Поговорим о Достоевском
В конце прошлого года в Москве проводился Международный
юбилейный симпозиум «Достоевский в современном мире 1821—2001». Он был
посвящён 180-летию со дня рождения и 120-летию со дня смерти великого
русского писателя и проходил под эгидой фонда его имени, руководит
которым Игорь Леонидович Волгин — академик Российской Академии
естественных наук (РАЕН). В центральном Доме учёных на Пречистенке
собралось более двухсот человек — исследователей-достоевсковедов
представителей без малого тридцати стран мира. Участвовал в работе
симпозиума и тамбовский прозаик, редактор издательства нашего вуза Н.
Н. Наседкин.
К юбилею Достоевского Николай Николаевич выпустил
замечательную книгу объёмом более пятисот страниц — «Достоевский:
портрет через авторский текст.» Книга, часть тиража которой ещё
печатается в типографии, — предмет гордости издательства ТГУ, и,
безусловно, она будет интересна не только достоевсковедам, но и самому
широкому кругу читателей, в частности, студентам-филологам и аспирантам.
Именно о книге про Достоевского и о юбилейном
симпозиуме в Москве состоялся наш разговор с Н. Н. Наседкиным.
— Николай Николаевич, у
каждой книги, как правило, есть говорящее само за себя название…
— Название моей книги очень точно передает её суть.
Через текст Достоевского я выискиваю то, о чём ещё мало сказано.
Например, о той же теме суицида (самоубийства) в творчестве писателя,
ведь у Достоевского почти каждая строчка из написанного им
опубликована, и сейчас наша задача — читать эти тексты незашоренными
глазами. А тема суицида, я считаю, одна из главных тем в жизни и
творчестве Фёдора Михайловича.
— И об этом Вы повествуете в
книге?
— Да, 450 страниц из 550 посвящены самоубийству
Достоевского. А сама авторская книга, набор, макет и оформление которой
я сделал сам — это итог тридцатилетнего изучения творчества Ф. М.
Достоевского, и несмотря на то, что названа монографией, она
представляет собой сборник. Кстати, мой доклад на симпозиуме так и
назывался «Самоубийство Достоевского (Тема суицида в жизни и
творчестве писателя)».
— Насколько мне известно, Вы
выступали на секционном заседании, которым руководил Волгин и профессор
Нина Перлина (США)?
— Да. Секция симпозиума называлась «Достоевский в
реальном историческом контексте». В один день со мной выступали:
академик Г. Гачев («Кризис России на рубеже веков: виноват ли
Достоевский?»), израильтянин С. Д. Гурвич-Ленренер («Чаадаев —
Достоевский —Герцен: проблема личности»), японец Г. Кобаяси («Несколько
заметок о роли описания выражений лиц героев в романе "Идиот"»), многие
другие. Хочу отметить, что на симпозиуме было много православных
священнослужителей. Один из самых интересных докладов прочитал активный
участник симпозиума отец Димитрий (Григорьев) — протоиерей
кафедрального собора в Вашингтоне (США).
— Существует такое мнение,
что Достоевский — это самый читаемый в мире писатель, а некоторые
американские студенты специально изучают русский язык, чтобы прочитать
произведения Достоевского в подлиннике. Так ли это?
— Абсолютно. По данным ЮНЕСКО, Достоевский популярен
больше, чем Бальзак, Диккенс и другие классики мировой литературы. И в
этом я ещё раз убедился на симпозиуме, где были достоевсковеды даже из
такой экзотической для России страны, как Египет, или, к примеру, из
воюющей Югославии и маленькой Македонии. Я давно знал, что Достоевский
хорошо известен за рубежом, а в Японии его считают едва ли не
национальным писателем, только с неяпонской фамилией, и преподают в
университетах. А вообще Фёдор Достоевский — своеобразный полпред России
во всем мире, благодаря ему во всех странах познают русский характер,
русскую душу, и это общеизвестно.
— Николай Николаевич,
неужели на юбилейном симпозиуме были только доклады, доклады, доклады?..
— Да нет, конечно, была и широкая культурная программа:
три театральных постановки (особенно хотелось выделить премьерный
моноспектакль Александра Филиппенко «Фальбала» — по мотивам романа
«Бедные люди») и большой поэтический вечер, на котором выступило более
двадцати известных поэтов — Евгений Евтушенко, Александр Кушнер, Олеся
Николаева, Дмитрий Быков, Бахыт Кенжеев и другие.
— А как Вы попали на
симпозиум?
— Я получил приглашение через Internet. У
меня есть два персональных сайта: www.niknas.hop.ru и
www.niknas.narod.ru — на них, к слову, можно познакомиться с книгой
«Достоевский: потрет через авторский текст» и с другими моими работами
о Достоевском.
— Я знаю, что Вы пишите и
прозу. Над чем Вы работаете сейчас?
— Я только что закончил работу над романом «Меня любит
Джулия Робертс». Вскоре роман издаётся в Москве. Договорился я со
столичным издательством и по поводу новой книги о Достоевском, над
которой я сейчас работаю. Правда, названия у книги пока еще нет, но
издание будет энциклопедическим и достаточно объёмным.
— Ну что ж, я думаю, у нас
есть все основания полагать, что наряду с центрами Достоевского в
Москве, Петербурге, Омске и Старой Руссе теперь такой центр существует
и в Тамбове, ибо Ваши книги можно будет считать новой биографией
Достоевского. Спасибо Вам, Николай Николаевич, за интервью, и до новых
встреч!
Вопросы задавал Денис Исаев.
______________________________
«Университетские вести», 2002, №2. |