Николай Наседкин


ИНТЕРВЬЮ


ИНТЕРВЬЮ


Обложка

«Решил попробовать себя в драматургии…»

Это видео можно посмотреть в соцсетях:

Смотреть видео в Одноклассниках Смотреть видео в Фейсбуке Смотреть видео ВКонтакте

Ведущий. В эфире областного телевидения программа «Акцент». Здравствуйте! В эти дни в Екатеринбурге проходит второй Международный конкурс драматургов «Евразия-2004» и сегодня в нашей студии один из вдохновителей, а может, и единственный вдохновитель проведения этого конкурса на Урале драматург Николай Коляда и его коллега драматург и писатель из города Тамбова Николай Наседкин, который получил на этом конкурсе премию.

Н. Коляда. Хочу сразу поправить, что я и вдохновитель, наверное, но всё-таки финансовую поддержку этому конкурсу оказали бизнесмены города и области, министерство культуры Российской Федерации и Союз театральных деятелей России. У меня была только идея, а всё остальное стоит денег, и очень больших денег.

Ведущий. Идея, вероятно, тоже стоит денег в наш практический век… Мы к материальной стороне вопроса ещё вернёмся. Теперь давайте всё же поговорим об истории вопроса. Как родилась эта идея? И, вот уже второй конкурс, как она развивалась?

Н. Коляда. Вот в последнее время говорят, что на Урале сложилась уникальная школа драматургии. Это, наверное, благодаря мне, потому что я уже десять лет преподаю в театральном институте литературное мастерство. Из стен его выходит немало небесполезных для российского театра драматургов. Мой выпускник прошлого года Василий Сигарев уже известен всей Европе, его пьесы ставят во Франции, в Англии, в Германии… То же самое — Олег Богаев, который только что получил премию «Антибукер». Сейчас появился такой Саша Архипов, пьеса которого «Дембельский поезд» идёт по всей России, и он получает тоже всякие разные премии. И вот у меня возникла в прошлом году идея: поскольку здесь у нас существует такое гнездо драматургов, привлечь и другие силы, объявить вот такой конкурс. В прошлом году нам прислали восемьдесят пьес на конкурс, в этом году — триста пятьдесят одна пьеса, сто восемьдесят девять авторов. Конкурс называется международным не только потому, что там члены жюри из других стран мира, но пьесы нам прислали из Израиля, Америки, Франции, Германии — отовсюду, где живут русскоязычные авторы. Таким внимание к Екатеринбургу, к Уралу, к нашему конкурсу я очень горжусь.

Ведущий. А задача какая у конкурса?

Н. Коляда. Найти новых интересных драматургов, открыть новые пьесы. Стимулировать создание новых талантливых пьес. Премии, может быть, и небольшие: первая — двадцать тысяч, вторая — десять, третья — пять, но стимул какой-то есть.

Ведущий. Я думаю, лучше ещё спросить у непосредственного участника конкурса. Николай Николаевич, что вас подвигло стать участником конкурса?

Н. Наседкин. Дело в том, что я в литературе не новичок, я профессиональный писатель, у меня десять книг издано в Москве в основном: пять прозы и пять литературоведческих, по творчеству Достоевского. Но в прошлом году я решил попробовать себя в драматургии. Написал первую пьесу «Город Баранов». И она в прошлом же году на двух международных фестивалях прозвучала, получила хорошие оценки, призы какие-то. И вот я узнал о конкурсе «Евразия-2004» буквально случайно, в Интернете, и послал свою пьесу. И вот такой результат. Это для меня большая радость. Вторая премия в номинации «Пьеса на свободную тему».

Н. Коляда. А мне очень радостно, что такой достойный и замечательный человек участвует в нашем конкурсе. Вот перед Николаем Николаевичем лежит его энциклопедия «Достоевский», которая, я знаю, будет ещё издаваться дополнительным тиражом, переводится на другие языки. Это уникальная действительно вещь. Я её пролистал перед эфиром и просто ахнул. Сколько вы говорите, тридцать лет над ней работали?

Н. Наседкин. Да, я Достоевским вообще занимаюсь уже более тридцати лет, и ещё будучи студентом Московского университета написал первую исследовательскую работу по его творчеству…

Ведущий. То есть это научная работа?

Н. Наседкин. Это в полном смысле слова энциклопедия. В ней можно найти любую справку по Достоевскому: о произведениях, о героях, о самом Достоевском, его близких и родных. Это уникальная книга, я повторяю слова критиков, потому что один человек, казалось, такое в принципе не может сделать. Но вот мне каким-то чудом удалось. Я тридцать лет собирал материал и полтора года за компьютером, что называется, вгонял материал вот в этот том. И самое сложное было как раз отбросить всё лишнее, потому что если бы всё, что мне хотелось, поместить в энциклопедию, получилось бы три тома.

Ведущий. При всём уважении к труду и к таланту, в наш практический век, о чём уже упоминалось, возникает вопрос: зачем?

Н. Наседкин. Зачем эта энциклопедия нужна? Для кого она? В первую очередь, для студентов, аспирантов, школьников, да и вообще для всех тех, кто любит русскую литературу. Я получаю и по электронной почте, и в Гостевой книге на своём персональном сайте отклики не только из России, но и из Югославии, США, Африки — Достоевский, как говорится, он и в Африке Достоевский. Везде, где есть люди читающие на русском языке, они радуются появлению такой энциклопедии.

Н. Коляда. Скорее всего, вопрос был в том, не ради ли денег вы это написали?

Н. Наседкин. Ну, конечно же, нет! Не написать эту книгу я, видимо, не мог. Другое дело, что я бы никогда не решился. Но так получилось, что в этом московском издательстве «Алгоритм» (это новое издательство, издаёт серьёзную литературу) вышла моя книга «Самоубийство Достоевского», новая биография Фёдора Михайловича, поданная сквозь призму суицида (там такие интересные вещи открылись!), так вот, когда в издательстве ещё прочитали рукопись этой книги, они мне предложили: а не возьмётесь ли вы за энциклопедию «Достоевский»? Я сначала сказал, что это невозможно. Но издатели начали уверять меня, что, судя по «Самоубийству», у меня достаточно материала, у меня получится. Я долго размышлял, но в итоге согласился, и вот — результат налицо.

Ведущий. Вы меня извините, но я намеренно вынужден говорить не только о творчестве, но и о материальном. Обидно, что в наше время и общество, и государство относится вот так к культуре. Вот вы, Николай Николаевич, премию получили: это сколько рублей?

Н. Наседкин. Я ещё не получил, вечером сегодня получу — десять тысяч обещали.

Ведущий. Николай Владимирович, он получит десять тысяч?

Н. Коляда. Он получит десять тысяч. Вот здесь моя сумка стоит, и там они лежат. Всё я разложил по конвертикам.

Ведущий. А как вы считаете, стоит пьеса, которую автор, может быть, ночами писал, затратил массу сил и душевных переживаний, которую потом буду смотреть зрители — стоит она десять тысяч?

Н. Коляда. Конечно, нет! Конечно, это копейки, это мизер! Это вообще ничего! Но если бы вы знали, я не хочу себя хвалить, но что я испытал, какие унижения, как я выпрашивал то там, то там деньги! Не для себя, потому что я на этом ничего не заработал, наоборот, затратил ещё и свои…

Ведущий. Кстати, об экономике конкурса: из каких составляющих она складывалась?

Н. Коляда. Большую часть, слава Богу, за день до своего ухода с поста министра культуры Швыдкой дал, часть Союз театральных деятелей дал, всё остальное дали бизнесмены города Екатеринбурга. Скажем, школа иностранных языков «Талисман». Пусть это не будет рекламой, но люди действительно дали деньги, сказали: на, Коляда, мы тебе доверяем, мы хотим, чтобы наша культура продвигалась куда-то вперёд…

Ведущий. Дали совершенно бескорыстно, без желания где-то засветить где-то там у вас название фирмы?

Н. Коляда. Нет, названия фирм светятся, потому что я должен был это сделать. И «Уральские авиалинии», и «Балтика», и другие. Но хочу подчеркнуть, из тех ста пятидесяти писем, что я написал туда, туда, в банки с просьбой помочь конкурсу, откликнулись только три фирмы, остальные сказали: отвали, у нас свои дела. Вот это ужасно. Эти люди живут сегодняшним днём, они не смотрят вперёд… Но всё же ситуация меняется: в прошлом году было ещё хуже. Ничего, потихонечку, потихонечку… Это я не жалуюсь, потому что несмотря ни на что призы приготовили, победители приехали, у нас праздник. Вчера был театральный марафон: двенадцать часов сидели люди слушали, им читали пьесы актёры Малого драматического театра. Это праздник! Без праздника просто нельзя. У меня фамилия Коляда — бог праздника.

Ведущий. Раньше, при советской власти было такое понятие «социальный заказ». К примеру, пьеса «Премия» или «Сталевары»: нужно было показать сознательного рабочего, коллектив, который там то, сё, второе, третье… Давайте сейчас напишем пьесу не «Сталевары», а, например, — «Пивовары». И та же, допустим, пивоваренная компания «Балтика» оплатит эту пьесу. А как зритель — пойдёт он на эту пьесу?

Н. Коляда. Да, если после спектакля будут бесплатно давать пиво, тогда, может, кто-то и пойдёт. Понимаете, вот вы спрашивали Николая Николаевича, для чего он энциклопедию писал. Там был какой-то посыл из издательства, но ведь тридцать лет он собирал материал сам, не ради же денег. Жить интересно, когда ты занимаешься любимым делом. Зачем я придумал этот конкурс? Головная боль. Я сплю по три-четыре часа, мучаюсь. Потому что интересно! Мне интересно — вот и всё! Знаете, я чувствую, что наше время подходит к концу, и я хочу быстро сказать, что вот конец мая — и этот праздник, финал международного конкурса, и ещё праздник: совсем недавно у моего театра появилось наконец помещение. Четыре года «Коляда-театр» существовал без своего помещения. Я хочу всех телезрителей позвать на субботник 28 мая в три часа дня в мой театр, который находится в помещении бывшего ДК имени Дзержинского, в подвале. Приходите, там надо отмыть, почистить, а потом мы для вас сыграем спектакль. У моего театра теперь есть помещении — это такая радость!

Ведущий. Я вас поздравляю, это прекрасно. И всё-таки последний вопрос к вам обоим, который поможет нам связать каким-то образом всю нашу беседу воедино, и он касается конкурса. Скажите, каковы были критерии отбора пьес победителей?

Н. Коляда. Наверное, Николаю Николаевичу, сложно будет ответить, он не член жюри, но пусть всё же скажет первым.

Н. Наседкин. Ну я в этом театральном мире теперь как бы тусуюсь (модное слово!), и я понял, что да, в сегодняшних конкурсах и фестивалях большая жажда по пьесам на современную тему. Вот моя пьеса «Город Баранов»: действие происходит в наши дни, с нашими современниками. Оказывается это интересно и определённой части зрителей, и членам жюри.

Н. Коляда. Я просмотрел триста пятьдесят одну пьесу. Открываешь очередную, если с первых страниц энергия не идёт, я дальше не читаю. Пьеса должна пронзать, увлекать. Раньше я думал, что драматургия может увлекать ненормативной лексикой, ещё чем-нибудь пронзать, пугать. Сейчас я понял, что в театре можно поразить, удивить (Мейерхольд говорил: чем удивлять будем?) — удивить можно только искренностью, правдой. Если она есть, её не спрячешь. Это как телевидение. Оно всё показывает, включая плохое и хорошее. Так ведь?

Ведущий. Да, наверное это так. Нам нужны искренние люди, которые живут сегодня и которые нужны будут всегда. Большое вам спасибо! Это была программа «Акцент». Всего вам доброго, до свидания!

Вопросы задавал Н. Сазонов.
______________________________
Свердловское ОТВ/Екатеринбург, 2004, 23 мая.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru