Николай Наседкин


ИНТЕРВЬЮ


ИНТЕРВЬЮ

Обложка

Обложка

Дело государственной важности

Вышел в свет первый номер «Тамбовского альманаха»

Сами писатели считают появление «Тамбовского альманаха» — историческим событием. Потому что если раньше в наших краях и случалось нечто подобное, то было это так давно (аж в середине XX века!), что вроде как уже и неправда.

Зато теперь, после выхода пилотного номера «ТА», у тамбовской пишущей братии появилась даже уже не надежда, а, скорее, уверенность в том, что плоды их вдохновенного труда не будут пылиться в ящиках письменного стола, а найдут своего читателя.

Предысторией выхода «Альманаха» и своими мыслями по поводу столь знаменательного для местного литературного бомонда события с нами поделился председатель правления Тамбовской писательской организации, прозаик, драматург, литературовед и главный редактор «Тамбовского альманаха» Николай Наседкин.

— Николай Николаевич, появление литературного альманаха действительно имеет такое принципиальное значение для писательской организации?

— Разумеется. И не только для неё. Я считаю, что наличие или отсутствие альманаха — это в какой-то мере показатель культурного уровня региона. Практически во всех областях Центральной России, во многих областях Сибири и некоторых — Дальнего Востока уже давно есть и свои литературные журналы, и альманахи. Тамбовщина же в этом плане долгое время была, так сказать, Богом обижена. А без этого, на мой взгляд, регион не может считаться культурным, грамотным и так далее. То есть, открытие, существование таких изданий, это, можно сказать, дело государственной важности!

— Получается, не было в Тамбове никакого альманаха, и вдруг он взял, и, как по волшебству, появился?

— Не вдруг и, уж конечно, не по волшебству. На самом деле, когда в октябре 2003-го года было избрано новое правление писательской организации и я его возглавил, мы разработали стратегию нашей работы на ближайшие годы. И вот в прошлом году, как раз согласно этому плану, вышел коллективный сборник «Тамбовский писатель-2004». Тема, конечно, отдельная, по этому поводу много было и похвал, и всяких усмешек, в том числе и в прессе… Но — мы это сделали, задумка была замечательная: под одной обложкой представить всех членов Союза писателей России. На второй год мы запланировали альманах. Хотели выпустить за год два номера, и это вполне могло бы осуществиться — макет первого номера был готов уже в марте. Я подал тогда ещё в мэрию письменную заявку (Тамбовский альманах» издан за счёт средств городской администрации. — А. К.), и она была положительно рассмотрена и подписана тогдашним мэром А. Ю. Ильиным в течение недели, но… Как это часто бывает, бумажная волокита по вине мелких чиновников затянулась, и получилось то, что получилось: «Альманах» вышел только сейчас, в конце года. Тираж пока — пятьсот экземпляров, но если в будущем получится выпускать по два номера в год, то хочу увеличить его до тысячи. Хочется и чтобы в каждой библиотеке области было по экземпляру, и у самих авторов не по одному, а хотя бы по пять, да и любителям литературы кое-что доставалось.

— Кстати, об авторах. Те девятнадцать, которые представлены на страницах «Альманаха», отобраны лично вами?

— Авторов и произведения выбирала редколлегия. Но уговор был такой: чего греха таить, все основные заботы по выпуску альманаха легли на наши, членов редколлегии, плечи, поэтому решили в пилотном номере представить и своё творчество. А что такого? Достоевский, например, или Некрасов в своих журналах публиковали в первую очередь свои произведения, и уж потом — всех остальных. Это нормально.

Ну и конечно, хотелось, чтобы альманах был интересен читателям, был современным, а не в стиле «ретро». В этом плане, я считаю, оправдана публикация отрывка из суперсовременного романа Михаила Гришина «Паутина», ну, и моей «виртуальной» пьесы «Джуроб». Кстати, раздел «Драматургия» в журналах и альманахах вообще редкость, так что это наша, можно сказать, — изюминка.

— А как с молодыми талантами? Нет ли планов на создание какого-то литературного проекта для них?

— В нашем альманахе уже есть специальная рубрика «Юность»! В ней представлено творчество четырёх молодых поэтов: Марии Знобищевой, Алины Евлюхиной, Алексея Багреева и Геннадия Грезнева. Да и Михаил Гришин, прозой которого открывается альманах, тоже ходит ещё в молодых. И такое внимание к юным талантам будет в каждом номере. Но вообще, это идея. Посмотрим, как у нас пойдёт Тамбовская литературная газета, — а мы планируем выпускать четыре номер «литературки» в год, — и, возможно, чтобы она и альманах друг друга не дублировали, газету следует действительно сделать с молодёжным уклоном… Пусть только молодые не стесняются и свои творения приносят к нам — уверен, мы откроем множество интересных имён!

— Николай Николаевич, а какую оценку вы сами дали бы альманаху?

— Понимаете, мы ВЫПУСТИЛИ альманах. Какие тут могут быть оценки? Но вообще у меня подход такой, довольно-таки демократичный: например, в альманахе под одной обложкой можно увидеть таких полярных по своим литературным кредо людей, как Евгений Писарев и Валентина Дорожкина — такого в Тамбовской литературе давненько не было, и многих это, мягко говоря, удивило. Тем более, что критическая статья Писарева по поводу «Тамбовского писателя-2004» весьма жестковата. Но я отнюдь не сторонник узкого направления, чтобы печатать только тех, кто поёт нам дифирамбы. Тем более, и об этом я писал как раз в предисловии к тому самому сборнику, в нынешней литературе, как тамбовской, так и мировой, изобилия гениев, увы, не наблюдается, талантливых писателей гораздо меньше, чем хотелось бы, есть крепкие профессионалы, а встречаются и чистой воды графоманы. Но окончательный вердикт всё равно выносить читателю. Мы же — как можем, так и пишем.

Но, вы знаете, положение дел в современной литературе вообще таково, что если бы я в этом альманахе напечатал бы в разделе «проза», скажем, Солженицына, в «поэзии» — стихи Бродского из какого-нибудь частного архива, а в «юморе» — Михаила Задорнова, то и тогда нашлись бы многие, кому бы альманах, мягко говоря, не понравился. Читатели стали снобами, они «переели» хорошей литературы… Наше же, редколлегии, достижение состоит именно в том, что «Тамбовский альманах» увидел свет. И если лет через двести в Тамбове выйдет какой-нибудь, например, 600-й по счёту номер «Альманаха», мне на том свете было бы отрадно от того, что я начал это большое для Тамбовщины дело…

Вопросы задавала Анна Кролик.
______________________________
«Город на Цне», 2005, 14 декабря.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru