Достоевский писал и о нашем времени
— В эфире утренняя программа «Время новостей».
Сегодня у
нас есть повод вспомнить Достоевского. В студии писатель Николай
Наседкин. С чего начнём, Николай?
— Хочу начать с того, что сегодня, когда звучит наша
передача, десятого февраля (а это 29 января по старому стилю),
исполнилось 160 лет со дня гибели Александра Сергеевича Пушкина. И
ежегодно в девятнадцатом веке в Петербурге в этот день устраивался
вечер памяти нашего великого поэта. И вот в сорок четвёртую годовщину,
то есть 29 января 1881 года, на очередной такой вечер люди шли
буквально толпами не только потому, чтобы почтить память Пушкина, но
ещё и потому, что в афише значилось имя Достоевского. К тому времени он
достиг апогея своей прижизненной славы. Только что закончилось
печатание его лучшего романа «Братья Карамазовы», который произвёл
большое впечатление на читающую Россию. «Дневник писателя», это
уникальное издание в виде толстого журнала, который он издавал в
одиночку, расходился невиданными тиражами. За полгода до вечера, летом,
буквально фурор произвела его речь на открытии памятника Пушкину в
Москве, в которой он провозгласил ведущую роль России в будущем
человечества. Люди, чтобы попасть на каждое выступление Достоевского,
буквально стояли в очередях, не все желающие попадали в залы.
Но на этот раз устроители, можно сказать, ошиблись,
завлекая публику именем Достоевского, потому что накануне этого
Пушкинского траурного вечера, 28 января 1881 года сам Фёдор Михайлович
уже лежал в гробу. Он умер внезапно, сгорел буквально за три дня от
одной из своих хронических неизлечимых болезней — эмфиземы лёгких. И
вот более ста лет с тех пор хотя тело его, как говорится, умерло, но
душа его, его бессмертные великие романы живут и продолжают активно
влиять на нашу жизнь.
— Как мне известно, вы не только читаете и
перечитываете
Достоевского, но и изучаете самым внимательным образом его творчество?
— Да, я принадлежу к тем людям, которые буквально болеют
Достоевским. Я периодически читаю и перечитываю его главные романы. И
со студенческих лет я начал изучать его творчество всерьёз, как
литературовед. Хочу рассказать, как я вообще открыл для себя
Достоевского, и как я не раз слышал, по такому сценарию открывали для
себя Достоевского многие люди. Мне исполнилось семнадцать лет, я только
что окончил десять классов. Что самое удивительное, «Преступление и
наказание», которое по программе должен был я прочитать в школе,
— я не прочитал. Уже после школы, летом 1970-го, оставшись на
несколько дней один (все мои родные уехали в гости в другой город), я
случайно взял в библиотеке «Униженные и оскорблённые» — один из ранних
романов Достоевского. Дома начал читать его, не смог оторваться, пока
не прочёл и, даже не знаю, с чем сравнить это впечатление: это
потрясение было. Бегом побежал в библиотеку, уговорил библиотекаршу
выдать мне, хотя это запрещено правилами, все десять томов собрания
сочинений Достоевского, в сером переплёте, 1956 года издания, и потом
дома читал эти тома подряд. Практически без сна и без еды. Что
интересно, точно так открывают Достоевского не только русские, но и
иностранцы. В своё время мне довелось беседовать с бельгийским
литературоведом Эммануэлем Вагемансом. Это автор книги «Русская
литература от Пушкина до Солженицына». И на мой вопрос, как он открыл
Достоевского, он рассказал точь-в-точь историю, какая произошла со
мной. Он в девятнадцать лет случайно открыл книгу Достоевского и не мог
уснуть, пока не пропустил сквозь сознание все десять томов русского
гения.
На первом курсе в университете я всёрьёз занялся
изучением творчества Достоевского, написал курсовую работу «Подпольный
человек Достоевского как человек», где попытался доказать, что герой
«Записок из подполья» совсем не отрицательный герой, как его
представляют у нас в литературоведении и критике, а очень даже
положительный и несчастный человек. И дипломную работу после пяти лет
учёбы я написал под названием «Герой-литератор в мире Достоевского». И
впоследствии, в 1989 году, эта работа была опубликована издательством
«Молодая гвардия» в сборнике «За строкой учебника» стотысячным тиражом.
И мне очень приятно, что в прошлом году, который был юбилейным годом
Достоевского (исполнилось 175 лет со дня его рождения и 115 лет со дня
кончины), воронежский журнал «Подъём» опубликовал мою статью «Минус
Достоевского. Достоевский и “еврейский вопрос”», посвящённую очень
сложной теме.
— Николай, есть немало людей, которым Достоевский
просто
не нравится…
— В какой-то мере с этими людьми можно согласиться.
Чтобы читать и воспринимать Достоевского, надо поначалу сделать усилие,
войти в этот мир, настроиться на его волну, и тогда откроется такая
безбрежная Вселенная. Впрочем, мне можно своими словами не говорить, а
привести замечательное суждение известной русской поэтессы начала века
Кузьминой-Караваевой. Она сказала вот так: «Без преувеличения можно
сказать, что явление Достоевского было некоей гранью в сознании людей,
и всех, кто мыслит теперь после него, можно разделить на две группы:
одни — испытали на себе его влияние, прошли через муку и скорбь,
которую он открывает в мире, стали “людьми Достоевского”… И другие
люди, — не испытавшие влияние Достоевского… Они — всегда наивнее и
проще, чем люди Достоевского, они не коснулись какой-то последней тайны
в жизни человека и им, может быть, легче любить человека, но и легче
отпадать от этой любви». Я совершенно не представляю, как сегодняшний
цивилизованный мир можно представить без романов «Преступление и
наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы». Я даже
так скажу: мы привыкли гордиться, что советский человек первым в космос
полетел, но если бы Гагарин не слетал в космос, это сделал бы другой
человек, не знаю, там — француз, американец, швед… Но роман
«Преступление и наказание» или «Братья Карамазовы» никто и никогда бы
не написал кроме Достоевского.
— Но не устарел ли Достоевский в наши дни? Не
устарели
ли его произведения?
— Тут однозначный можно дать ответ: нет. Классика, она
потому и классика, что не устаревает. Она для каждого времени, для
каждой эпохи остаётся актуальной. И Достоевский здесь не только не
исключение, но наоборот, может быть, один из самых ярких примеров. Сам
Достоевский писал, что когда человека (человечество) Всевышний призовёт
к ответу и спросит, для чего он жил на земле, что он в этой жизни
понял, то, по Достоевскому, человек мог протянуть в ответ «Дон-Кихота»
Сервантеса и этим оправдаться: вот для чего он жил и что понял. Так
вот, я считаю, что с полным правом это можно отнести к романам самого
Достоевского. И об актуальности и злободневности его произведений (и не
только художественных, но и публицистики) можно долго говорить, но
просто приведу один пример. В «Зимних заметках о летних впечатлениях»
(это у него такая большая статья с впечатлениями о первой заграничной
поездке по Европе) он писал: «Прежде хоть что-нибудь признавалось,
кроме денег, так что человек и без денег, но с другими качествами мог
рассчитывать хоть на какое-нибудь уважение; ну, а теперь ни-ни. Теперь
надо накопить денежки и завести как можно больше вещей, тогда и можно
рассчитывать хоть на какое-нибудь уважение. И не только на уважение
других, но даже на самоуважение нельзя иначе рассчитывать». Ну я
считаю, что это просто о наших днях.
— Николай, а как-нибудь сам Достоевский, его
биография
связаны с Тамбовщиной?
— Да, есть своя «тамбовская тропинка» к Достоевскому.
Конечно, не такая широкая и хорошо изученная, как «тропинка к Пушкину»,
но всё же. Сам Достоевский и его близкие родственники, насколько мне
известно, в Тамбове никогда не бывали. Правда, перед самой смертью
Достоевского, буквально за месяц-полтора его жена Анна Григорьевна
собиралась покупать имение, на которое у них наконец-то нашлись деньги,
— в Шацком уезде, это совсем рядом с нами и Шацк входил тогда в состав
Тамбовской губернии. Не успела.
Тем не менее Тамбов наш не раз и не два упоминается в
произведениях Достоевского и какие-то имеет с ним связи. Ну, например,
в романе «Подросток» сюжетная коллизия очень важная связана с
фальшивыми акциями железной дороги, а прототипом Стебелькова послужил
врач-акушер Колосов. Так вот, все эти события произошли с
Тамбово-Козловской железной дорогой, и этот процесс судебный в
Петербурге нашумел, Достоевский за ним внимательно следил, в «Дневнике
писателя» его анализировал и затем некоторые эпизоды вставил в роман
«Подросток». В «Дневнике писателя» за 1873 год, когда он ещё выходил на
страницах журнала «Гражданин», редактором которого недолго был
Достоевский, он очень много места уделил очень страшной истории,
которая произошла в селе Вирятино Моршанского уезда Тамбовской
губернии. Там некий местный житель Саяпин многолетними зверскими
побоями довёл жену свою до самоубийства, и Тамбовский окружной суд дал
истязателю-убийце всего восемь месяцев заключения. Это до крайности
возмутило Достоевского, который сам был противник смертной казни, но в
«Дневнике» писал, что такому изуверу и смертная казнь малое наказание…
Но не только мрачные обстоятельства связывали
Достоевского с Тамбовом. Например, прототипом одного из самых
значительных в мире Достоевского и светлых героев старца Зосимы в
«Братьях Карамазовых» послужил оптинский старец и чудотворец
преподобный Амвросий, в миру Гренков. Он родился в селе Большая
Липовица Тамбовской губернии, окончил Тамбовскую духовную семинарию. Ну
и среди близких знакомых писателя, стоит упомянуть, были тамбовчане как
по месту жительства, так и по рождению. Например, поэт Вейнберг (Гейне
из Тамбова — его псевдоним, известный в литературе), поэт Жемчужников,
один из создателей-соавторов Козьмы Пруткова, издатель «Русского
архива» Бартенев…
— Вы сейчас что-нибудь пишете о Достоевском?
— Да, я сейчас не так давно закончил большой роман о
современности, два года над ним работал, а теперь как бы в виде отдыха
(я всегда переключаюсь с прозы на литературоведение) затеял большой
труд, о котором уже давно мечтал. Он называется пока условно
«Самоубийство Достоевского» и в нём анализируется тема суицида в жизни
и творчестве писателя. Дело в том, что Достоевский всю жизнь тайно и,
как он любил выражаться, сладострастно мечтал о самоубийстве, и только
творчество и вера в Бога спасали его от этого крайнего, последнего
шага. И, забегая вперёд, скажу, что вывод у меня будет такой: элемент
самоубийства в его скорой и внезапной кончине всё же был. Это будет, я
думаю, новый и неожиданный вывод для многих достоевсковедов.
Вопросы задавал П. Ильин.
______________________________
Радио «Тамбов»,
1997, 10 февраля. |