Николай Наседкин


ИНТЕРВЬЮ


ИНТЕРВЬЮ


Обложка

Шестой председатель

Это видеоинтервью можно посмотреть в соцсетях:

Смотреть видео в Одноклассниках Смотреть видео в Фейсбуке Смотреть видео ВКонтакте

У нас в гостях сегодня Николай Николаевич Наседкин — писатель, председатель правления Тамбовской писательской организации, секретарь правления Союза писателей России.

— Здравствуйте, Николай Николаевич! Сегодня мы пригласили вас в первую очередь не как писателя, а как председателя Тамбовского отделения Союза писателей России. Расскажите об этой организации.

— Начнём с того, что такое вообще — Тамбовское отделение Союза писателей России. Это тридцать пять человек. Это, если по профессиональному разделению, пятнадцать поэтов, восемнадцать прозаиков, один драматург и один критик. По возрасту: самому молодому сорок, самому старшему восемьдесят шесть лет. Писательская организация в Тамбове была создана в 1960 году. Я возглавил её в прошлом году и по счёту шестой председатель. Вот такая вкратце история и таков состав на сегодняшний день.

— Николай Николаевич, а ваша работа как председателя — в чём она заключается?

— Ну это творческая организация, и моя задача как руководителя любой творческой организации, это в первую очередь и особенно в наши дни, — сделать всё для того, чтобы членам организации жилось лучше, если можно так выразиться, богаче, привольнее, чтобы у них были условия для творчества. И первое, что я сделал, когда меня избрали на этот пост, начал пробивать, чтобы по примеру соседних областей у нас писатели получали творческие стипендии. И в результате встречи с губернатором нашей области Олегом Ивановичем Бетиным мне удалось выпросить деньги на это, их хватило на девятнадцать стипендий по пятьсот рублей ежемесячно. Мы провели творческий конкурс в своей организации и девятнадцать самых достойных из тридцати пяти в этом году уже получают творческие стипендии. Мы теперь выходим в областную Думу с предложением, чтобы это прошло уже как закон Тамбовской области, чтобы стипендии ежегодно автоматически назначались, и я хочу добиться, чтобы каждый член нашей писательской организации получал такую стипендию. И чтобы она была больше и больше, и больше с каждым годом.

— При вашей организации есть ещё какой-то Литературный фонд?

— Вот что второе удалось сделать — это как раз создать Литературный фонд. Вернее зарегистрировать Тамбовское отделение Литфонда. Сама эта организация очень старая, историю ведёт ещё с девятнадцатого века. Главная её задача — материальная поддержка писателей. Сразу при Литфонде мы создали и своё писательское издательство, которое со временем, надеюсь, будет приносить нам прибыль. Издательство уже начало работать, и первая книга буквально через неделю выйдет из типографии. Это сборник молодой поэтессы Елены Луканкиной «Искусство крика». Вторая книга, которую мы готовим, уникальная, я уже заканчиваю над ней работу как составитель, редактор, автор макета и оформления. Сборник в 550 страниц, томище в твёрдом переплёте, называется «Тамбовский писатель-2004», под обложкой представлены произведения всех членов нашей писательской организации. Это будет наша визитная карточка. То есть любой читатель, интересующийся тамбовской литературой, по этой книге может представить себе, что такое в общем и целом тамбовские писатели.

— Вы говорили о финансах. Как сейчас обстоят дела с финансированием вашей организации?

— С финансами в последние годы у писательской организации было плохо. Спасибо областному управлению культуры, что не бросило нас на произвол судьбы. Он выделяло и какие-то средства продолжает выделять — на минимальную ставку председателю, на оплату аренды комнатушки в Доме печати, ну и на кой-какие другие мелочи. Вот мы именно для этого Литфонд создали, чтобы не только ждать милостей от руководства области, но и пытаться искать спонсоров, самим учиться зарабатывать деньги. Наша мечта, перейти со временем на финансовое самообеспечение.

— А уже есть какой-то бизнес-план?

— Наши задумки такие: первое, что будет приносить нам доход — это издательство. В Тамбове, как и по всей России, очень много авторов, желающих издать книгу за свой счёт. Второе, что мы собираемся делать, — это книготорговля: открыть, быть может, собственный магазинчик, а пока два-три лотка в разных районах города. В-третьих, мы собираемся создать литературные курсы, где будет литконсультация, литучёба — много у нас пишущих стихи и прозу, но они не знают, куда прийти с ними, проконсультироваться, получается у них или не получается. Вот мы и собираемся открыть литкурсы на платной какой-то минимальной основе, но это всё равно будет доход. Ну и, конечно, пункт номер один в этом плане — это спонсоры. Я уверен, что не перевелись на Тамбовщине люди, которые, заработав большие деньги, захотят поддержать культуру, литературу. Сами они не утратили какие-то там навыки чтения, я надеюсь.

— Давайте чуть подробнее поговорим о книгоиздании. И вы ещё ничего не сказали о публикациях в журналах.

— Да, у нас речь шла об издательстве нашего Литфонда и первых его книгах. А я хочу рассказать о книгоиздании и публикациях наших писателей вообще. В последнее время стало так много выходить книг. Прямо какой-то бум. У нас в нашей комнате в Доме печати есть такой шкаф со стеклянными дверцами, в котором мы выставляем новинки — там уже места нет. То есть наши писатели сами находят спонсоров или за свой счёт издают — это одно. А второе, у нас в этом году пять юбиляров, в прошлом году было двое, и вот нам администрация области выделяет средства на издание их книг. Вот-вот выйдет двухтомник Бориса Панова. Это один из старейших наших писателей, живущий в Мичуринске — ему в декабре исполнилось восемьдесят. Только что выпустили сборник Татьяны Курбатовой к её юбилею, очень симпатичная книжечка получилась

И у нас в последнее время часто стали появляться публикации в толстых престижных журналах. Это тоже очень радует. В «Нашем современнике» в прошлом году появилось три публикации. Поэтическая подборка нашего поэта Анатолия Остроухова, которая, кстати, получила премию журнала как лучшая публикация года. Был там опубликован рассказ Аркадия Макарова, который был у вас недавно в гостях. И была в «Нашем современнике» моя статья напечатана «Минус Достоевского». И «Подъём» воронежский региональный журнал тоже полюбил тамбовских писателей. Постоянно он публикует Валерия Аршанского, Владимира Селивёрстова, в последнем номере появилась подборка нашей молодой поэтессы Татьяны Маликовой — она учится сейчас на Высших литературных курсах в Москве и кандидат номер один на вступление в Союз писателей. И вот в следующем номере престижного регионального журнала «Урал», это Екатеринбург, выходит подборка из трёх моих рассказов. Так что в этом плане всё у нас хорошо и прекрасно.

— Николай Николаевич, книг издаётся много, но ведь не всегда количество означает и качество?

— Дело в том, что был глухой период в жизни наших писателей, когда даже количества не было. Это очень угнетало. Я за то, чтобы пусть пока хотя бы количество книг растёт, тем более, люди издают за свой счёт. Читателям уже сейчас есть из чего выбрать. А со временем, я уверен, и качество выйдет на первый план. Добавлю, что в нашем издательстве Литфонда мы планку качества стараемся держать.

— А что представляет из себя это ваше издательство?

— К сожалению, в нашей писательской организации нет даже компьютера. Я сейчас хожу по инстанциям, намекаю, выпрашиваю, чтобы подарили: как же творческой организации можно без компьютера. Пока же весь издательский цикл, допечатную подготовку книг я делаю дома на своём домашнем компьютере. А современное издательство — это, по сути, мощный компьютер. Слава Богу, у меня такой дома есть, «Пентиум-4», со всеми программами, всеми наворотами. Не совсем для меня удобно и даже тяжело: приходится разрываться между своим домом и Домом печати, но пока выхода нет.

Может быть, не все представляют себе, что такое издательский цикл. Издательство подготавливает макет книги. Этот макет в моём компьютере существует в виде готовых набранных, отредактированных страниц, оформленных заголовками, заставками, рисунками. Всё это распечатывается на принтере в виде бумажного макета, копируется в виде файла на DVD-диск и доставляется в типографию, а там книгу уже распечатывают, делают тираж. Мы платим типографии за печать тиража и получаем готовую книгу.

— А расскажите ещё, как человек может стать членом Союза писателей России?

— С одной стороны, трудно, с другой, если ты талантлив и удачлив, — легко. Существуют правила приёма в Союз писателей. Они довольно простые. Человеку надо выпустить не менее трёх книг, заручиться рекомендациями трёх членов СП, имеющих стаж не менее трёх лет, и желательно иметь отклики, рецензии на своё творчество в журналах, газетах. А потом подать заявление о приёме, правление рассмотрит его и, если человек достоин, вынесет вопрос на общее собрание писательской организации. А уже там при голосовании надо набрать две трети голосов от списочного состава организации. То есть в нашем случае — двадцать три голоса. Ну и Москва потом должна утвердить решение наше. И, как правило, утверждает — сейчас это почти формальность: Москва доверяет в этом вопросе региональным организациям.

— А Тамбовская организация уступает по численности соседним региональным организациям?

— Ну Тамбов вообще не самый большой город в Центральной России. У нас примерно соответствует и организация этому. У нас, как уже говорилось, тридцать пять членов СП, а, к примеру, в Воронеже семьдесят, в Белгороде пятьдесят три, в Архангельске пятьдесят пять…

— А что, у нас кроме тридцати пяти нет больше талантливых прозаиков и поэтов?

— У нас ещё не менее пятнадцати человек, которые хотели бы вступить в Союз писателей. Они имеют книги, давно публикуются, и возраст самый разный — от двадцати до восьмидесяти лет. Вот у нас недавно пробовал вступить поэт, не буду называть его имя, чтобы не травмировать лишний раз, ему семьдесят восемь лет. Он две книги выпустил, сейчас третью подготовил. Ну вот он попытался и у него не получилось. Правление он прошёл, а на собрании голосов не набрал. А вот та же Таня Маликова когда окончит Высшие литкурсы и будет вступать, я уверен, будет принята без заминки — несомненно талантлива. И ещё есть перспективные молодые — Елена Луканкина, Геннадий Грезнев, Маша Знобищева, ещё несколько воспитанников литобъединения «Тропинка», подопечных Валентины Тихоновны Дорожкиной… Организация будет расти в основном за счёт молодых.

— Возрастных ограничений, как мы понимаем, у вас нет? Можно и в двадцать лет вступить?

— Хоть в шестнадцать. Три книги есть — пожалуйста, подавай заявление.

— Николай Николаевич, а каковы ближайшие планы вашей организации?

— Во-первых, мы намерены активизировать работу с литературными конкурсами. С управлением культуры области мы сейчас проводим конкурс к шестидесятилетию Победы, итоги подведём в мае следующего года. Люди уже активно присылают материалы на этот конкурс, он набирает обороты. Это радует. А огорчает, к примеру: мы вот задумали конкурс под названием «Наркотикам — нет!». Сейчас это проблема из проблем — борьба с наркотиками, создали даже специальное управление. Вот мы нашему областному управлению по борьбе с наркотиками и предложили: давайте совместно проведём конкурс на лучшее произведение по этой теме. Мы теоретическую часть разработали, все условия конкурса, создали жюри, взяли на себя всю отборочную часть — принимать материалы, изучать, оценивать. От управления требовалось только выделить финансы на премии. Там премии-то небольшие, по две-пять тысяч рублей. На словах они вроде бы согласились, но вот в разгаре вторая половина года, а дело, к сожалению, до выделения средств не дошло. То есть в этом году мы конкурс этот уже не проведём.

— Вы сказали, что у вас в организации есть один критик. А вообще как в Тамбове обстоят дела с литературной критикой?

— У нас критик Лариса Васильевна Полякова, профессор тамбовского университета имени Державина, она вступила в Союз писателей ещё в 1982 году, то есть ветеран писательской организации (не по возрасту, а по стажу). Всё, с тех пор как отрезало, новых профессиональных критиков, к сожалению, не появилось. А сейчас литературная критика в российской литературе в загоне страшном, критика как жанр исчезла. Я сам когда-то занимался критикой, и у меня есть большие надежды, что с возрождением литературы (а она, на мой взгляд, сейчас возрождается, то есть от массовой, развлекательной она переходит к более серьёзной) возродится и критика, что у нас появятся молодые критики.

— А вот те, кто сейчас состоят в писательской организации, они пишут исключительно прозу, или исключительно поэзию, или им удаётся всё-таки совмещать и то и другое?

— Я говорил, что у нас чисто по анкетному разделению пятнадцать поэтов и восемнадцать прозаиков, но человек десять из них пишут и прозу и поэзию. И это им удаётся. Я и сам пишу прозу, занимаюсь литературоведением, пробую силы в драматургии…

— На этом мы вынуждены закончить, время нашей передачи истекло. Осталось ещё немало вопросов, и мы надеемся, что вы к нам ещё придёте не раз. Успехов вам в работе и до свидания.

______________________________
ТВ «Олимп-СТС», 2004, 4 августа.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru