Николай Наседкин


ИНТЕРВЬЮ

ИНТЕРВЬЮ


Обложка

Обложка

Поговорим о Достоевском

В конце прошлого года в Москве проводился Международный юбилейный симпозиум «Достоевский в современном мире 1821—2001». Он был посвящён 180-летию со дня рождения и 120-летию со дня смерти великого русского писателя и проходил под эгидой фонда его имени, руководит которым Игорь Леонидович Волгин — академик Российской Академии естественных наук (РАЕН). В центральном Доме учёных на Пречистенке собралось более двухсот человек — исследователей-достоевсковедов представителей без малого тридцати стран мира. Участвовал в работе симпозиума и тамбовский прозаик, редактор издательства нашего вуза Н. Н. Наседкин.

К юбилею Достоевского Николай Николаевич выпустил замечательную книгу объёмом более пятисот страниц — «Достоевский: портрет через авторский текст.» Книга, часть тиража которой ещё печатается в типографии, — предмет гордости издательства ТГУ, и, безусловно, она будет интересна не только достоевсковедам, но и самому широкому кругу читателей, в частности, студентам-филологам и аспирантам.

Именно о книге про Достоевского и о юбилейном симпозиуме в Москве состоялся наш разговор с Н. Н. Наседкиным.

— Николай Николаевич, у каждой книги, как правило, есть говорящее само за себя название…

— Название моей книги очень точно передает её суть. Через текст Достоевского я выискиваю то, о чём ещё мало сказано. Например, о той же теме суицида (самоубийства) в творчестве писателя, ведь у Достоевского почти каждая строчка из написанного им опубликована, и сейчас наша задача — читать эти тексты незашоренными глазами. А тема суицида, я считаю, одна из главных тем в жизни и творчестве Фёдора Михайловича.

— И об этом Вы повествуете в книге?

— Да, 450 страниц из 550 посвящены самоубийству Достоевского. А сама авторская книга, набор, макет и оформление которой я сделал сам — это итог тридцатилетнего изучения творчества Ф. М. Достоевского, и несмотря на то, что названа монографией, она представляет собой сборник. Кстати, мой доклад на симпозиуме так и назывался «Самоубийство Достоевского (Тема суицида в жизни и творчестве писателя)».

— Насколько мне известно, Вы выступали на секционном заседании, которым руководил Волгин и профессор Нина Перлина (США)?

— Да. Секция симпозиума называлась «Достоевский в реальном историческом контексте». В один день со мной выступали: академик Г. Гачев («Кризис России на рубеже веков: виноват ли Достоевский?»), израильтянин С. Д. Гурвич-Ленренер («Чаадаев — Достоевский —Герцен: проблема личности»), японец Г. Кобаяси («Несколько заметок о роли описания выражений лиц героев в романе "Идиот"»), многие другие. Хочу отметить, что на симпозиуме было много православных священнослужителей. Один из самых интересных докладов прочитал активный участник симпозиума отец Димитрий (Григорьев) — протоиерей кафедрального собора в Вашингтоне (США).

— Существует такое мнение, что Достоевский — это самый читаемый в мире писатель, а некоторые американские студенты специально изучают русский язык, чтобы прочитать произведения Достоевского в подлиннике. Так ли это?

— Абсолютно. По данным ЮНЕСКО, Достоевский популярен больше, чем Бальзак, Диккенс и другие классики мировой литературы. И в этом я ещё раз убедился на симпозиуме, где были достоевсковеды даже из такой экзотической для России страны, как Египет, или, к примеру, из воюющей Югославии и маленькой Македонии. Я давно знал, что Достоевский хорошо известен за рубежом, а в Японии его считают едва ли не национальным писателем, только с неяпонской фамилией, и преподают в университетах. А вообще Фёдор Достоевский — своеобразный полпред России во всем мире, благодаря ему во всех странах познают русский характер, русскую душу, и это общеизвестно.

— Николай Николаевич, неужели на юбилейном симпозиуме были только доклады, доклады, доклады?..

— Да нет, конечно, была и широкая культурная программа: три театральных постановки (особенно хотелось выделить премьерный моноспектакль Александра Филиппенко «Фальбала» — по мотивам романа «Бедные люди») и большой поэтический вечер, на котором выступило более двадцати известных поэтов — Евгений Евтушенко, Александр Кушнер, Олеся Николаева, Дмитрий Быков, Бахыт Кенжеев и другие.

— А как Вы попали на симпозиум?

— Я получил приглашение через Internet. У меня есть два персональных сайта: www.niknas.hop.ru и www.niknas.narod.ru — на них, к слову, можно познакомиться с книгой «Достоевский: потрет через авторский текст» и с другими моими работами о Достоевском.

— Я знаю, что Вы пишите и прозу. Над чем Вы работаете сейчас?

— Я только что закончил работу над романом «Меня любит Джулия Робертс». Вскоре роман издаётся в Москве. Договорился я со столичным издательством и по поводу новой книги о Достоевском, над которой я сейчас работаю. Правда, названия у книги пока еще нет, но издание будет энциклопедическим и достаточно объёмным.

— Ну что ж, я думаю, у нас есть все основания полагать, что наряду с центрами Достоевского в Москве, Петербурге, Омске и Старой Руссе теперь такой центр существует и в Тамбове, ибо Ваши книги можно будет считать новой биографией Достоевского. Спасибо Вам, Николай Николаевич, за интервью, и до новых встреч!

Вопросы задавал Денис Исаев.
______________________________
«Университетские вести», 2002, №2.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru