«Казнить нельзя помиловать», или
Что делают прототипы, когда узнают себя
В тамбовской литературе произошло событие — издана
первая книга прозы
молодого (по нынешним меркам) литератора. Книга называется «Осада»,
автор — Николай Наседкин. Событийность же в том что эта первая книга
вышла сразу в Москве, в издательстве «Голос», объемом 25 печатных
листов (более 430 страниц), в твёрдом переплёте, в красочной
суперобложке и тиражом 100 тысяч экземпляров.Вне всякого сомнения, об
«Осаде» можно сказать много хорошего. Кто-то,
наверное, скажет и нечто противоположное. Но лучше пока, пожалуй,
предоставить слово её автору, Николаю НАСЕДКИНУ.
— Николай, я знаю, что у твоей первой книги нелёгкая
судьба. Расскажи об этом хотя бы вкратце.
— Вообще-то — грех жаловаться. Первый рассказ я написал
в семнадцать, и
его сразу опубликовала районная газета (это было в Сибири). Потом мои
рассказы появлялись в областных газетах, в журналах, отрывки из повести
«Казарма» напечатали в сборнике «Молодая проза Черноземья» (Воронеж).
Но вот с книгой дело стопорилось. В 1989 году, когда я учился на Высших
литературных курсах в Москве, издательство «Столица» заключило со мной
договор на отдельное издание повести «Казнить нельзя помиловать». Дело
уже дошло до гранок вёрстки (один экземпляр хранится у меня до сих
пор), но пресловутая перестройка докатилась и до издательского дела —
книга моя застряла.
И я этому рад. Да-да! Зато теперь я вступил в
литературу, так сказать,
на полном серьёзе. В книге «Осада» — десять рассказов и две повести.
Так вот, только три рассказа — «Супервратарь», «Встречи с этим
человеком» и «Трудно быть взрослой» — написаны лет пятнадцать назад;
всё остальное — плоды трёх-пяти последних лет. Так что «Осада» — это
мой сегодняшний литпортрет.
— Для меня несомненно то, что в героях повести
«Казнить
нельзя
помиловать» некоторые из твоих знакомых узнают себя. И вряд ли этому
обрадуются. Помнишь, у Гоголя: «Найдётся щелкопёр, бумагомарака, в
комедию тебя вставит. И будут все скалить зубы и бить в ладоши»? Не
боишься оказаться в положении автора знаменитых «Сатанинских стихов»?
Ведь у иных тамбовчан нравы не менее крутые и пещерные, чем у
правоверных мусульман Востока…
— Я несколько лет, после журфака МГУ, проработал в
областной молодёжке
«Комсомольское знамя». В повести «Казнить нельзя помиловать» некоторые
впечатления этих лет нашли своё отражение. Прототипы, видимо,
угадываемы. Обычно же они делают вид, что не узнают себя в
отрицательных персонажах — те, кто поумнее, втайне радуясь, что
появился шанс остаться в истории. Но вот недавно с одним из бывших
«товарищей по перу» я столкнулся нос к носу. Он вдруг, как ядовитая
змея эфа, начал плевать мне на очки, махать кулаками перед носом и
кричать истерично: мол, азиат, как ты посмел так высмеять меня,
коренного русского тамбовчанина?! Ему, вероятно, не нравится сибирский
разрез моих глаз — Бог с ним. Но вот насчёт тамбовской его русскости я
сильно сомневаюсь, тем более, что и фамилия у него какая-то
японо-сингапурская. В повести «Казнить нельзя помиловать» я вывел его
под фамилией Свист и попытался, в частности, показать, что вот такие
фарисеи и псевдоинтеллигенты подвизаются в нашей журналистике и рвутся
изо всех сил в редакторское кресло…
Впрочем, чёрт с ними, с прототипами. Я ведь пишу не
фельетоны, не
памфлеты, не документальную прозу. Для меня повесть «Казнить нельзя
помиловать» — прежде всего повесть о первой любви. Образ Юли
Куприковой, может быть, более значим, чем образы редактора газеты
Фирсова или следователя Карамазова.
— Почему в твоих произведениях бок о бок зачастую
соседствуют страницы
трагические и комические? Как ты сам определяешь жанр своих вещей?
— Я пытаюсь писать остросюжетные вещи (отсюда и
криминальные фабулы в
моих повестях и рассказах), чтобы заинтересовать, привлечь читателя и,
заинтересовав, попытаться сказать ему нечто серьёзное. На суперобложке
«Осады» стоит серийный знак «Современный детектив» — это, конечно, не
совсем точно: я пишу криминальные, а не детективные истории. Хотя, с
другой стороны, во всех почти моих произведениях идёт поиск убийцы,
только не конкретного, а, так сказать, глобального. Убийцы, который
убивает нас всех, заставляя жить в криминальной атмосфере сегодняшней
шизодебильной действительности.
— Что, на твой взгляд, должно преобладать в
литературном
произведении: авторский вымысел или жизненная правда?
— Лично я пишу в жанре «фантастического реализма». Даже
в повести
«Казнить нельзя помиловать», в основе криминального сюжета которой
лежит известное уголовное дело, потрясшее, как писало то же
«Комсомольское знамя», всю Тамбовщину в середине 80-х годов, очень
много домысла. Рассказы же и вовсе — все из головы, придуманы, но на
реальной основе. Героев «Осады», к примеру, — мужа, жену и дочку —
средь бела дня в центре города в собственной квартире осаждает компашка
пьяных негодяев, и никто из соседей на помощь не спешит… Конкретно
такой истории я не знаю, но подобное может случиться сегодня с каждым
из нас и в любое время.
Единственное произведение в сборнике повесть «Муттер» —
на девяносто
процентов автобиографично. Я действительно так жил и рос — в нищете. У
меня действительно была такая талантливая мать, жизнь которой прошла
зря, сгорела безобразно, пропала ни за понюх табаку — благодаря
хвалёной советской гуманной власти…
— Что для тебя литературное творчество: серьёзная
работа, занимательная игра, стремление к самовыражению или нечто другое?
— В литературных кругах меня всегда считали критиком. Я
действительно
часто писал и публиковал рецензии и критические статьи. Хотя знал, что
я прозаик, как принято говорить — писатель (хотя писателем, по-моему,
надо называть и критика, и прозаика, и поэта, и драматурга — все мы
пишем, все писатели). Самоутверждался трудно. Стоит упомянуть, что
рассказ «Осада», который я считаю своей визитной карточкой (именно
поэтому и назвал так весь сборник) и который, к слову, Виктор Петрович
Астафьев рекомендовал в журнал «Новый мир» (там он по сию пору, увы, и
лежит), этот рассказ ваша газета «Город на Цне» в своё время отклонила…
Что ж, зато теперь (можно считать меня плохим или хорошим прозаиком,
читать или не читать мои рассказы и повести) книга «Осада» уже
существует.
Добавлю, что пишу я трудно, мало, только по вдохновению,
так что за
двадцать с лишним лет написал всего десятка два рассказов и четыре
повести.
— И, наконец, хорошо ли продаётся твоя первая книга?
— Практически весь тираж у издательства «Голос» сразу,
оптом закупили
частные книготорговцы. У меня чрезвычайно легко на душе, что
издательство на первой книге неизвестного автора убытков не понесло.
Сейчас «Осада» продаётся на лотках и в Тамбове и в Москве по 2500–2700
рублей. С одной стороны, приятно (раза в два дороже какого-нибудь
Чейза!), с другой — тревожно: её могут купить в основном как раз те,
кто является отрицательными героями моей прозы. А мне так хочется,
чтобы книгу мою читали, что называется, простые люди, и в первую
очередь — тамбовчане.
Вопросы задавала Л. Шлейник.
____________________
«Город на Цне»,
1994, 22 января. |