Две функции писательской организации
Это видеоинтервью
можно посмотреть в соцсетях:
Сегодня у нас в гостях председатель правления
Тамбовского отделения Союза писателей России Николай Наседкин.
— Николай Николаевич, в
ноябре Тамбовской писательской организации исполняется пятьдесят лет.
Дата внушительная. Каким образом вы готовитесь к юбилею?
— Да, это очень знаменательная дата. Только я ещё
несколько слов хочу сказать о том, что не на пустом месте наша
писательская организация родилась, и до 1960 года какая-то литературная
жизнь здесь кипела, были профессиональные писатели. Они были членами
Союза писателей СССР, жили в Тамбове, но стояли на учёте в Москве. И
вот 11 ноября 1960 года было принято постановление правления Союза
писателей Российской Федерации о создании Тамбовского отделения. Вот с
этой даты мы свою новую биографию числим и, конечно, в нынешнем году в
ноябре торжественным праздником отметить это событие. Самое важное, что
мы сейчас делаем для этого — готовим к изданию несколько прекрасных
книг и специальный выпуск «Тамбовского альманаха». К слову сказать, кто
видел, читает наш альманах, тот знает, что в нём помимо членов Союза
писателей активно мы печатаем и самодеятельных авторов, поддерживаем
молодых, но этот десятый спецвыпуск будет полностью на сто процентов
состоять из произведения только членов Тамбовской писательской
организации.
— Как много их на
сегодняшний день?
— На сегодняшний день официально на учёте стоят тридцать
два человека. Причём специфика литературной жизни такова, что у нас три
человека из этих тридцати двух живут не в Тамбове по разным причинам,
кто в Москве, кто в Петербурге, кто даже за границей, но они стоят у
нас на учёте и по мере сил участвуют в наших делах, по крайней мере,
публикуются в «Тамбовском альманахе».
— Альманах выходит дважды в
год, это для Тамбова не так уж плохо. Скажите, а вообще чем живёт
писательская организация, помимо этого?
— Писательская организация сейчас выполняет две основные
функции: с одной стороны, решаем какие-то творческие задачи, с другой,
оказываем какую-то и материальную поддержку писателям. А для писателя
сейчас самая главная материальная поддержка, это помочь ему издать его
книги, опубликоваться. Сейчас это всё делается на платной основе, стоит
дорого. Вот мы и изыскиваем средства, выпрашиваем у чиновников, у
спонсоров. Благодаря этому издаём альманах дважды в год. Это солидное
издание по типу толстого журнала. В каждом выпуске примерно
двадцать-двадцать пять авторов. Представляете охват какой? Кроме того у
нас есть своё издательство при писательской организации, и вот за шесть
лет его существования мы издали уже более ста книг, то есть ежегодно
десять-пятнадцать книг мы издаём. Это и за счёт бюджета, и за счёт
авторов. На бюджетные деньги в первую очередь издаём книги юбиляров, а
у нас каждый год три-пять человек справляют свои юбилеи, вот мы и
стараемся к такой дате издать им в подарок томик «Избранного» или новую
их книгу. Издаём немало и коллективных сборников. Это очень значимая
поддержка для ветеранов писательской организации, а для молодых авторов
— тем более.
— Средний возраст
членов Союза писателей сегодня каков?
— Когда семь лет назад я возглавил организацию, средний
возраст писателей был шестьдесят пять лет. По сути, одни пенсионеры.
Задача нового правления и была хотя бы чуть омолодить организацию. Но у
нас, с другой стороны, очень строгие критерии приёма в Союз писателей.
В него труднее вступить, чем защитить кандидатскую диссертацию. У нас
правила такие: для вступления необходимо иметь не менее трёх изданных
книг. Причём желательно, чтобы хотя бы одна была издана не за свой счёт
— понятно, что за свой счёт можно что угодно нынче издать. Также надо
иметь три рекомендации от членов СП, имеющих стаж не менее трёх лет.
После этого пройти собеседование на заседании правления, а потом уже на
общем собрании набрать при тайном голосовании не менее двух третей
голосов от списочного состава организации. Очень немногие через такое
сито проходят. За семь лет мы приняли шесть человек, так вот из них
четверо моложе тридцати лет. Таким образом на сегодняшний день цифра
среднего возраста, с гордостью могу сказать, уменьшилась, теперь это —
пятьдесят два года.
— Получается, на тринадцать
лет организация за семь лет помолодела? А молодёжь оправдывает ваши
надежды?
—
Не то слово! Но сначала скажу, что самый маститый и
заслуженный у нас писатель это прозаик Иван Захарович Елегечев, ему
недавно исполнилось восемьдесят три года. А самая молодая у нас
поэтесса Маша Знобищева. Сейчас она уже, можно сказать, дама, вышла
замуж, ждёт ребёнка. Но когда мы её принимали несколько лет назад ей
было девятнадцать лет, совсем девочка, второкурсница университета имени
Державина. Это был уникальный случай, о нём даже «Литературная газета»
писала — вступить в Союз в девятнадцать лет, при чём имея уже пять
изданных книг, и книг безусловно талантливых. Вообще я как председатель
скажу, Маша — это самая главная наша надежда и гордость. Но и другие
молодые поэты радуют. Вот имя Елены Луканкиной уже на слуху, Татьяны
Маликовой… Таня вообще сейчас прославилась у нас на всю Россию вместе с
тамбовской музыкальной студией — они создали мюзикл по мотивам «Мастера
и Маргариты» Булгакова, Таня написала либретто, и их заметил и отметил
на молодёжном форуме даже Владимир Владимирович Путин, второй человек в
государстве, обещал поддержку. Я бы ещё мог называть имена, но лучше
остановиться, а то кого-нибудь забудешь упомянуть, начнутся обиды.
Есть, есть у нас и перспективные, и писатели среднего поколения,
которые всё более и более заявляет о себе.
— К вам желающие пополнить
ваши ряды сами приходят, или вам приходится искать талантливых и
подающих надежды?
— Система отбора и приёма в Союз писателей во времена
советской власти тоже была строгой. И, что интересно, количество членов
Тамбовской организации многие годы держалась на зловещей цифре
тринадцать. Только когда кто-нибудь из мэтров покидал сей бренный мир,
только тогда писатели принимали в свои ряды очередного претендента из
литературного актива. А в этом литактиве было человек
пятнадцать-двадцать, иные уже и в возрасте были, и по несколько
изданных книг имели. Человек мог в литактиве три-четыре и более лет
находиться. Принимал активное участие во всех писательских
мероприятиях, в презентациях, собраниях и так далее. И вот наступало
время, когда кто-нибудь из маститых, тот же Иван Захарович Елегечев
подходил к такому засидевшемуся в молодых автору и говорил: «Я вижу,
что ты созрел как писатель, я даю тебе рекомендацию в Союз…»
— Будешь тринадцатым…
— Да, будешь тринадцатым… Сейчас нравы несколько
изменились. Сейчас иные претенденты, наиздавав по пять-шесть книг за
свой счёт, не то что не ждут приглашения, они сами настойчиво просятся
в Союз, зачастую буквально клянчат рекомендации у мэтров. Причём,
как правило, как раз те, кто наименее достоин пополнить наши ряды, то
есть графоманы.
— И их всё равно принимают?
— Слава Богу, далеко не всех. Часть отсеивается
уже на стадии правления, а те, кого всё же допускают до общего
собрания, чаще всего не набирают положенного количества голосов.
Правда, они могут согласно правилам приёма, издав следующую книгу,
опять пытаться вступить в СП. Есть такие, которые настойчиво пытаются
вступить в Союз писателей, не имея на это никаких прав. А вот те, кто
достоин, те ведут себя обычно как раз скромнее. Мы их видим, мы их
знаем, привлекаем к участию в литпроцессе, публикуем в альманахе и
коллективных сборниках. Сейчас есть три-четыре молодых пишущих, которых
мы в ближайшее время будем стараться принять в наши ряды. Это, к слову,
девушки, поэтессы. Почему-то литературой, поэзией сейчас юноши реже
увлекаются.
— Николай Николаевич, у вас
и в писательской организации больше девушек, женщин?
— Скажу так: поэзия у нас больше женская. Да, поэтесс
больше, чем поэтов. Это и во всей российской литературе так, да и в
мировой, вероятно. Всё же проза, это более мужское занятие. И в
литобъединения приходят в основном девочки со стихами… Кстати, как раз
забыл упомянуть о литобъединениях. У нас при писательской организации
их несколько. Литературное объединение «Радуга» было создано тридцать
лет назад, ещё покойный Семён Семёнович Милосердов, известный наш поэт,
его основал. Сейчас им руководит поэтесса Татьяна Львовна Курбатова. На
занятия в «Радуге», которые проходят в областной библиотеке имени
Пушкина, собираются в основном люди в возрасте, которые много лет
занимаются литературным творчеством, издают свой альманах «Радуга над
Цной». Для совсем юных у нас есть литобъединение «Тропинка», которое
базируется в областной детской библиотеке. Руководит им поэтесса
Валентина Тихоновна Дорожкина. У нас есть литобъединения и в районах —
в Инжавино, в Токарёвке, в Котовске… Их тоже возглавляют
профессиональные поэты и прозаики, члены нашей писательской
организации.
— То есть пополнять ряды
Союза есть из кого?
— Да. И мы будем расширять сеть таких литобъединений,
растить молодые таланты. А ещё стоит упомянуть о такой кузнице
творческих кадров, как наш филологический факультет университета имени
Державина. Естественно, если человек поступает на филфак или на
факультет журналистики, для него слово уже изначально как бы
инструмент, он просто должен и обязан попробовать свои силы в
творчестве. Да что мне вам рассказывать, вы же сами окончили
филологическое отделение…
— Николай Николаевич, а вот
интересно: коллектив у вас не такой уж большой, тридцать два человека —
можно ли сказать, что он сплочённый? Нужно ли писателям дружить между
собой?
— Это очень сложный вопрос, непростой, потому что
организация творческая. А это значит, и так было во все времена, это
союз очень обидчивых, очень строптивых, очень много думающих и
понимающих о себе людей с амбициями. Таким людям очень трудно ужиться.
Вы же знаете, в одной семье , что называется, простым людям трудно
ужиться, а когда, например, в одной семье два писателя — это взрывчатая
смесь получается. А тут тридцать с лишним человек! Я как председатель
делаю всё возможное, чтобы у нас не доходило дело до скандалов, чтобы
открытой вражды не было. У нас бывают, конечно, конфликты какие-то, но
они гасятся на корню. Для этого существует правление и общее собрание.
Но бывают отдельные товарищи очень строптивые, считающие, что их
недооценивают и, так сказать, недонаграждают, они начинают скандалить,
выносить сор из избы, в газетах или где-то в выступлениях поливать
грязью писательскую организацию… приходится с такими людьми очень
жёстко беседовать и взрослым людям объяснять, что нельзя такое делать,
так себя вести. Не нравится тебе писательская организация — выйди из
неё. К сожалению, один пример такой у нас есть: один поэт всем и вся
недовольный, с претензиями, яростно критикующий писательскую
организацию везде, где только можно и нельзя. Мы с ним беседовали,
урезонивали, но дело дошло до того, что он сам решил покинуть наши
ряды, написал заявление о снятии с учёта в нашей организации. Это, к
слову, беспрецедентный случай. Поэт этот по-прежнему живёт в Тамбове,
продолжает числиться членом Союза писателей России, но на учёте нигде
не стоит, то есть, что называется, свободный художник. Ему организация
оказалась не нужна, ну это воля каждого человека…
— А помимо общих собраний
писатели собираются вместе, и если да, то по каким поводам?
— Естественно. У нас собрания по уставу положено
проводить не реже, чем один раз в квартал. Вопросов накапливается
много. Как уже упоминал, у нас какая-никакая финансовая поддержка.
Скажу чуть подробнее. Мы уже несколько лет участвуем в конкурсах на
получение гранта в рамках социального заказа области. В этом году
выиграли даже два гранта, в сумме девятьсот пятьдесят тысяч рублей —
деньги, конечно, не очень большие, но, тем не менее, позволяют нам
кое-что сделать. И вот мы на собраниях решаем эти вопросы, распределяем
финансы: кому из писателей книги издать, кому, может, материальная
поддержка требуется, какие фестивали и конкурсы сможем провести… Решаем
также коллективно, кто из наших товарищей достоин наград, выдвигаем.
Сами мы ничем, кроме книги к юбилею, наградить не можем, но можем
ходатайствовать перед властями предержащими о награждении писателей
наградами города и области. Как раз на очередном собрании мы, в
частности, и будем решать, кого внести в списки на награждение
премиями, знаками, почётными грамотами, благодарностями мэрии Тамбова,
администрации Тамбовской области, областной Думы в честь
пятидесятилетия писательской организации. Сам я, признаться, к наградам
отношусь довольно равнодушно, считаю, что для писателя не самое главное
все эти ордена-медали и даже премии, главное, чтобы книги издавались и
читатели были. Но я знаю, как важны для многих моих товарищей вот такое
наглядное материальное признание их заслуг, того, что они не зря живут
на свете, не зря занимаются творчеством. И вот мы на собрании этот
вопрос обсудим и обиженных, надеюсь, не останется.
— И в ноябре на юбилее
писатели будут награждены?
— Дай Бог! Забегая вперёд скажу, что я провёл вчера
предварительные переговоры в областном управлении культуры,
прозондировал на что нам можно рассчитывать. Ведь надо же реальные
какие-то официальные запросы-ходатайства составлять. Мы бы, конечно,
хотели, чтобы нам все премии мира дали и каждому по ордену… Так вот,
нам в итоге обещали достойно отметить заслуги и многих писателей, и
организации в целом — список наград внушительный получается.
— И последний вопрос:
допустим, человек мечтает посвятить себя литературе, делает первые
опыты, но ещё ничего толком не знает ни о писательской организации, ни
о литобъединениях, ни об альманахе — куда ему обращаться, с чего
начинать?
— Для начала надо просто прийти к нам. У нас есть
небольшой офис в Доме печати на Моршанском шоссе, предварительно
позвонив по телефону 53-50-77, потому что я, понятно, не всегда бываю
на месте, а секретарши в писательской организации нет. Кроме того, у
нас есть свой сайт в Интернете, который легко найти: ввести в любой
поисковик мою фамилию или слова «Тамбовская писательская организация».
Там очень много материалов о Тамбовском отделении СПР, представлены все
наши писатели, их творчество, можно найти все выпуски «Тамбовского
альманаха»… В-третьих, есть электронная почта и тот же телефон, по
которому можно позвонить и получить ответ на интересующий человека
вопрос. Я ещё раз говорю всем желающим профессионально заниматься
литературой, творчеством — надо прийти в писательскую организацию, надо
записаться в литературное объединение, позаниматься, поучиться азам
творчества — это будет как начальная школа, даст своеобразный фундамент
для дальнейшего роста.
Вопросы задавала М. Баженова.
______________________________
ТВ «ВДВ», 2010, 29 июля.
|