Шестой председатель
Это видеоинтервью
можно посмотреть в соцсетях:
У нас в гостях сегодня Николай Николаевич Наседкин —
писатель, председатель правления Тамбовской писательской организации,
секретарь правления Союза писателей России.
— Здравствуйте, Николай
Николаевич! Сегодня мы пригласили вас в первую очередь не как писателя,
а как председателя Тамбовского отделения Союза писателей России.
Расскажите об этой организации.
— Начнём с того, что такое вообще — Тамбовское отделение
Союза писателей России. Это тридцать пять человек. Это, если по
профессиональному разделению, пятнадцать поэтов, восемнадцать
прозаиков, один драматург и один критик. По возрасту: самому молодому
сорок, самому старшему восемьдесят шесть лет. Писательская организация
в Тамбове была создана в 1960 году. Я возглавил её в прошлом году и по
счёту шестой председатель. Вот такая вкратце история и таков состав на
сегодняшний день.
— Николай Николаевич, а ваша
работа как председателя — в чём она заключается?
— Ну это творческая организация, и моя задача как
руководителя любой творческой организации, это в первую очередь и
особенно в наши дни, — сделать всё для того, чтобы членам организации
жилось лучше, если можно так выразиться, богаче, привольнее, чтобы у
них были условия для творчества. И первое, что я сделал, когда меня
избрали на этот пост, начал пробивать, чтобы по примеру соседних
областей у нас писатели получали творческие стипендии. И в результате
встречи с губернатором нашей области Олегом Ивановичем Бетиным мне
удалось выпросить деньги на это, их хватило на девятнадцать стипендий
по
пятьсот рублей ежемесячно. Мы провели творческий конкурс в своей
организации и девятнадцать самых достойных из тридцати пяти в этом году
уже получают творческие стипендии. Мы теперь выходим в областную Думу с
предложением, чтобы это прошло уже как закон Тамбовской области, чтобы
стипендии ежегодно автоматически назначались, и я хочу добиться, чтобы
каждый член нашей писательской организации получал такую стипендию. И
чтобы она была больше и больше, и больше с каждым годом.
— При вашей организации есть
ещё какой-то Литературный фонд?
— Вот что второе удалось сделать — это как раз создать
Литературный фонд. Вернее зарегистрировать Тамбовское отделение
Литфонда. Сама эта организация очень старая, историю ведёт ещё с
девятнадцатого века. Главная её задача — материальная поддержка
писателей. Сразу при Литфонде мы создали и своё писательское
издательство, которое со временем, надеюсь, будет приносить нам
прибыль. Издательство уже начало работать, и первая книга буквально
через неделю выйдет из типографии. Это сборник молодой поэтессы Елены
Луканкиной «Искусство крика». Вторая книга, которую мы готовим,
уникальная, я уже заканчиваю над ней работу как составитель, редактор,
автор макета и оформления. Сборник в 550 страниц, томище в твёрдом
переплёте, называется «Тамбовский писатель-2004», под обложкой
представлены произведения всех членов нашей писательской организации.
Это будет наша визитная карточка. То есть любой читатель,
интересующийся тамбовской литературой, по этой книге может представить
себе, что такое в общем и целом тамбовские писатели.
— Вы говорили о финансах.
Как сейчас обстоят дела с финансированием вашей организации?
— С финансами в последние годы у писательской
организации было плохо. Спасибо областному управлению культуры, что не
бросило нас на произвол судьбы. Он выделяло и какие-то средства
продолжает выделять — на минимальную ставку председателю, на оплату
аренды комнатушки в Доме печати, ну и на кой-какие другие мелочи. Вот
мы именно для этого Литфонд создали, чтобы не только ждать милостей от
руководства области, но и пытаться искать спонсоров, самим учиться
зарабатывать деньги. Наша мечта, перейти со временем на финансовое
самообеспечение.
— А уже есть какой-то
бизнес-план?
— Наши задумки такие: первое, что будет приносить нам
доход — это издательство. В Тамбове, как и по всей России, очень много
авторов, желающих издать книгу за свой счёт. Второе, что мы собираемся
делать, — это книготорговля: открыть, быть может, собственный
магазинчик, а пока два-три лотка в разных районах города. В-третьих, мы
собираемся создать литературные курсы, где будет литконсультация,
литучёба — много у нас пишущих стихи и прозу, но они не знают, куда
прийти с ними, проконсультироваться, получается у них или не
получается. Вот мы и собираемся открыть литкурсы на платной какой-то
минимальной основе, но это всё равно будет доход. Ну и, конечно, пункт
номер один в этом плане — это спонсоры. Я уверен, что не перевелись на
Тамбовщине люди, которые, заработав большие деньги, захотят поддержать
культуру, литературу. Сами они не утратили какие-то там навыки чтения,
я надеюсь.
— Давайте чуть подробнее
поговорим о книгоиздании. И вы ещё ничего не сказали о публикациях в
журналах.
— Да, у нас речь шла об издательстве нашего Литфонда и
первых его книгах. А я хочу рассказать о книгоиздании и публикациях
наших писателей вообще. В последнее время стало так много выходить
книг. Прямо какой-то бум. У нас в нашей комнате в Доме печати есть
такой шкаф со стеклянными дверцами, в котором мы выставляем новинки —
там уже места нет. То есть наши писатели сами находят спонсоров или за
свой счёт издают — это одно. А второе, у нас в этом году пять юбиляров,
в прошлом году было двое, и вот нам администрация области выделяет
средства на издание их книг. Вот-вот выйдет двухтомник Бориса Панова.
Это один из старейших наших писателей, живущий в Мичуринске — ему в
декабре исполнилось восемьдесят. Только что выпустили сборник Татьяны
Курбатовой к её юбилею, очень симпатичная книжечка получилась
И у нас в последнее время часто стали появляться
публикации в толстых престижных журналах. Это тоже очень радует. В
«Нашем современнике» в прошлом году появилось три публикации.
Поэтическая подборка нашего поэта Анатолия Остроухова, которая, кстати,
получила премию журнала как лучшая публикация года. Был там опубликован
рассказ Аркадия Макарова, который был у вас недавно в гостях. И была в
«Нашем современнике» моя статья напечатана «Минус Достоевского». И
«Подъём» воронежский региональный журнал тоже полюбил тамбовских
писателей. Постоянно он публикует Валерия Аршанского, Владимира
Селивёрстова, в последнем номере появилась подборка нашей молодой
поэтессы Татьяны Маликовой — она учится сейчас на Высших литературных
курсах в Москве и кандидат номер один на вступление в Союз писателей. И
вот в следующем номере престижного регионального журнала «Урал», это
Екатеринбург, выходит подборка из трёх моих рассказов. Так что в этом
плане всё у нас хорошо и прекрасно.
— Николай Николаевич, книг
издаётся много, но ведь не всегда количество означает и качество?
— Дело в том, что был глухой период в жизни наших
писателей, когда даже количества не было. Это очень угнетало. Я за то,
чтобы пусть пока хотя бы количество книг растёт, тем более, люди издают
за свой счёт. Читателям уже сейчас есть из чего выбрать. А со временем,
я уверен, и качество выйдет на первый план. Добавлю, что в нашем
издательстве Литфонда мы планку качества стараемся держать.
— А что представляет из себя
это ваше издательство?
— К сожалению, в нашей писательской организации нет даже
компьютера. Я сейчас хожу по инстанциям, намекаю, выпрашиваю, чтобы
подарили: как же творческой организации можно без компьютера. Пока же
весь издательский цикл, допечатную подготовку книг я делаю дома на
своём домашнем компьютере. А современное издательство — это, по сути,
мощный компьютер. Слава Богу, у меня такой дома есть, «Пентиум-4», со
всеми программами, всеми наворотами. Не совсем для меня удобно и даже
тяжело: приходится разрываться между своим домом и Домом печати, но
пока выхода нет.
Может быть, не все представляют себе, что такое
издательский цикл. Издательство подготавливает макет книги. Этот макет
в моём компьютере существует в виде готовых набранных,
отредактированных страниц, оформленных заголовками, заставками,
рисунками. Всё это распечатывается на принтере в виде бумажного макета,
копируется в виде файла на DVD-диск и доставляется в типографию, а там
книгу уже распечатывают, делают тираж. Мы платим типографии за печать
тиража и получаем готовую книгу.
— А расскажите ещё, как
человек может стать членом Союза писателей России?
— С одной стороны, трудно, с другой, если ты талантлив и
удачлив, — легко. Существуют правила приёма в Союз писателей. Они
довольно простые. Человеку надо выпустить не менее трёх книг,
заручиться рекомендациями трёх членов СП, имеющих стаж не менее трёх
лет, и желательно иметь отклики, рецензии на своё творчество в
журналах, газетах. А потом подать заявление о приёме, правление
рассмотрит его и, если человек достоин, вынесет вопрос на общее
собрание писательской организации. А уже там при голосовании надо
набрать две трети голосов от списочного состава организации. То есть в
нашем случае — двадцать три голоса. Ну и Москва потом должна утвердить
решение наше. И, как правило, утверждает — сейчас это почти
формальность: Москва доверяет в этом вопросе региональным организациям.
— А Тамбовская организация
уступает по численности соседним региональным организациям?
— Ну Тамбов вообще не самый большой город в Центральной
России. У нас примерно соответствует и организация этому. У нас, как
уже говорилось, тридцать пять членов СП, а, к примеру, в Воронеже
семьдесят, в Белгороде пятьдесят три, в Архангельске пятьдесят пять…
— А что, у нас кроме
тридцати пяти нет больше талантливых прозаиков и поэтов?
— У нас ещё не менее пятнадцати человек, которые хотели
бы вступить в Союз писателей. Они имеют книги, давно публикуются, и
возраст самый разный — от двадцати до восьмидесяти лет. Вот у нас
недавно пробовал вступить поэт, не буду называть его имя, чтобы не
травмировать лишний раз, ему семьдесят восемь лет. Он две книги
выпустил, сейчас третью подготовил. Ну вот он попытался и у него не
получилось. Правление он прошёл, а на собрании голосов не набрал. А вот
та же Таня Маликова когда окончит Высшие литкурсы и будет вступать, я
уверен, будет принята без заминки — несомненно талантлива. И ещё есть
перспективные молодые — Елена Луканкина, Геннадий Грезнев, Маша
Знобищева, ещё несколько воспитанников литобъединения «Тропинка»,
подопечных Валентины Тихоновны Дорожкиной… Организация будет расти в
основном за счёт молодых.
— Возрастных ограничений,
как мы понимаем, у вас нет? Можно и в двадцать лет вступить?
— Хоть в шестнадцать. Три книги есть — пожалуйста,
подавай заявление.
— Николай Николаевич, а
каковы ближайшие планы вашей организации?
— Во-первых, мы намерены активизировать работу с
литературными конкурсами. С управлением культуры области мы сейчас
проводим конкурс к шестидесятилетию Победы, итоги подведём в мае
следующего года. Люди уже активно присылают материалы на этот конкурс,
он набирает обороты. Это радует. А огорчает, к примеру: мы вот задумали
конкурс под названием «Наркотикам — нет!». Сейчас это проблема из
проблем — борьба с наркотиками, создали даже специальное управление.
Вот мы нашему областному управлению по борьбе с наркотиками и
предложили: давайте совместно проведём конкурс на лучшее произведение
по этой теме. Мы теоретическую часть разработали, все условия конкурса,
создали жюри, взяли на себя всю отборочную часть — принимать материалы,
изучать, оценивать. От управления требовалось только выделить финансы
на премии. Там премии-то небольшие, по две-пять тысяч рублей. На словах
они вроде бы согласились, но вот в разгаре вторая половина года, а
дело, к сожалению, до выделения средств не дошло. То есть в этом году
мы конкурс этот уже не проведём.
— Вы сказали, что у вас в
организации есть один критик. А вообще как в Тамбове обстоят дела с
литературной критикой?
— У нас критик Лариса Васильевна Полякова, профессор
тамбовского университета имени Державина, она вступила в Союз писателей
ещё в 1982 году, то есть ветеран писательской организации (не по
возрасту, а по стажу). Всё, с тех пор как отрезало, новых
профессиональных критиков, к сожалению, не появилось. А сейчас
литературная критика в российской литературе в загоне страшном, критика
как жанр исчезла. Я сам когда-то занимался критикой, и у меня есть
большие надежды, что с возрождением литературы (а она, на мой взгляд,
сейчас возрождается, то есть от массовой, развлекательной она переходит
к более серьёзной) возродится и критика, что у нас появятся молодые
критики.
— А вот те, кто сейчас
состоят в писательской организации, они пишут исключительно прозу, или
исключительно поэзию, или им удаётся всё-таки совмещать и то и другое?
— Я говорил, что у нас чисто по анкетному разделению
пятнадцать поэтов и восемнадцать прозаиков, но человек десять из них
пишут и прозу и поэзию. И это им удаётся. Я и сам пишу прозу, занимаюсь
литературоведением, пробую силы в драматургии…
— На этом мы вынуждены
закончить, время нашей передачи истекло. Осталось ещё немало вопросов,
и мы надеемся, что вы к нам ещё придёте не раз. Успехов вам в работе и
до свидания.
______________________________
ТВ «Олимп-СТС», 2004, 4 августа. |