Новое должно быть интересным
Это видеоинтервью
можно посмотреть в соцсетях:
Дом печати. Шестой этаж. Штаб-квартира тамбовской
пишущей интеллигенции. Здесь находится кают-компания областной
писательской организации, которой в этом году исполнилось ни много ни
мало целых пятьдесят лет. Встречает нас Николай Николаевич Наседкин —
председатель правления Тамбовской писательской организации, секретарь
правления Союза писателей России, автор более десяти книг, создатель и
главный редактор «Тамбовского альманаха», лауреат многих областных и
федеральных литературных наград.
— Николай Николаевич, все
наши телевизионные коллеги в основном с поздравлениями уже отметились,
мы, к сожалению, немного припоздали, тем не менее мы здесь, наши самые
искренние поздравления всей писательской братии принимайте и расскажите
нашим зрителям, с какими достижениями ваша организация подошла к своему
пятидесятилетию…
— Ну насчёт поздравлений… Дело в том, что юбилей у нас
ещё впереди — одиннадцатого ноября. Кто-то нас, и правда, уже успел
поздравить заранее, спасибо и вам за поздравления, но, думаю, не грех
их повторить потом и на юбилейном торжестве одиннадцатого ноября. Что
касается достижений, то, к сожалению, не всё удалось, что планировали,
но кое-что и удалось. Самое главное, мы сделали писателям какую-никакую
материальную поддержку: уже несколько лет многие члены нашей
организации получают творческие стипендии. Второе, что нам удалось и
удаётся, это поддерживать книгоиздание, потому что для писателя самое
главное, чтобы книги его выходили. Нам удаётся каждому юбиляру к его
юбилею издавать книгу, да и помимо этого, без всяких юбилейных поводов,
выпускаем за счёт бюджета сборники стихов или прозы самых талантливых
наших поэтов и прозаиков. Ну и третье и самое главное из наших
достижений, я считаю, — мы учредили и выпускаем дважды в год
«Тамбовский альманах». Это практически наш областной журнал, он зеркало
и нашей писательской организации, и всей сегодняшней тамбовской
литературы.
— А каковы достижения и
творческие планы самого писателя Николая Наседкина? О чём пишется, о
чём не пишется?
— Я скажу, что мне наиболее хорошо работалось в
девяностые годы, как это ни странно. Вроде бы был такой ужас в стране,
но, с другой стороны, было столько тем, такой материал жизненный. О
себе, может, так не принято говорить, но рассвет моего творчества
наступил именно в девяностые годы, когда мне за сорок перевалило. И
как-то так получилось, что с московскими издательствами у меня
наладились контакты. У меня в столичных издательствах «Голос», «АСТ»,
«Алгоритм» начали одна за другой выходить книги. И вот когда меня семь
лет назад избрали председателем писательской организации, у меня было
опасение, что у меня теперь не будет времени на своё творчество.
Поначалу, слава Богу, эти опасения оказались напрасными. Мне удалось
написать и издать книгу «Люпофь», скажем так, довольно объёмную. Мне
удалось написать ещё одну книгу, три года назад я её закончил,
называется «Гуд бай, май…», она автобиографическая, как почти вся моя
проза, и ещё более объёмная. Эта книга наконец тоже уже в производстве,
в типографии и в конце ноября должна выйти — получится, можно сказать,
мой подарок пятидесятилетию писательской организации. Повторяю, я
закончил работу над этой книгой три года назад, и вот случился перерыв
в два года, не писал ни строчки — то ли обстоятельства мешали, то ли
тем волнующих не нашлось. И вот, слава Богу, этот двухгодичный перерыв
закончился, и я в этом году написал рассказ «Судьба писателя» и повесть
«Сто двадцать лет спустя» под общим названием «Чеховские мотивы». Они
опубликованы в «Тамбовском альманахе» номер десять, который посвящён
юбилею писательской организации.
— Помнится, энное количество
лет назад молодой, злой, талантливый Коля Наседкин вошёл в тамбовскую
литературу, да что там вошёл — дверь ногой открыл, замечательной
повестью «Казнить нельзя помиловать», в которой так беспощадно прошёлся
по закулисью Дома печати, писательской организации, что многих просто
оторопь взяла. Сейчас умудрённый жизненным опытом Николай Николаевич
Наседкин и сам руководит этой писательской организацией, произносит
правильные речи, сидит в умных президиумах… Вот эта метаморфоза, она
достаточно легко далась Наседкину?
— Альберт, ты вспомнил мою первую повесть «Казнить
нельзя помиловать», которая была опубликована в сборнике «Осада» в 1993
году… Да, действительно, она в своё время наделала много шуму, потому
что там события описывались, которые многие читатели знали, и прототипы
узнаваемые были… Но сразу скажу, только вот я пытался представить, что
я стал белым и пушистым в своих последних произведениях, но вот ты
сейчас навёл меня на мысль, что я практически не меняюсь. В этой новой
моей повести «Сто двадцать лет спустя» как раз главный герой — он
писатель, правда, московский, литгенерал — по делам приезжает в город
Баранов, в котором не трудно, как всегда у меня, угадать город Тамбов.
И там он встречается с местными писателями, и вот его впечатления от
этих встреч в чём-то перекликаются с соответствующими страницами первой
повести, так что постоянные читатели мои скажут: да-а-а, Наседкин за
эти годы мало изменился…
— Николай Николаевич, а за
что тебя так недолюбливают братья-писатели? Завидуют бездари, или это
вообще характерно для творческих людей так ревностно относиться к
успеху своих коллег?
— Ну я здесь не совсем соглашусь с обобщением, потому
что не все недолюбливают, далеко не все завидуют. Но есть такие, к
сожалению. Я просто напомню хрестоматийные строчки: «У поэтов есть
такой обычай, в круг сойдясь, оплёвывать друг друга…»
— Злые языки утверждают, что
многие тамбовские писатели злоупотребляют известным российским
напитком. Вот сейчас у нас есть прекрасная возможность, глядя в глаза
нашим телезрителям, сказать, что это не так, и нехай злопыхатели
замолчат…
— Что ж, глядя в глаза телезрителям, можно затронуть и
эту глобальную тему. Да, творческие люди, как известно, не прочь
подружиться с «зелёным змием». И у нас в писательской организации
многие через это прошли, и я в том числе. Тут ведь дело вот в чём, у
каждого, кто в своей жизни начал крепко попивать, потом есть два пути.
Первый путь, условно говоря, налево, ведёт в тупик, в сломанную жизнь и
судьбу, в преждевременную могилу. Второй путь, условно говоря, направо,
более светлый: человек попил, попил, потом понял, что это совершенно
мешает ему жить, мешает ему работать и, главное, мешает писать-творить,
и — пить прекращает. В нашей писательской организации в последнее
время, и вот как раз на эту тему злопыхатели шутят, утвердился сухой
закон будто бы в приказном порядке. Да, пить стали намного меньше, но
не в приказном порядке. У меня у самого в моей жизни были проблемы с
алкоголем, и я, слава Богу, несколько лет назад с этим окончательно
завязал. Есть ещё у нас несколько писателей, ставших убеждёнными
трезвенниками. Думаю, положительный пример как раз нагляден и
заразителен для остальных…
— Вернёмся к творчеству. Как
у нас в Тамбове обстоят дела с молодыми талантами? Получают они от
писательской организации какую-то поддержку?
— Насчёт поддержки хочу сказать, что и писательская
организация, и я как председатель — мы как раз очень молодых
поддерживаем. Печатаем их в «Тамбовском альманахе», в коллективных
сборниках, помогаем издавать самым ярким и авторские книги. Но меня,
правда, несколько огорчает, что в основном молодые пробуют себя в
поэзии, прозаиков практически нет. Вот я и хочу через телевидение
обратиться на всю область с призывом: если кто пробует свои силы в
прозе, приходите в писательскую организацию — посмотрим, почитаем,
поддержим…
— Ну и в конце просьба:
хочется услышать какой-нибудь фирменный литературный анекдот от
Наседкина.
— Мне нравится вот такой анекдот, и, кстати, в нём много
поучительного для начинающих литераторов. К известному американскому
писателю Марку Твену пришёл начинающий писатель, дал свою повесть и
попросил оценить. Тот прочитал и при новой встрече сказал: «Знаете, в
вашем произведении много нового и интересного…» Молодой автор поспешил
обрадоваться, однако мэтр продолжил: «Но, к сожалению, новое не
интересно, а интересное — не ново».
Вопросы задавал А. Зверев.
______________________________
ТВ «Полис», 2010, 13 октября.
|