Николай Наседкин


ИНТЕРВЬЮ


ИНТЕРВЬЮ


Обложка

Я б в писатели пошёл!

«Я учусь в школе, сочиняю стихи, немного пробую себя в прозе. Возможно ли, что меня, никому не известную девчонку, когда-нибудь люди назовут писателем? Очень хотелось бы, но есть ли у меня талант?»

«Можно ли в Тамбове издать мою книгу?»

«Что нужно делать для того, чтобы стать писателем?»

Всё это выдержки из ваших писем, ребята. Как правило, многие из вас вкладывают в конверт свои первые пробы пера и ожидают ответ — стоит ли им и впредь писать рассказы, повести, стихи. Для того, чтобы ответить на некоторые из вопросов, мы обратились к члену Союза писателей России, председателю Тамбовской писательской организации Николаю Николаевичу Наседкину.

— Николай Николаевич, многим ребятам ваша профессия кажется романтичной. Писатель всегда на виду, всегда уважаем…

— Писатель, действительно, человек избранный. Должность его почётна. Это счастье, которое даётся немногим. Но должен сразу разочаровать тех, кто собирается купаться в славе. Добиться успеха сейчас гораздо трудней, чем 10-15 лет назад. К сожалению, писателей и книг становится всё больше, а читателей — меньше.

Что касается славы и почёта, то, если вдуматься, это совсем не главное. Гораздо приятнее получать удовлетворение от своего труда. Ну, может ли что-нибудь сравниться с радостью творить, придумывать героев, создавать свой особый мир, куда затем должен войти читатель?

Для того, чтобы состояться, нужно ещё одно непременное условие — талант. Иначе, как бы ни бился человек, писателем ему не стать. Графоманство — возможно, но истинное писательство — никогда.

— И как же быть, если не знаешь, есть ли у тебя настоящий писательский талант? Ведь искра Божья, она то сверкнёт, то пропадёт…

— В этом поможет разобраться только читатель. Родные и близкие обычно хвалят первые литературные опыты, но если книга вышла в свет, и читателя для неё не нашлось — тут уж ничего не поделаешь: не получилось.

— Николай Николаевич, наши юные читатели интересуются: в каком возрасте можно рассчитывать на признание?

— Знаете, я сейчас как раз перечитываю французскую писательницу Франсуазу Саган, которая опубликовала свой первый роман «Здравствуй, грусть» в 19 лет, и он сразу же стал бестселлером. Это, пожалуй, единственный, редчайший случай. Что касается прозы, история литературы доказала — раньше 30 лет писателями не становятся. А до этого времени надо всеми силами нарабатывать ученические навыки литературного труда. Ежедневно заниматься за письменным столом по часу, по два, а то и по три-четыре. Пишите ежедневно хотя бы по полстранички — ведь профессиональный писатель работает не менее 8 часов в день. Надо привыкать.

Хороший рассказ, который читают с удовольствием, написать не так просто, как может показаться. Нужно много думать, размышлять, потом, возможно, несколько раз переписать его, отредактировать. Даже у профессионала на это уйдёт два-три дня, а то и недели. Так что писательство — это страшно тяжёлая работа, от которой устаёшь в том числе и физически.

Бывает, не пишется, но надо себя преодолевать — переключиться, попробовать себя, например, в поэзии. Как показывает практика, стихи одарённому человеку даются легко в любом возрасте. С них тоже можно начать свой путь в литературу.

Писатель, особенно начинающий, должен ещё и очень много читать, иначе ему просто не разобраться, как писать самому. Что читать? До определённого момента — всё, что нравится. Но вот начиная лет с 14-ти работа над собой у того, кто собирается быть писателем, должна становиться всё более систематической и целенаправленной. Надо читать классические произведения и современные — какие, вам подскажут библиотечные работники или школьные учителя литературы.

Полезно вести записные книжки (дневник). У многих классиков они были. К примеру, Иван Алексеевич Бунин с ними просто не расставался, записывая буквально каждое своё впечатление: «Веточка, похожая на сломанную лапку голубя», или «Закат, похожий на яблоко». Конечно, всё зависит от вашей индивидуальности, можно обойтись и без этого, но в работе записи иногда помогают существенно, даже независимо от того, как вы это делаете — на бумаге ли, на компьютере.

— Николай Николаевич, многие ребята сейчас увлекаются ужастиками. Вот тамбовчанка Катя Карпова рассказывает в письме: «Моя мама их терпеть не может, она считает, что это не очень хорошо. Можно писать детективы, фантастику, про любовь в конце концов, но ужастики — нет!» А вы как к этому жанру относитесь?

— Взрослого человека тоже иногда тянет на ужастики, но с ними нельзя перебарщивать. Однажды я просто взял пять видеокассет напрокат — интересно было. Поглядел несколько — и так надоело! Все эти мумии ожившие, вампиры так однообразны…

В своё время на меня очень большое впечатление произвёл фильм «Вий» по Гоголю, где главную роль сыграл Леонид Куравлёв. Этот фильм можно считать первым советским ужастиком, и он действительно мне понравился. А ещё раз посмотрел его в кинотеатре уже в наши дни — так был просто удивлён, как реагировала молодёжь в зале. Ребята просто смеялись. Им смешно было смотреть, как за героем гналась ведьма на метле. Комедия, да и только! Я хочу сказать, что времена меняются, критерии оценки — тоже. Что касается литературы, а ужастик — это литературный жанр, всякая оценка настолько индивидуальна, что нельзя сказать: не пиши, Катя, больше ужастиков. Сейчас у каждого свое мнение. И если пишется — надо совершенствоваться!

То же самое можно посоветовать и Ольге Никулиной из Сампурского района, и девушке, подписавшейся Истина, и другим ребятам, присылающим в редакцию свои литературные пробы пера.

— Наши авторы так часто «награждают» своих героев иностранными именами… Читаешь такой рассказ, и не понятно, где действие происходит…

— Действительно, многие начинающие грешат этим. Наверное, сказывается всеобщая американизация нашей жизни. Очень уж большим авторитетом является телевидение. Но литература, вопреки этому убеждению, вовсе не обязана быть какой-то нереалистической, необычной, поэтому я не очень большой сторонник такой манеры. Жаль только, что ребята не находят подходящей темы для своих литературных опытов в окружающей их жизни.

Но на самом деле ведь всё просто. Если ты русский человек и живёшь в России, то и пиши о людях и событиях, которые тебя окружают. Это может быть зарисовка о школьных приятелях или услышанная от кого-то интересная история, которую ты запишешь, назвав сверстников русскими именами. Всё равно ведь заграничной жизни вы не знаете. И у читателя такой рассказ вряд ли вызовет отклик.

— Ваше отношение к плагиату? Читая иные стихи (правда, обычно юные поэты подписываются псевдонимами), мы ловим авторов на том, что произведения списаны у известных поэтов.

— Плагиат — это позор. В литературной среде к этому относятся очень жёстко. Раньше даже «пропесочивали» нерадивого автора в печати, и такому человеку приходилось несладко. После ему в литературе уже делать было нечего. Кстати, это и уголовно наказуемо, ведь подпадает под статью «кража интеллектуальной собственности». Мне возразят: а как же Дмитрий Емец, который свою «Таню Гроттер», по сути дела, «срисовал» с романа Роулинг «Гарри Поттер»? Да, было даже судебное разбирательство. Но суд русского автора оправдал. Его произведение классифицировали как пародийное. Я думаю, что оно талантливо. А юным писателям я советую ни при каких условиях не брать чужое и не выдавать его за своё. Это плохо. Попробуйте сочинять сами, как бы это тяжело вам ни казалось. Только так рождается писатель.

— Как издать книгу — у нас читатели спрашивают об этом?

— Для того, чтобы издать даже небольшую книжечку, надо накопить 5-10 тысяч рублей и принести их в издательство, которое существует при нашей писательской организации. Книга выйдет тиражом 300 экземпляров. Это небольшой тираж, его и хватит только на то, чтобы подарить книжечку своим друзьям и знакомым, раздать в библиотеки. Но, я думаю, этого будет вполне достаточно, чтобы получить какой-то отзыв со стороны читателей, сделать выводы.

— А если у школьника нет денег?

— Не стоит отчаиваться. Может быть, помогут родители, может быть, найдется спонсор. А ещё остаются журналы, особенно их можно порекомендовать молодым поэтам. Это журнал «Подъём», который издаётся в Воронеже, и некоторые московские. Наша писательская организация начинает выпускать «Тамбовский альманах». Могу посоветовать использовать Интернет, где можно почерпнуть информацию об интернет-конкурсах, интернет-журналах. Там есть и сервер начинающих поэтов. Это очень хорошая возможность опубликоваться и сразу же получить оценку единомышленников.

Так что дерзайте и пробуйте себя — возможности у вас есть. Всем юным авторам желаю творческих успехов!

Вопросы задавала Г. Казанок.
______________________________
  «Ровесник», 2005, 6 июля.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru