Я б в писатели пошёл!
«Я учусь в школе, сочиняю стихи, немного пробую себя в
прозе. Возможно ли, что меня, никому не известную девчонку,
когда-нибудь люди назовут писателем? Очень хотелось бы, но есть ли у
меня талант?»
«Можно ли в Тамбове издать мою книгу?»
«Что нужно делать для того, чтобы стать писателем?»
Всё это выдержки из ваших писем, ребята. Как правило,
многие из вас вкладывают в конверт свои первые пробы пера и ожидают
ответ — стоит ли им и впредь писать рассказы, повести, стихи. Для того,
чтобы ответить на некоторые из вопросов, мы обратились к члену Союза
писателей России, председателю Тамбовской писательской организации
Николаю Николаевичу Наседкину.
— Николай Николаевич, многим
ребятам ваша профессия кажется романтичной. Писатель всегда на виду,
всегда уважаем…
— Писатель, действительно, человек избранный. Должность
его почётна. Это счастье, которое даётся немногим. Но должен сразу
разочаровать тех, кто собирается купаться в славе. Добиться успеха
сейчас гораздо трудней, чем 10-15 лет назад. К сожалению, писателей и
книг становится всё больше, а читателей — меньше.
Что касается славы и почёта, то, если вдуматься, это
совсем не главное. Гораздо приятнее получать удовлетворение от своего
труда. Ну, может ли что-нибудь сравниться с радостью творить,
придумывать героев, создавать свой особый мир, куда затем должен войти
читатель?
Для того, чтобы состояться, нужно ещё одно непременное
условие — талант. Иначе, как бы ни бился человек, писателем ему не
стать. Графоманство — возможно, но истинное писательство — никогда.
— И как же быть, если не
знаешь, есть ли у тебя настоящий писательский талант? Ведь искра Божья,
она то сверкнёт, то пропадёт…
— В этом поможет разобраться только читатель. Родные и
близкие обычно хвалят первые литературные опыты, но если книга вышла в
свет, и читателя для неё не нашлось — тут уж ничего не поделаешь: не
получилось.
— Николай Николаевич, наши
юные читатели интересуются: в каком возрасте можно рассчитывать на
признание?
— Знаете, я сейчас как раз перечитываю французскую
писательницу Франсуазу Саган, которая опубликовала свой первый роман
«Здравствуй, грусть» в 19 лет, и он сразу же стал бестселлером. Это,
пожалуй, единственный, редчайший случай. Что касается прозы, история
литературы доказала — раньше 30 лет писателями не становятся. А до
этого времени надо всеми силами нарабатывать ученические навыки
литературного труда. Ежедневно заниматься за письменным столом по часу,
по два, а то и по три-четыре. Пишите ежедневно хотя бы по полстранички
— ведь профессиональный писатель работает не менее 8 часов в день. Надо
привыкать.
Хороший рассказ, который читают с удовольствием,
написать не так просто, как может показаться. Нужно много думать,
размышлять, потом, возможно, несколько раз переписать его,
отредактировать. Даже у профессионала на это уйдёт два-три дня, а то и
недели. Так что писательство — это страшно тяжёлая работа, от которой
устаёшь в том числе и физически.
Бывает, не пишется, но надо себя преодолевать —
переключиться, попробовать себя, например, в поэзии. Как показывает
практика, стихи одарённому человеку даются легко в любом возрасте. С
них тоже можно начать свой путь в литературу.
Писатель, особенно начинающий, должен ещё и очень много
читать, иначе ему просто не разобраться, как писать самому. Что читать?
До определённого момента — всё, что нравится. Но вот начиная лет с
14-ти работа над собой у того, кто собирается быть писателем, должна
становиться всё более систематической и целенаправленной. Надо читать
классические произведения и современные — какие, вам подскажут
библиотечные работники или школьные учителя литературы.
Полезно вести записные книжки (дневник). У многих
классиков они были. К примеру, Иван Алексеевич Бунин с ними просто не
расставался, записывая буквально каждое своё впечатление: «Веточка,
похожая на сломанную лапку голубя», или «Закат, похожий на яблоко».
Конечно, всё зависит от вашей индивидуальности, можно обойтись и без
этого, но в работе записи иногда помогают существенно, даже независимо
от того, как вы это делаете — на бумаге ли, на компьютере.
— Николай Николаевич, многие
ребята сейчас увлекаются ужастиками. Вот тамбовчанка Катя Карпова
рассказывает в письме: «Моя мама их терпеть не может, она считает, что
это не очень хорошо. Можно писать детективы, фантастику, про любовь в
конце концов, но ужастики — нет!» А вы как к этому жанру относитесь?
— Взрослого человека тоже иногда тянет на ужастики, но с
ними нельзя перебарщивать. Однажды я просто взял пять видеокассет
напрокат — интересно было. Поглядел несколько — и так надоело! Все эти
мумии ожившие, вампиры так однообразны…
В своё время на меня очень большое впечатление произвёл
фильм «Вий» по Гоголю, где главную роль сыграл Леонид Куравлёв. Этот
фильм можно считать первым советским ужастиком, и он действительно мне
понравился. А ещё раз посмотрел его в кинотеатре уже в наши дни — так
был просто удивлён, как реагировала молодёжь в зале. Ребята просто
смеялись. Им смешно было смотреть, как за героем гналась ведьма на
метле. Комедия, да и только! Я хочу сказать, что времена меняются,
критерии оценки — тоже. Что касается литературы, а ужастик — это
литературный жанр, всякая оценка настолько индивидуальна, что нельзя
сказать: не пиши, Катя, больше ужастиков. Сейчас у каждого свое мнение.
И если пишется — надо совершенствоваться!
То же самое можно посоветовать и Ольге Никулиной из
Сампурского района, и девушке, подписавшейся Истина, и другим ребятам,
присылающим в редакцию свои литературные пробы пера.
— Наши авторы так часто
«награждают» своих героев иностранными именами… Читаешь такой рассказ,
и не понятно, где действие происходит…
— Действительно, многие начинающие грешат этим.
Наверное, сказывается всеобщая американизация нашей жизни. Очень уж
большим авторитетом является телевидение. Но литература, вопреки этому
убеждению, вовсе не обязана быть какой-то нереалистической, необычной,
поэтому я не очень большой сторонник такой манеры. Жаль только, что
ребята не находят подходящей темы для своих литературных опытов в
окружающей их жизни.
Но на самом деле ведь всё просто. Если ты русский
человек и живёшь в России, то и пиши о людях и событиях, которые тебя
окружают. Это может быть зарисовка о школьных приятелях или услышанная
от кого-то интересная история, которую ты запишешь, назвав сверстников
русскими именами. Всё равно ведь заграничной жизни вы не знаете. И у
читателя такой рассказ вряд ли вызовет отклик.
— Ваше отношение к плагиату?
Читая иные стихи (правда, обычно юные поэты подписываются
псевдонимами), мы ловим авторов на том, что произведения списаны у
известных поэтов.
— Плагиат — это позор. В литературной среде к этому
относятся очень жёстко. Раньше даже «пропесочивали» нерадивого автора в
печати, и такому человеку приходилось несладко. После ему в литературе
уже делать было нечего. Кстати, это и уголовно наказуемо, ведь
подпадает под статью «кража интеллектуальной собственности». Мне
возразят: а как же Дмитрий Емец, который свою «Таню Гроттер», по сути
дела, «срисовал» с романа Роулинг «Гарри Поттер»? Да, было даже
судебное разбирательство. Но суд русского автора оправдал. Его
произведение классифицировали как пародийное. Я думаю, что оно
талантливо. А юным писателям я советую ни при каких условиях не брать
чужое и не выдавать его за своё. Это плохо. Попробуйте сочинять сами,
как бы это тяжело вам ни казалось. Только так рождается писатель.
— Как издать книгу — у нас
читатели спрашивают об этом?
— Для того, чтобы издать даже небольшую книжечку, надо
накопить 5-10 тысяч рублей и принести их в издательство, которое
существует при нашей писательской организации. Книга выйдет тиражом 300
экземпляров. Это небольшой тираж, его и хватит только на то, чтобы
подарить книжечку своим друзьям и знакомым, раздать в библиотеки. Но, я
думаю, этого будет вполне достаточно, чтобы получить какой-то отзыв со
стороны читателей, сделать выводы.
— А если у школьника нет
денег?
— Не стоит отчаиваться. Может быть, помогут родители,
может быть, найдется спонсор. А ещё остаются журналы, особенно их можно
порекомендовать молодым поэтам. Это журнал «Подъём», который издаётся в
Воронеже, и некоторые московские. Наша писательская организация
начинает выпускать «Тамбовский альманах». Могу посоветовать
использовать Интернет, где можно почерпнуть информацию об
интернет-конкурсах, интернет-журналах. Там есть и сервер начинающих
поэтов. Это очень хорошая возможность опубликоваться и сразу же
получить оценку единомышленников.
Так что дерзайте и пробуйте себя — возможности у вас
есть. Всем юным авторам желаю творческих успехов!
Вопросы задавала Г. Казанок.
______________________________
«Ровесник», 2005, 6 июля. |