Николай Наседкин


ИНТЕРВЬЮ


ИНТЕРВЬЮ


Обложка

И прозаик, и литературовед, и драматург

Это видеоинтервью можно посмотреть в соцсетях:

Смотреть видео в Одноклассниках Смотреть видео в Фейсбуке Смотреть видео ВКонтакте

Сегодня у нас в гостях Николай Николаевич Наседкин — прозаик, литературовед, драматург, председатель правления Тамбовской писательской организации, секретарь правления Союза писателей России.

— Добрый вечер, Николай Николаевич. Вот скажите, не так давно вышла в свет ваша книга «Самоубийство Достоевского». Мы вас, кстати, поздравляем с этим событием! И вот вопрос наш первый связан как раз с этой книгой. Почему она так называется? И ещё: почему вдруг возникла необходимость новой биографии писателя?

— Дело в том, что выходило уже несколько биографий Достоевского, в том числе и в ЖЗЛ уже две, но в этих книгах как раз не было никак объяснено, почему Достоевский такой тяжёлый писатель, почему так много самоубийц в его романах… И вот когда я заинтересовался этой темой, я собрал весь материал, у меня получилось, что тема суицида играла в его жизни громадную роль, что она влияла на многие события в его судьбе. У меня получилось сквозь призму суицида его новое жизнеописание, его творческий портрет.

— Скажите, а как у вас родилась энциклопедия «Достоевский»? Вы долго решались её написать?

— Тут всё взаимосвязано. Когда я принёс в московское издательство «Алгоритм» рукопись «Самоубийства Достоевского», они посмотрели, приняли к изданию и предложили: Николай Николаевич, а не хотите ли вы написать для нашего издательства энциклопедию «Достоевский»? Вы можете представить себе выражение моего лица, потому что я считал, что одному человеку даже подумать об этом страшно. Я недели две думал, просмотрел весь материал, который у меня скопился за тридцать лет боления Достоевским и — решился, подписал договор. И полтора года было каторги. То есть я по десять-двенадцать часов сидел за компьютером и весь громадный материал сумел вогнать в один, правда объёмный, в восемьсот страниц, том.

— А теперь ваша болезнь Достоевским излечилась?

— Ни в коем случае. У меня есть по крайней мере тем пять новых исследований по творчеству Достоевского. Достоевский неисчерпаем. Вот, например, у него остался в замыслах роман «Пьяненькие». Часть этого замысла попала в «Преступление и наказание» — вся там линия, связанная с семейством Мармеладовых. Но в целом роман «Пьяненькие» Достоевским не был написан, и я сейчас задумываю работу под условным названием «Ненаписанный роман Достоевского», где собираюсь исследовать тему пьянства в произведениях писателя. Это будет очень интересно, современно и актуально.

— Вы пишете такие серьёзные книги — о суициде, о Достоевском… А вы могли бы написать юмористическое произведение?

— Вы знаете, я когда начинал свою писательскую карьеру, если так громко можно сказать, это было давно-давно в Сибири, то я несколько лет писал юмористические рассказы. Сейчас кто читает мои произведения, знает моё творчество — они не верят этому. Действительно, то ли Достоевский на меня повлиял, у меня довольно мрачная проза. Хотя есть и юмор. Например в моём романе «Алкаш» наряду с трагическими страницами есть немало и таких, над которыми можно смеяться. И вы знаете, вот моя новая книжка, которая только что вышла, называется «Наша прекрасная страшная жизнь», события, в ней описанные, происходят в Тамбове, вокруг нас с вами. Так вот, в её названии это отражено: жизнь наша и страшная и одновременно прекрасная, смешное и трагическое в ней настолько перемешано, что отделить одно от другого невозможно.

— И, как вы сказали, все рассказы из книги — это истории случились в нашем Тамбове?

— Сразу хочу уточнить, что события во многих моих произведениях происходят в городе, который называется — Баранов. Город Баранов.

— Есть такой реальный город?

— Нет. Вдумчивый читатель, конечно, без труда угадает в этом вымышленном городе Баранове наш Тамбов. Это старый приём в литературе, когда реальный город называют вымышленным именем. Да и герои узнаваемые, реальные прототипы которых, может быть, некоторые даже и в этой студии находятся (я с намёком говорю), носят вымышленные имена.

— Судя по названию и по обложке книги, вы считаете жизнь в Тамбове не такой уж и прекрасной. То есть всё так страшно?

— Если бы я вам сейчас сказал: ах, в каком прекрасном городе мы живём, у нас нет никакой преступности и прочего негатива — вы меня примете не за реалиста, а за какого-то фантаста. Нет, я пишу сугубо реалистическую прозу. Правда, в некоторых произведениях есть элементы мистики и даже фантастики, но в целом я считаю, что наша жизнь настолько богата и даже прекрасна именно своими трагическими сторонами. Потому что, возьмём такую казалось бы светлую тему как любовь, в ней бывают и безоблачные дни, а бывает, вы же знаете, что и до самоубийства доходит, о чём мы сегодня уже говорили. Поэтому скрывать этого не стоит, надо воспринимать всё, как есть. Жизнь — она состоит из чёрных и белых полос.

— Вы как автор довольны этой книгой?

— Абсолютно. Дело в том, что я издаюсь только в Москве, единственный, к слову, из тамбовских писателей — и слава Богу, это судьба. Вот эта книжечка вышла в Тамбове. И в Москве она никак не могла выйти, потому что столичные издательства сегодня не издают сборники рассказов — только романы, только вот серьёзные труды о Достоевском. А в Тамбове эта книжка вышла к моему юбилею (в прошлом году я отметил пятидесятилетие), она должна была выйти ещё в апреле 2003 года, но вот вышла с опозданием почти на год, буквально неделю назад, что дало повод недоброжелателям язвить: мол, Наседкин как только стал председателем писательской организации — сразу же себя издал. Вот и хочу через телевидение подчеркнуть и «оправдаться»: нет, книжку я подготовил к изданию и сдал в типографию, когда был рядовым писателем.

— Расскажите, пожалуйста, об энциклопедии «Достоевский»…

— Это на сегодняшний день самый главный труд в моей творческой биографии. О Достоевском написан по крайней мере миллион книг. Я не преувеличиваю. Но почему-то никому до сих пор не приходило в голову написать энциклопедию. Хотя эта идея как бы витала в воздухе — систематизировать всё, что касается Достоевского и дать возможность читателям найти любую справку о Достоевском. Сейчас эту энциклопедию студенты, аспиранты, просто любители Достоевского нарасхват берут.

— И что, в ней есть ответ на любой вопрос читателя?

— Да, если, к примеру, студент готовится к экзамену, он любой ответ на вопрос по творчеству Достоевского в энциклопедии найдёт.

— Вы так её и составляли, по вопросам, которые есть в экзаменационных билетах?

— Всё гораздо шире и глубже. Я поставил перед собой невероятную задачу, ну и издатели передо мной поставили: создать книгу, в которой можно найти любую справку по Достоевскому. Вот это и было самое трудное. Если бы я написал всё, что хотел, энциклопедия была бы минимум в трёх томах. Вот мне надо было в один том всё втиснуть.

— Покажите телезрителям ещё раз энциклопедию, чтобы получше рассмотрели.

— Вот, пожалуйста. Я даже раскрою титульный лист: на обложках энциклопедий не принято указывать автора, а на титуле, видите, обозначено — Николай Наседкин.

— Такой глобальный труд! Скажите, при работе над таким громадным произведением у вас время ещё на что-то оставалось?

— Да, время ещё оставалось, чтобы подрабатывать в университете. Современные писатели — и это не секрет — своим писательским трудом зарабатывают мало. Даже я вот издаюсь в Москве, получаю гонорары, но, увы, обеспечить себя писательским трудом не могу и вынужден подрабатывать в университетском издательстве редактором. К слову, я как раз недавно прочитал роман прекрасного английского писателя Джона Фаулза «Коллекционер», и там в предисловии сказано, что за этот первый свой роман он получил столько денег, что бросил работу, купил себе дом с участком и засел в нём писать следующие свои прекрасные романы. Вот я и пофантазировал: если бы я получил за свою книгу такой достойный гонорар, я бы тоже бросил работу, купил загородный дом и в тиши с наслаждением писал новые книги.

— А правда ли, что ваша книга это от и до только ваш труд и редактор не приложил к этому свою руку?

— Да. Более того, начиная с романа «Алкаш» все мои книги во всех смыслах авторские. Что это означает? То есть я пишу текст, сам на компьютере его набираю, сам форматирую, по сути делаю макет, если нужно, сам подбираю оформление и иллюстрации. И, конечно, ни о каком вмешательстве редактора в текст не может быть и речи. Редактор может только что-то подсказать, предложить по мелочи и, порой, я с этим соглашался. Это не хвастовство, просто у меня уже такой опыт и писательский, и редакторский, что я вполне могу на достойном профессиональном уровне выдавать тексты.

— Скажите, а отзывы вы уже получали на вашу энциклопедию?

— Да, уже около двадцати печатных только изданий поместили хотя бы краткие отзывы, а некоторые, например, газета «Патриот», которая в Москве выходит, дала громадную рецензию на целый подвал известного критика Владимира Бушина, что было мне очень приятно. Но большинство откликов я получаю по электронной почте, которую я указал в предисловии к энциклопедии. Особенно тронул меня отклик из Черногории — это часть Югославии, где только что прокатилась война. И вот молодые супруги Йошовичи, они преподают русский язык, прислали мне перевод своей рецензии на энциклопедию «Достоевский», рецензия эта была опубликована на сербском языке, и в письме написали, как моя книга об их любимом писателе помогает им в разрушенной стране выживать…

— Кем вы всё-таки себя больше считаете: прозаиком, литературоведом, драматургом или литературным чиновником?

— Действительно, я ещё и драматургом стал, моя пьеса «Город Баранов» сейчас на фестивалях завоёвывает награды, готовится к постановке в театре. Трудно разделить, так сказать, мои ипостаси. Но больше всего на сегодняшний день я горжусь энциклопедией «Достоевский», это, несомненно, мой главный труд. Но мне и очень дорога и моя проза, и моя драматургия. Я очень хочу, чтобы до читателя и до зрителя они дошли.

— Мы желаем вам успехов и надеемся, что вы ещё не один раз придёте к нам в гости с новыми книгами.

______________________________
ТВ «Олимп-СТС», 2004, 16 февраля
.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru