Слово о Достоевском
Имя тамбовского писателя Николая Наседкина сейчас на
слуху. Его сборники повестей «Осада» и «Криминал-шоу», роман «Алкаш»,
вышедшие в крупных московских издательствах за последние годы, известны
не только тамбовским любителям литературы. А недавно в столичном же
издательстве «Алгоритм» одна за другой вышли две объёмистые книги
тамбовского автора о великом русском классике, авторе несравненного
«Идиота» — «Самоубийство Достоевского» и энциклопедия «Достоевский». На
них уже появились отклики-рецензии не только в тамбовских, но и в
московских изданиях («Независимая газета», «Литературная газета»,
«Литературная Россия», «Родина» и др.). Читателям «Новостей» рассказать
об уникальных новинках тамбовско-столичной литературы мы попросили
самого автора — прозаика и литературоведа Николая Наседкина.
— Исследование «Самоубийство Достоевского» с
подзаголовком «Тема суицида в жизни и творчестве писателя» я закончил
ещё в 2000-м году, и его собиралось выпустить московское издательство
«АСТ» к 180-летию со дня рождения Фёдора Михайловича в 2001 году. В том
же году большой фрагмент книги планировал опубликовать и журнал «Наш
современник». Но обстоятельства сложились так, что в «АСТ» книга не
вышла, в журнале публикация тоже задержалась, а вскоре судьба свела
меня с основателями нового издательства «Алгоритм», которые,
ознакомившись с текстом, не только предложили мне прекрасные условия
договора, но и буквально упросили засесть за энциклопедию
«Достоевский», считая, что материал у меня накоплен колоссальный.
Признаться, согласился я не сразу — казалось, не под
силу одному человеку замахнуться на подобное. Для сведения: над
Лермонтовской энциклопедией, вышедшей в 1980 году (первой персональной
писательской энциклопедией), работал целый отдел Института русской
литературы (полтора десятка докторов и кандидатов филологических наук!)
в течение пяти-шести лет. В конце концов, издатели меня уговорили, я
засел за компьютер и полтора года втискивал в 800 страниц большого
формата материал, который накапливал-собирал более 30 лет — с тех пор,
как в 17-летнем возрасте открыл для себя мир Достоевского. И вот, перед
самым Новым, 2003, годом вышло «Самоубийство…», а уже в мае и —
энциклопедия. Добавлю сразу, что и в «Нашем современнике» в июльском
7-м номере печатается моя исследовательская работа «Минус Достоевского:
Достоевский и еврейский вопрос».
Итак, если коротко, о чём мои книги? «Самоубийство
Достоевского» — это, по сути, новая биография писателя и новый его
творческий портрет, поданные через призму суицида. Творчество
Достоевского, как и любого гения, неисчерпаемо. Неисчерпаемо, как,
допустим, тема любви в поэзии или как жанр романа в прозе. Да и у
каждого из нас, читателей и исследователей, –– свой Достоевский. За
тридцать лет боления Достоевским я, как мне кажется, обнаружил
в литературе о нём и его наследии значительные лакуны. По крайней мере,
тема «Суицид в жизни и творчестве писателя» ранее в такой полноте не
освещалась.
Портрет, личность, биографию писателя необходимо искать,
в первую очередь, в его творчестве. Этот принцип и лёг в основу данной
книги. Отсюда и обилие цитат из произведений, публицистики и писем
самого Достоевского, сравнительно малое количество ссылок на другие
источники и почти полное отсутствие полемики. Добавлю, что можно делать
открытия в литературоведении, копаясь в архивах и публикуя не известные
ранее тексты, а можно сказать своё, в чём-то новое, слово и –– работая
с каноническими текстами. Искусство здесь состоит не только в умении
правильно читать-вчитываться в давно знакомые произведения изучаемого
автора, но и в точном выборе цитат, их соединении, сопоставлении,
столкновении, чередовании, сравнении, толковании, расшифровке… И –– в
точном выборе интонации. Да, бывают в исследовательской работе и
открытия на уровне интонации! Главное же, может быть, открытие,
сделанное мной, состоит в том, что о творчестве Достоевского можно
говорить-писать нормальным языком, без излишней тягомотной
наукообразности –– доступно для самого широкого круга читателей. Об
этом можно судить уже по названиям глав: «Хождение в Мёртвый дом», «Под
красной шапкой, или Первая любовь», «Исповедь горячего сердца», «На
разрыв аорты, или Открытый финал»…
Данное исследование охватывает всю жизнь-судьбу
Достоевского от первого до последнего дня и всё его творчество –– от
первой до последней строки. И очень важно, что ключом в исследовании
служил простой принцип, о котором следует помнить и читателю, а именно:
следует воспринимать героев Достоевского как живых людей, ибо
безусловные гении создают не просто литературные персонажи и типы, а
именно –– живых, полнокровных героев.
И ещё о гениальности. Прав незабвенный Козьма Прутков ––
нельзя объять необъятное. Как невозможно, к примеру, создать
одну-единственную и всеобъемлющую карту целой страны, так невозможно и
творца уровня Достоевского, Пушкина или Толстого «втиснуть» в одну
исследовательско-биографическую книгу. Именно по этой причине потерпели
неудачу Л. П. Гроссман и Ю. И. Селезнёв –– авторы фундаментальных по
объёму и замыслу биографий Достоевского в «молодогвардейской» серии
ЖЗЛ. Именно этого избежал И. Л. Волгин, создав самую адекватную на
сегодняшний день книгу-исследование об авторе «Братьев Карамазовых» ––
«Последний год Достоевского».
Поэтому я поставил перед собою скромную задачу: добавить
в создаваемый усилиями сотен литературоведов «Атлас Достоевского» (уж
продолжу аналогию-метафору!) одну тематическую «карту». И выбор темы не
был случайным –– отнюдь. Именно самоубийство, эта одна из самых
капитальных (любимое словечко писателя) тем в жизни человечества,
проходит красной нитью (канатом!) через всё творчество Достоевского.
Как раз через раскрытие этой магистральной темы в творчестве
раскрывается очень характерно и личность самого писателя, получает
дополнительное освещение его судьба-биография.
Книга начинается с посыла-утверждения: «Самоубийство —
хроническая мечта Достоевского. Она преследовала его и доставляла ему
неизъяснимое наслаждение всю его сознательную жизнь. И в этом нет
ничего удивительного, ибо каждый человек хотя бы раз в жизни
задумывался о самоубийстве, а Достоевского с его болезненной
гениальностью и гиперстрастной натурой жизнь буквально на каждом шагу
заставляла бросаться в бездну отчаяния, толкала-подталкивала его к
суициду…» И далее на протяжении почти пятисот страниц шаг за шагом эта
гипотеза доказывается, подтверждается и в итоге оказывается, что не
случайно автор «Преступления и наказания», «Братьев Карамазовых» и
«Записок из подполья» всю жизнь стремился к самоубийству…
Энциклопедия «Достоевский» — труд несколько другого
плана и резко отличается от других бесчисленных исследовательских и
справочных изданий о Достоевском. Впервые в мировом достоевсковедении
под одной обложкой собраны сведения практически обо всех произведениях
писателя (написанных и ненаписанных), его героях, людях, окружавших
Достоевского, понятиях, так или иначе связанных с его именем. Не только
собраны, но и расположены в очень удобном порядке. Важно и то, что этот
труд, несмотря на энциклопедичность, — авторский: то есть обладает
своим индивидуальным стилем, ритмом, интонацией и к тому же написан без
излишней академичности, доступным языком. При этом, опять же, автор
постарался избежать пристрастности: издание носит чисто информативный и
максимально объективный характер — никакой полемики, никаких оценок,
никаких спорных гипотез, никаких похвал или порицаний чужим текстам
(практически, имена достоевсковедов и названия их трудов приведены
только в разделе «Литература о Достоевском»). Главные источники
цитирования — тексты самого Достоевского (художественные произведения,
публицистика, письма, записные тетради) и воспоминания современников о
нём.
«Энциклопедия» состоит из 3-х основных разделов:
«Произведения», «Персонажи» и «Вокруг Достоевского», включает в себя
почти 1500 статей и около 200 иллюстраций.
Рамки одного тома обусловили сжатость и краткость подачи
материала. Но, думается, даже такие краткие сведения в 1-м разделе о
романе или повести в целом и сведения во 2-м о всех героях произведения
дают в совокупности полное представление о нём, а краткий
биографический очерк, открывающий «Энциклопедию», и материалы 3-го
раздела рисуют довольно полную историю жизни и творчества Достоевского.
Тому же, кто захочет шире познакомиться с материалом, подсказкой станет
список изданий о писателе в конце книги.
Поэтессе Е. Ю. Кузьминой-Караваевой (известной более как
— мать Мария) принадлежат замечательные слова: «Без преувеличения можно
сказать, что явление Достоевского было некой гранью в сознании людей. И
всех, кто мыслит теперь после него, можно разделить на две группы: одни
— испытали на себе его влияние, прошли через муку и скорбь, которую он
открывает в мире, стали “людьми Достоевского”. И если они до конца
пошли за его мыслью, то, так же как и он, могут говорить: “Через
горнило сомнений моя осанна прошла”. И другие люди, — не испытавшие
влияния Достоевского. Иногда они тоже несут свою осанну. Но им её легче
нести, потому что они не проводят её через горнило сомнений. Они —
всегда наивнее и проще, чем люди Достоевского, они не коснулись
какой-то последней тайны в жизни человека и им, может быть, легче
любить человека, но и легче отпадать от этой любви…»
Вот этим-то «людям Достоевского» и посвящена данная
«Энциклопедия», в том числе и всем тем бесчисленным достоевсковедам,
чьи труды автор прочёл-изучил за более чем 30-летнюю историю своих
неустанных путешествий в мир Достоевского.
В такой книге, противоречащей по замыслу прутковскому
«Нельзя объять необъятное», упущений и ошибок, конечно же, не миновать.
Отзывы, пожелания, замечания, предложения я попросил читателей
присылать не только на адрес издательства, но и автору по электронной
почте — niknas2000@mail.ru или оставлять их в Гостевой книге на его
персональном сайте — http://www.niknas.hop.ru. К слову, на сайте можно
ознакомиться и более подробно с этими новыми книгами. Впрочем, тиражи
их по нашим временам довольно массовые, особенно — энциклопедии (первый
тираж — 5 тысяч и предполагаются допечатки), так что у любителей
литературы есть возможность их приобрести как в интернет- и столичных
магазинах, а также и в родимом Тамбове, в первую очередь, — в Обществе
любителей книги на Коммунальной улице.
По данным ЮНЕСКО, Достоевский сегодня востребован как
никогда: он — самый читаемый классик не только русской, но и всей
мировой литературы. Я буду рад, если мои книги об авторе «Идиота» и
«Бесов» помогут его почитателям глубже и полнее понять и осознать его
бессмертное творчество.
______________________________
«Новости», 2003, 13 августа. |