?
— Мой роман «Алкаш» вышел в издательстве «Астрель»,
которое входит в холдинг «АСТ». И вот главный редактор «Астрели» при
личной встрече после выхода моей книги мне предложил заключить
следующий договор: написать за два года пять романов со сквозным
героем. Предложил сразу большой, даже можно сказать, огромный аванс и
соответствующий гонорар после окончания работы. Откровенно сказать, я
думал секунд тридцать и — отказался. Чем удивил чрезвычайно главного
редактора. Но я объяснил, что просто не смогу этого сделать. Уровня
«Алкаша» пять романов за два года я точно не напишу, а халтуру гнать
или нанимать, как теперь принято, литературных «негров», чтобы целая
бригада под моим именем работала, — ну совершенно это не моё.
— Ну что ж, у нас остаётся
минута до конца эфира. Есть желание что-то сказать от себя, напрямую
обратиться к слушателям?
— Напрямую могу только совет дать. Никогда и ни при
каких обстоятельствах не бросайте читать книги. Это всегда доступно
человеку, поддерживает его и помогает пережить трудные времена.
Вопросы задавала Л. Хохлова.
______________________________
Радио «Тамбов», 2001, 11 марта. |