А Баратынский что-то всё не едет…
Случай из жизни. К маститому литератору обратился
начинающий коллега с просьбой помочь придумать название для своей
первой книги. Маститый, бегло пролистав рукопись, предложил: «Ну,
назови ты её “Без гвоздей и шурупов!”» — «Не понял? С какой стати?!» —
удивился начинающий. «А что?.. Отличное название. Сам погляди — в
твоей книге нет ни слова ни о гвоздях, ни о шурупах…»
Председатель Тамбовской областной писательской
организации Николай НАСЕДКИН о гвоздях и шурупах писать тоже не
любит. Его беспокоят темы более глобальные и злободневные. Вот только
некоторые названия его книг: «Осада», «Алкаш», «Криминал-шоу»,
«донжуанские» дневники: «Люпофь» и «Гуд бай, май…». Злые языки
утверждают, что все они строго автобиографичны, практически —
документальны. Сам Н. Наседкин ни подтверждать, ни опровергать
сплетников не спешит, не торопится — слишком занят тяжёлым и
малоблагодарным писательским ремеслом. «Буквально, выпить даже
последнее время некогда!» — жалуется он. Но для нашей газеты мэтр,
скрепя ранимое писательское сердце, несколько минут уделить все-таки
согласился. За что ему от всех нас, простых смертных — многая лета и
дальнейших творческих успехов!
Еще один реальный случай. В деревне Софьинка Умётского
района, на родине Е. Баратынского, завершился очередной праздник
поэзии, посвящённый известному русскому поэту. Журналист, собирающий
материал об этом событии, обратился с вопросом к местной старушке:
— Ну, как, бабуля? Праздник-то понравился?
— Отличный праздник, сынок! Тока, вот незадача… Сам
Баратынский чё-то опять не приехал…
— Николай Николаевич,
ждать в гости пиита Баратынского тамбовчане уже порядком устали. А кто
из местных, ныне живущих литераторов, мог бы сегодня, или лет через
несколько, претендовать на его лавры?
— Мы, ныне живущие литераторы, к сожалению, очутились в
бесславном для литературы временнóм промежутке. Интерес к чтению,
книгам, писателям по ряду причин в обществе стремительно снижается, а
это отнюдь не способствует рождению талантов и тем более гениев.
Впрочем, современникам всегда трудно адекватно оценивать текущий
литпроцесс, справедливо раздавать титулы. И Пушкин, и Достоевский, и
Чехов в своё время имели тиражи всего в несколько тысяч, а то и сотен
экземпляров, и многие тогдашние читатели и критики выше их
ставили-ценили какого-нибудь Булгарина, Крестовского, Потапенко. Всё же
добавлю, что истинные любители поэзии на Тамбовщине уже сейчас ценят
творчество, к примеру, Александра Макарова, ожидают многого от Марии
Знобищевой…
— Областной писательской
организации всего 51 год. По человеческим меркам — до пенсии ещё
далеко. Насколько бодро она себя нынче чувствует, чем живёт?
— О бодрости нет и речи. Писательская организация и Союз
писателей России в целом, как и другие творческие организации, не
живёт, а выживает. Местные власти пытаются как-то помочь, но помощи
этой недостаточно — крохи. Всё упирается в Закон о творческих союзах,
вернее в его отсутствие. Не принимается этот закон упорно: наши
правители и законодатели там, в Москве, считают, что деньги на
поддержку литературы, творчества тратить нецелесообразно — нет
мгновенной реальной отдачи и прибыли, нет откатов… Остаётся только
надеяться, что так будет не вечно.
— С чем связаны
постоянные скандалы вокруг имён Николая Наседкина и Валентины
Дорожкиной? Вас регулярно обвиняют в узурпации власти в писательской
организации, притеснении молодых дарований и даже в «прихватизации»
областного издательского бюджета. Графоманы и бездари тупо злобствуют,
или все-таки нет дыма без огня?.. Есть в чём перед земляками
покаяться?
— Ну, думаю, «постоянные скандалы» — это преувеличение.
Это только в последнее время некий товарищ, пишущий тексты столбиком и
издавший самодеятельную книжку за свой счёт, вдруг возомнил себя
поэтом, повёл себя неадекватно: начал требовать принять его в СП,
издать его книжку за счёт бюджета и, получив отказ, принялся подавать
нелепые иски в суды, в Интернете лить помои. Помимо нас, главных
подсудимых «врагов» (меня и моего зама В. Дорожкиной), изрыгает хулу
уже и на судей, прокуроров, «ментов», а также чиновников вплоть до
руководства области и даже на писателей-гостей из Москвы, которые
приезжают к нам на литературные фестивали. Мы, по уверению
доморощенного пиита, «неучи», «мошенники», «главари», «мафия»,
«моральные киллеры», «нечисть» и т. д. И что же нам остаётся теперь:
становиться на четвереньки и лаять в ответ?
Добавлю, что в любой творческой организации и вокруг неё
всегда найдутся недовольные индивидуи, которым кажется, что их
обделяют, их недооценивают, чего-то им недодают. Как правило, это,
мягко говоря, не самые талантливые творцы. Далеко не самые. Но именно
они своей вознёй всё более превращают литературный процесс в балаган,
упорно опускают престиж писательского звания ниже пресловутого
плинтуса. Я об этом написал проблемную статью в «Литературную газету»,
которую так и назвал — «Литбалаган», надеюсь, она появится в одном из
ближайших номеров.
— Несколько главных
книг известного писателя Наседкина посвящены жизни и творчеству тоже
немного известного писателя — Достоевского. Откуда у тамбовчанина
такой интерес к литературному наследию и биографии такого насквозь, до
последней запятой, «питерского» писателя, как Фёдор Михалыч?
— Иронию насчёт известности принимаю. И уточню:
Достоевский всё же писатель не питерский, а — общерусский и даже
общемировой. И позволю себе, может быть нескромно, развить-уточнить
мысль, заключённую в вопросе. Действительно, основные и главные
российские силы достоевсковедения сосредоточены в Москве и Питере. И
мне как автору, да и, думаю, тамбовчанам-патриотам, которые
интересуются творчеством Достоевского, особенно приятно, что уникальная
(эпитет критиков) энциклопедия «Достоевский» была создана именно в
Тамбове, что в подписи под моими статьями о творчестве Достоевского,
опубликованными в московском «Нашем современнике», питерской «Неве»,
журналах Польши и Черногории, указан наш милый провинциальный Тамбов.
— В продолжение темы
классиков: областной писательской организацией, или, может, управлением
культуры, что-то сегодня предпринимается в деле увековечивания памяти
замечательных тамбовских поэтов Майи Румянцевой и Евгения Харланова? В
ближайшие годы дождёмся полноценных изданий их сочинений?
— Не знаю, как насчёт «полноценных изданий», но меня
радует, что при финансовой поддержке управления культуры и архивного
дела издаётся для библиотек области серия «Литературные родники
Тамбовского края» (редактор-составитель В. Дорожкина), в которой, среди
прочих, уже вышли однотомники Майи Румянцевой и Семёна Милосердова. В
перспективе — издание сборника Евгения Харланова, других значимых
поэтов Тамбовщины. Для увековечивания памяти ушедших из жизни известных
на Тамбовщине и за её пределами поэтов и прозаиков Александра Стрыгина,
Ивана Кучина, той же Майи Румянцевой правление Тамбовской писательской
организации не раз выступало с ходатайствами установить мемориальные
доски, но, увы, средств на это ни в областном, ни в городском бюджетах
пока не находится.
Ну а чтобы не заканчивать на грустной ноте, в конце —
анекдот в тему. Идёт один такой бюджетный чиновник по улице, смотрит,
кому-то памятник устанавливают. «Мужики, кому памятник-то?» —
спрашивает. «Чехову». «А, это который “Муму” написал?» «Да вы что,
“Муму” Тургенев написал!» «А зачем вы тогда памятник Чехову
устанавливаете?!»
Вот такие, как говаривал Познер, времена…
Вопросы задавал А. Зверев.
______________________________
«Твой город Тамбов», 2011, 22 сентября.
|