Достоевский неисчерпаем
Текущий год ЮНЕСКО объявило годом Фёдора Достоевского,
185-летие которого в ноябре было отмечено мировой общественностью.
Автор ряда книг о русском классике и персональной энциклопедии
«Достоевский», председатель правления областной писательской
организации Николай НАСЕДКИН недавно вернулся из поездки в Черногорию.
— Николай Николаевич, что
вас привело в эту страну?
— Там издали в переводе на сербский мою энциклопедию
«Достоевский», ранее выходившую в московском издательстве «Алгоритм»,
перевод сделала Неда Андрич-Радоевич, преподаватель Подгорицкого
университета. Помогал ей в этом муж Йован. Книгу она приобрела в
Москве, и в течение года перевела на сербский язык. Нашёлся и издатель
Предраг Петричевич, страстный почитатель творчества Достоевского. Есть
такое понятие — люди Достоевского. Вот он из их ряда. Издал шикарно, у
меня сердце учащённо забилось, когда я увидел свою книгу в таком
оформлении. Она, может, даже лучше московской.
— Скажите, почему именно
Достоевский стал вашим главным писателем. Как вы к нему пришли! И
почему, на ваш взгляд, не ослабевает во всем мире внимание к творчеству
этого гениального художника?
— Я всегда говорил и подчёркивал, повторил это и в
Черногории: Достоевского нельзя любить. Любить, не любить, интересен,
не интересен — такие категории к этому писателю не подходят,
Достоевским можно только болеть. Или не болеть. Есть люди, которые
равнодушны к творчеству Достоевского. Я болею им с 17 лет, как только
прочёл роман «Униженные и оскорблённые». И вот уже 35 лет я его читаю,
перечитываю, исследую и, наконец, пишу о нём. Сейчас у меня четыре
книги о Достоевском, несколько статей в солидных журналах.
— Чем же привлекает
западного читателя Фёдор Михайлович?
— Я получил письмо из Черногории по Интернету от Наташи
и Саво Рашовичей. Это, можно сказать, была рецензия на мою московскую
энциклопедию, они писали примерно так (цитирую по памяти): «Русская
литература и конкретно Достоевский помогают нам выживать в сегодняшнем
дне». Это было написано после войны в Югославии. Вот вам и ответ на ваш
вопрос. По данным ЮНЕСКО, вот уже целый век Достоевский самый читаемый
в мире из числа классиков. Для нас, русских, радостно, что в эту
десятку входят ещё Толстой и Чехов. И так на протяжении 100 лет!
Достоевский, как мне кажется, никогда не устареет. Все, к примеру, что
он писал о балканской войне в 19-м веке, звучит и сегодня актуально и
злободневно. Да и только ли это?! Я бы мог привести и другие факты, но
это уже другой и длинный разговор. Но у него было и много хулителей,
недоброжелателей.
— Если коротко, в трёх
словах, к чему сводились упрёки в адрес Достоевского?
— Многих не устраивал в Достоевском, как бы это поточнее
сказать, его крайний патриотизм. Он считал Россию избранной страной, а
русский народ — богоносцем. По его мнению, только народ-богоносец
спасёт мир от гибели. Многие его идеи не воспринимались не только
людьми западного толка, но и, казалось, близкими ему по мировосприятию.
У него были перехлёсты в отстаивании своих идей, которыми он дорожил.
Взять тот же еврейский вопрос… Страшно некоторых не устраивала его
позиция, которую он яростно отстаивал во время русско-турецкой войны.
Он, в частности, призывал завоевать город Константинополь и сделать его
центром православия, ни в коем случае не прекращать войну, пока не
будут побеждены все враги славян, и т. п. Этот радикализм и обеспечивал
ему массу врагов. И литературных, и не только.
— Но вот Владимир Соловьёв,
публицист и философ, называл Достоевского духовным вождём своего
народа, пророком Божиим, нравственным идеалом. Был ли он на самом деле
таким?
— Из всех писателей того времени его действительно можно
считать нравственным вождём определённой части общества. Всё, что
говорил Достоевский, всё, что он писал, воспринималось или в штыки, или
на «ура». Лев Толстой позже завоевал умы общества, тоже стал
нравственным вождём народа.
— Николай Николаевич,
востребован ли Достоевский, на ваш взгляд, современным российским
обществом? Находит ли он своего читателя?
— На этот счёт можно долго рассуждать. Приведу один
пример, который не требует особых доказательств. Когда по центральному
телевидению показывали сериал по роману «Идиот», то почти вся Россия
прильнула к экранам телевизоров. И, по-моему, многие были единодушны:
«Это потрясающая вещь!» Что к этому добавить? Достоевский — это
писатель на все времена.
— А существует ли
«тамбовская тропинка» к творчеству Достоевского?
— Да, она имеется, хотя сам Фёдор Михайлович и его
ближайшие родственники не бывали на Тамбовщине. В романе «Подросток»
заметную роль играет сюжетная коллизия, связанная с реальными событиями
— скандалом вокруг фальшивых акций Тамбовско-Козловской железной
дороги. В повести «Вечный муж» упоминается также нашумевшее
«плотицынское дело». Пресса подробно освещала в январе 1869 года
процесс купца Плотицына — главы тамбовских скопцов. А в романе «Идиот»
упоминается как характернейшее знамение времени громкое преступление
гимназиста Витольда Горского, который убил с целью ограбления в Тамбове
шесть человек. Летом 1875 года небывалый пожар опустошил Моршанск,
Достоевский из-за границы, где он лечился, просит жену послать
немедленно денежную помощь моршанским погорельцам. В одном из выпусков
«Дневника писателя» (1873) Достоевский рассказал жуткую историю,
происшедшую в селе Вирятине Моршанского уезда, где некий Саяпин
зверскими побоями довёл жену до самоубийства. Писателя возмутило то,
что истязателю окружной суд дал всего восемь месяцев заключения.
— А были ли светлые страницы
в связях писателя с нашим краем? Не всё же так мрачно?
— Да, конечно. Прототипом старца в «Братьях Карамазовых»
послужил наш земляк оптинский старец и чудотворец преподобный Амвросий
(в миру Гренков), родившийся в селе Большая Липовица Тамбовской
губернии. Среди близких знакомых писателя было немало известных людей,
имевших прямое отношение к Тамбовщине: поэты П. И. Вейнберг («Гейне из
Тамбова»), А. М. Жемчужников, издатель журнала «Русский архив» П. И.
Бартенев…
И ещё один, на мой взгляд, трогательный факт. Незадолго
до смерти, когда в газетах и журналах поднялась невиданная травля
писателя со стороны «либералов» по поводу его «Пушкинской речи», Фёдор
Михайлович получил письмо с Тамбовщины, написанное земским врачом
Никольским из села Абакумовка. Он писал: «Глубокоуважаемый Фёдор
Михайлович! Как Ваш единомышленник, самый ярый, самый страстный (хоть я
моложе на целых три десятилетия), умоляю Вас не обращать внимания на
поднявшийся лай своры, которая зовётся текущей прессой. Увы, это удел
всякого, кто говорит живое слово, а не твердит в угоду пошлые фразы, во
вкусе, например, современного псевдолиберализма. Верьте, что число
Ваших поклонников велико. Вы бросаете семя в самое сердце русского
человека, и семя это живуче и плодотворно, я в этом глубоко убеждён…»
— И чем же мы закончим эту
нашу беседу после столь пронзительного признания в любви тамбовского
земского врача?
— Я хочу выразить солидарность с этим признанием.
Семена, посеянные в наших душах Достоевским, живучи и плодотворны. И
нам ещё предстоит разгадывать и разгадывать тайны мира, которые
создавал великий русский писатель-пророк.
— Большое спасибо за столь
интересную беседу и больших успехов на поприще разгадывания этих тайн.
Вопросы задавал И. Овсянников.
______________________________
«Тамбовская жизнь», 2006, 19 декабря.
|