Я доволен своей судьбой...
С Николаем Николаевичем Наседкиным мы дружим давно. С
начала 1980-х годов, когда вместе работали в областной молодёжной
газете «Комсомольское знамя». Мы, журналисты «Флажка» (так сами
называли свою газету), были молоды, наивны, во что-то даже, наверное,
верили. Мы все, кроме Николая Николаевича. Наседкин был чуть старше
нас, на три-четыре года. Но дело не в возрасте. А в мировоззрении. Он,
мне кажется, уже тогда (талант есть талант) понимал безысходность нашей
жизни, угадывал, предчувствовал в безобразии дня тогдашнего
беспросветность дня сегодняшнего, отчётливо разграничивал слово
истинное от слова партийно-комсомольского. Вещи, созданные им в то
время и опубликованные только сегодня, сохранили свежесть восприятия.
Они настолько актуальны, что, кажется, написаны сейчас, сию минуту, в
крайнем случае, вчера.
Сейчас мы встречаемся редко. Но за его литературной
судьбой я внимательно слежу. «Тамбовская правда» публикует рассказ
«Супервратарь». В Центрально-Чернозёмном издательстве выходит сборник
молодых писателей, в состав которого вошли фрагменты повести Н.
Наседкина «Стройбат». Первым на Тамбовщине он создаёт очерк истории
тамбовской литературы «От Державина до ...» И, наконец, в Москве, в
издательстве «Голос» выходит в суперобложке стотысячным тиражом его по
сути первая книга «Осада», куда вошли десять рассказов и две повести…
— Коля, мы достаточно долго знаем друг друга, чтобы
не
церемониться в обращении. Давай, как всегда — на «ты».
— Согласен.
— Тогда сразу к делу. Николай, первый для меня твой
рассказ — он называется «Встречи с этим человеком» — ты мне прочитал
десять с лишним лет назад. О публикации его в то время и речи не могло
быть. Уже в этом рассказе, написанном в начале восьмидесятых, четко
выявилось твоё восприятие мира — негативное, уже тогда, ещё
непризнанный и неприкаянный, ты вышел на свою тему — «изображение
свинцовых мерзостей жизни». Что это — взгляд на жизнь или желание
заинтриговать читателя?
— Сначала немного предыстории. В юности я не думал быть
писателем. Первый мой рассказ «Берёзка», очень милый, наивный рассказ,
был написан случайно. Его напечатала районная газета. Я жил тогда в
Сибири. Потом я писал юмористические рассказы. Лет пять-шесть. Два или
три десятка из них опубликованы. Уже когда я учился на журфаке в Москве
были написаны «Супервратарь», потом «Встречи с этим человеком», «Трудно
быть взрослой» и другие рассказы с трагическими сюжетами. Да, это мой
взгляд на жизнь. Я с каждым днём, годом чувствую, нервами ощущаю, что
жизнь становится страшнее, безобразнее, поганее — вот моё любимое
слово. Поганее жизнь становится, и каждый новый день подтверждает это.
— Извини, но как можно жить с такими взглядами, впору
—
удавиться... А ты, между прочим, ещё книги пишешь, значит, влияешь на
читателей.
— Один мой знакомый, прочитав сборник «Осада», позвонил
моей жене (меня тогда не было дома) и сказал, что он, конечно,
потрясён, но с Николаем что-то не то творится, нормальный человек,
дескать, такие ситуации не придумает. Попробую объяснить. Ты знаешь,
мой кумир в литературе — это Достоевский. В школе, как и все мы, я его
«прошёл», но открыл для себя только в 17 лет, в лето после окончания
школы. Взял в библиотеке «Униженных и оскорблённых», проглотил и что-то
во мне перевернулось. Взял его десятитомник, не спал две ночи и три
дня, пока всё не прочитал. С тех пор, повторяю, Достоевский — это моя
любовь на всю жизнь. Я каждую его вещь перечитал по десять и более раз.
У меня несколько литературоведческих работ по Достоевскому. Сейчас
собираю-коплю материал для новой — «Самоубийство Достоевского».
— Как? Вообще-то многие литературные таланты думали о
самоубийстве и делали попытки: Горький, Высоцкий — неудачно,
Маяковский, Есенин — успешно. Но Достоевский?
— Да, уж поверь мне, Фёдор Михайлович всю жизнь
думал-мечтал о самоубийстве. Я к чему это? Ты спрашиваешь, как я живу с
таким взглядом на мир. Достоевский тоже крайне негативно относился к
окружающей его действительности. Не мог примириться, думал о
насильственном уходе из жизни. Но — дожил до преклонных, в общем-то,
лет. Так вот, я пытаюсь, проанализировав жизнь и творчество
Достоевского, понять, как он сам выжил с таким мироощущением, не
наложил на себя руки. И это для того, чтобы выжить самому.
— Неожиданный взгляд, конечно. Но объяснимый.
Рассказы и
повести твои трагичны. Герои гибнут физически или морально. Первое
впечатление от них, на мой взгляд, — безысходность. А второе — злость.
На нашу жизнь, на самих себя, потому что мы сами довели себя до жизни
такой. И очень надеюсь, что у твоих читателей, как и у твоих героев,
появится желание исправить эту жизнь, и что им удастся это, в отличие
от персонажей твоих книг…
— Я тоже надеюсь.
— Но продолжим. Насколько я помню, многие годы,
вплоть
до выхода «Осады», среди тамбовской писательской братии к тебе было
снисходительно-покровительственное отношение. Задевать тебя не
рисковали, все-таки критик, которого печатают в центральных изданиях.
Кстати, о многих тамбовских писателях Россия узнала благодаря твоим
рецензиям в литературных газетах. И вдруг — Книга. Об их нынешнем
отношении к тебе не спрашиваю. А вот твое отношение к ним?
— Долгие годы мои рассказы были непроходными. Поэтому я
начинал как критик. И как критик я обязан был читать всех. В этом моё
отличие от местных писателей. Дело в том, что наши земляки друг друга
не читают. Выходит, скажем, книга Акулинина, Косневич её не читает и —
наоборот. Это в традициях тамбовской литературы. А я читал их всех.
Поэтому и написал книгу «От Державина до...», где более-менее
объективно рассказал о том, кто чего стоит в тамбовской литературе.
Среди самых перспективных молодых литераторов области считаю Анатолия
Остроухова и Николая Дмитриева. А вообще-то ещё лет 15-20 назад, когда
учился в Московском государственном университете на факультете
журналистики, я дал себе слово: как только выйдет моя первая книга
прозы, брошу заниматься критикой. Так и сделал.
— Охотно верю, потому что насколько помню, ты всегда
считал себя только писателем. Даже в те годы, когда тебя близко не
подпускали к литературе. И книга-то твоя вышла в сорок лет.
— Это так, но всё равно я очень доволен своей
литературной судьбой. Суди сам. Я первый из тамбовских писателей, кто
учился на Высших литературных курсах в Москве, некоторые писатели до
этого пытались поступать, но конкурс не выдерживали. Я первый, у кого
сразу в столице первая книга вышла и стотысячным тиражом. И я первый,
кого приняли в Союз писателей России без предварительного приёма в
областной писательской организации.
— Если можно, подробнее о том, как тебя приняли в
Союз?
— Пожалуйста. От Тамбовской писательской организации
меня и Николая Дмитриева рекомендовали на Всероссийское совещание
молодых писателей, первое после развала Союза. На совещание допустили
только меня, а Коля — повторяю, очень талантливый человек — отборочный
конкурс всё же не прошёл. И на этом совещании из 180 участников 60
человек, тех, у кого уже были изданы книги, минуя обсуждение в
областных писательских организациях, приняли напрямую в Союз. Хотя,
если честно, я к этому особенно не стремился.
— Что впереди у писателя Наседкина?
— Подготовил к изданию сборник повестей «Криминал-шоу»,
который, дай Бог, выйдет тоже в московском издательстве «Голос».
— Значит, тебе не грозит, как некоторым писателям,
закончить литературную карьеру первой и единственной книгой? Ты веришь
в свой талант?
— Если можно так сказать, писатели разделяются на два
вида: первые, кто работает каждый день, независимо от настроения и
вдохновения, как, к примеру, Джек Лондон или Лев Толстой. Вторые — и я
к ним отношусь — могут неделями бездельничать, пока не придёт Муза, а
потом сутками работать. Пишу мало, трудно, по вдохновению. Поэтому у
меня всего десятка два рассказов и пять повестей, но до потолка,
поверь, мне ещё далеко.
— Надеюсь и верю. Ты себя считаешь кем — сибирским
писателем, тамбовским или российским?
— Именно российским, русским: неважно, где жил и живёшь,
главное — в России.
— Издавна сложилось мнение, что писатели купаются в
деньгах, а ты?
— Писатели у нас жили достойно до перестройки, но сейчас
у нас, как на Западе, на свои публикации писатель прожить не сможет.
Разве только Солженицын? Поэтому на хлеб насущный зарабатываю не
литературой. Я работаю редактором издательского центра в пединституте,
который сейчас стал университетом.
— Кто твои литературные кумиры, учителя, помимо
Достоевского?
— Из девятнадцатого века — это ещё Чехов Антон Павлович.
Единственный писатель, подражать которому невозможно. Можно писать под
Тургенева, Толстого, Достоевского, а под Чехова — нельзя, не получится.
Из более близких нам по времени — Михаил Афанасьевич Булгаков, мастер,
каких мало, сюжета, Андрей Платонович Платонов, непревзойденный мастер
языка. То, что Платонов делал с языком, — это сказка, фантастика.
Помнишь, в «Котловане»: «В увольнительном документе ему написали, что
он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нём и
задумчивости среди общего темпа труда»? А из современников — Виктор
Петрович Астафьев, с которым у меня завязалась одно время переписка.
Мой рассказ «Осада» он высоко оценил и рекомендовал его в «Новый мир»,
где он, кстати, до сих пор и лежит. И совсем из другого лагеря —
модернистов — Владимир Маканин, тот, что получил премию «Русский
Букер». Его ранние вещи — это классика, сейчас, мне кажется, он пошёл
не в ту сторону. Но это уже другой разговор.
— Со школы нас учили, что поэт в России больше, чем
поэт. И что поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан. Лично
я никогда не одобрял поэтов, которые, забыв Богом данный талант,
ударились в политику. Ты кто, поэт или гражданин?
— Прежде всего и навсегда — писатель. Это то, ради чего
я пришёл в этот мир. Мне, конечно, не всё равно, в каком мире я живу.
Но я не хочу и никогда не буду участвовать в этом бардаке, который
называется современной политикой, потворствовать негодяям, которые
сделали нашу жизнь дебильной. Моё влияние на жизнь — книги.
— Спасибо, Николай, за интервью. Будем ждать новых книг.
Вопросы задавал С. Колебанов.
______________________________
«Слово»,
1994, 26 августа. |