Каждый из нас пришёл в этот мир единственным
и неповторимым…
Имя Николая Наседкина хорошо известно тамбовским
любителям литературы. На сегодняшний день он единственный из тамбовских
писателей, чьи книги издаются в Москве. Две предыдущие — «Осада» и
«Криминал-шоу» — вышли в издательстве «Голос», и вот совсем недавно два
крупных столичных издательства «АСТ» и «Астрель» совместно выпустили
его новый роман «Алкаш». Особым творческим почерком Н. Наседкина стало
сочетание острого криминального сюжета и злободневного социального
содержания. «Алкаш» — не исключение. О новой книге писателя и вообще о
его творческой судьбе мы и беседовали.
— Николай Николаевич, писателем может стать далеко не
каждый, а только тот, у кого есть что сказать людям. Как к вам пришло
ощущение того, что вы должны писать? Было ли это мечтой?
— В 17 лет, оканчивая школу в одном из сибирских
райцентров, я мечтал стать журналистом, но чтобы писателем — боялся
даже и думать. В таком возрасте это невозможно, ведь нужен жизненный
опыт. Однако первый рассказ я написал именно в мае 1970-го, сдавая
школьные выпускные экзамены, сочинил буквально за два часа, опоздав
из-за этого на свидание с любимой девушкой. На меня тогда просто что-то
нахлынуло, и родился рассказ «Берёза», в котором было много чувств и
эмоций, наивности. Самым неожиданным было то, что его через пять дней
опубликовали в районной газете. И второй мой рассказ показался
редактору удачным и тут же появился в газете. И третий...
Мне, к счастью, скучно стало писать такие
«чувствительные» наивные рассказы. Я попробовал сочинять в
юмористическом ключе, и опять вроде всё пошло на ура: юморесок двадцать
моих было опубликовано. Хорошо, что я всё же сравнительно быстро
понял-разобрался — всё это не моё. Года три-четыре вообще ничего не
писал: как умел — не хотел, а по-другому, по-настоящему, не получалось.
И только в 1979 году я написал рассказ «Супервратарь», который был
опубликован впоследствии в «Тамбовской правде», в журнале «Физкультура
и спорт», вошёл в мою книгу «Осада» — вот с этого рассказа, я считаю, и
началась моя творческая биография прозаика.
— Есть читатели, которые считают ваши произведения
детективами — вы согласны с таким определением жанра?
— Ни в коем случае! Я не пишу детективов. Криминальный
сюжет для меня — лишь приём для раскрытия темы и характеров героев,
фон, который помогает мне, завладев вниманием читателя, сказать ему то,
что я хочу. В творчестве я — убеждённый реалист и отображаю окружающую
жизнь такой, какая она есть.
— Николай Николаевич, насколько я знаю, в Тамбове
вот-вот должна выйти ваша книга о Достоевском. Это, наверное, давнее
увлечение. Как оно повлияло на ваше творчество?
— Достоевским я «болею» с семнадцати лет и не только
читаю-перечитываю, но и пристально изучаю — у меня уже есть несколько
опубликованных в журналах и коллективных сборниках работ о его
творчестве. И вот написал, наконец, целую книгу. Она называется
«Самоубийство Достоевского», и это по сути — новое жизнеописание
писателя, его биография, рассмотренная через тему суицида в его жизни и
творчестве. Если коротко: Достоевский всю жизнь стремился к
самоубийству, постоянно освобождался от этого суицидального комплекса,
сублимируя его в творчестве, отсюда в его романах так много самоубийц и
тема суицида — одна из сквозных. Если сказать образно, Достоевского от
самоубийства спасало писательство.
— Писатели, вы хотите сказать, очень
закомплексованные
люди?
— Люди вообще в большинстве своём закомплексованы, а
писатели — в миллион раз больше. Просто у них хватает смелости
открываться. И в этом специфика их профессии. Когда писатель (настоящий
писатель!) садится перед листом бумаги с намерением начать
произведение, он знает, что сейчас обнажит душу и через какое-то время
любой человек сможет его душу разглядывать, изучать, оценивать, трогать
руками... Но без этого нельзя, без автобиографичности ничего не
получится. «Алкаш» — вообще роман-исповедь. В нём очень много личного...
— Итак, главный герой романа Вадим Неустроев — герой
явно автобиографичный. Но по ходу сюжета он лишился руки, его жена
страшно погибает от топора преступника... Всё это описано реалистично,
всему веришь, но для чего вам пришлось такое придумывать?
— Повторяю, я вообще с удовольствием писал бы без всяких
криминальных приёмов, если бы на сто процентов был уверен, что
большинство читателей жаждет найти в моих книгах одни только глубокие
мысли. Кстати, в издательстве «Эксмо», в которое я до этого предлагал
мой роман, мне ответили: «Очень интересно и увлекательно написано,
но... маловато крови!»...
— Неужели?
— Именно так. Вы видите на лотках их продукцию — даже на
обложках сплошные трупы.
— Можно сказать, что читатели, привыкшие к кровавым
сериалам, как бы провоцируют автора на убийство своих героев, а
издатель вынужден идти у них на поводу?
— Да, в последние годы так и было, но я надеюсь, что
этот маразм уже уходит — читатели-покупатели объелись кровавой
чернухой. И весьма, на мой взгляд, симптоматично, что такое крупнейшее
издательство, как «АСТ», тоже выпускающее немало ширпотребовских
боевиков и триллеров в глянцевых обложках, издало мой роман «Алкаш»,
издало эксклюзивно, вне всяких раскрученных серий, рассчитанных только
на невзыскательного массового читателя. К слову, в этом издательстве
мне сделали очень выгодное предложение: заключить договор на написание
пяти романов со сквозным героем и обещали заплатить очень большие
деньги — я, как говорится, ни секунды не раздумывая, отказался: не моё
это, я не хочу писать кровавые сериалы.
— Николай Николаевич, в романе «Алкаш» действие
происходит не только в Москве, но и в чернозёмном городе Баранове, в
котором нетрудно угадать Тамбов. В книге — более 600 страниц и героев
столько, что всех не сосчитать: среди них известные в нашем городе
писатели, журналисты, профессора университета... И тем в романе поднято
много, он многоплановый, но если всё-таки попытаться определить
сюжетную доминанту — о чём ваш роман?
— Когда Льва Толстого спросили однажды, о чём роман
«Анна Каренина», он сказал, что для ответа на этот вопрос необходимо
было бы пересказать книгу от первого до последнего слова... А если
серьёзно: то главная мысль моего романа, наверное, такова — каждый из
нас пришёл в этот мир единственным и неповторимым, и никто не имеет
права тебя унижать, затаптывать, уничтожать. И ещё: если человек сам не
захочет поддаться, его ничто на свете сломить не сможет. Сейчас, на мой
взгляд, в литературе нет полнокровного живого убедительного героя. Я в
образе своего Вадима Неустроева и попытался создать именно такого
героя, который со всеми своими слабостями и недостатками все же умеет
постоять за себя, не сломаться в трудную минуту, не поддаться подонкам,
которые считаю себя хозяевами жизни...
— Финал у «Алкаша» очень неожиданный и в какой-то
мере
открытый. Если не секрет: вы не собираетесь писать продолжение?
— Пока у меня другие планы, сейчас я пишу
суперсовременный роман, где всё будет связано с компьютерами,
Интернетом... Да и штамповать романы с продолжением — не мой стиль.. Но
не исключено, что лет через 15, когда вновь наберётся достаточно
жизненного материала, я напишу ещё один исповедальный роман, как бы в
продолжение «Алкаша», но, конечно, под другим названием.
— Что ж, спасибо за беседу. Удачи вам и творческих
успехов!
— Это вам, журналистам, спасибо за поддержку, а также
всем читателям, которые уже прочитали мой роман или намереваются это
сделать.
Вопросы задавала Г. Казанок.
______________________________
«Наедине», 2001, 27 февраля. |