Автобиография
Родился под знаком Овна 13 апреля 1953 года в райцентре
Александровский
Завод Читинской области (Сибирь) — между прочим, при царях это была
столица забайкальской каторги, и свои каторжные сроки отбывали здесь, к
примеру, М. В. Петрашевский и Н. Г. Чернышевский.
Мать, Вера Николаевна Наседкина, была типичной советской
матерью-одиночкой, одна растила-воспитывала двух детей на мизерную
учительскую зарплату преподавательницы немецкого языка сельской школы
(подробности — в повести «Муттер»).
В школу будущий автор «Муттер» пошёл в райцентре Белый
Яр (солнечная
Хакасия — юг Красноярского края), куда семья к тому времени
перебралась. Будучи второклассником-отличником, завсегдатаем Доски
почёта и, как всегда, добросовестно выполняя задание первой учительницы
Анны Семёновны Коваль, сочинил стихотворение, а затем и сказку. Стишок
выглядел так:
Пограничник стоит на
посту,
Он видит всё за версту
И охраняет земли круг:
Леса, поля — всё вокруг.
Сказку добрая Анна Семёновна читала потом следующим
поколениям
младшеклашек в качестве примера для подражания, но всё же, к счастью
для автора, биографов и читателей, оная сказочка благополучно
канула-таки в Лету.
Затем на несколько лет, вплоть до 10-го класса, Муза
напрочь забыла дорогу к «сурьёзному вьюноше»…
Сдавая экзамены за 10-й класс и собираясь в один из
майских прекрасных
вечеров на свидание к чудесной девушке Гале, вдруг сел за стол и,
задыхаясь от приступа вдохновения и теребя безжалостно чуб (тогда чуб
ещё был), выдал-написал за час с небольшим рассказ «Берёза».
Заканчивался он не слабо: «Кап! Кап! Кап! Это плачет берёза.
Кристально чистые слёзы одна за другой сочатся из раны и горячими
каплями падают на руку Витьке.
Кап! Кап! Кап! –– это уже Витькины слёзы. Он плакал
первый раз в жизни…»
Красивая девушка Галя очень сильно
обиделась за
опоздание, зато рассказик через несколько дней опубликовала районная
газета «Сельская правда», и автор испытал сладостный укол в сердце,
впервые видя своё имя напечатанным.
Через день он, автор же, испытал ещё более острый укол в
сердце, увидев
клок газеты со своим рассказом на гвоздике в общественном сортире…
Оскорблённый в своих лучших чувствах, начинающий беллетрист изломал все
свои карандаши-ручки (тогда ещё писали деревянными перьевыми ручками —
ломались они легко), изорвал в клочья наброски новых гениальных
творений и поклялся никогда больше не выставлять богатства своей
поэтической души на потребу грубой публики… Да пошла, мол, она!
Но — клятвы клятвами, а жизнь продолжалась.
После школы — стройка, завод (будущий прозаик-эпик решил
познать
жизнь). Бог автора миловал — ни единой производственной повестушки не
сочинил. Но зато вдруг поманила его слава Антоши Чехонте: взялся
кропать и тискать в районке фельетоны с юморесками. Опубликовал
полтора-два десятка юморных рассказцев, пока не спохватился — не его
эта стезя.
Два года службы в стройбате не прошли даром: автор
заработал три тыщи
рэ (аккурат на иномарку «Zaporogetz») и накопил-набрал материала на
первую повесть. Ещё в казарме начал набрасывать первые армейские
рассказы и предлагать их в газету военного округа и журнал «Советский
воин». Из редакций автору настойчиво советовали не очернять
«непобедимую и легендарную» Советскую Армию… Но рядовой, а затем и
младший сержант упорно продолжал копить-записывать правдивые
впечатления о казарменном житье-бытье. Этому немало способствовала на
втором году его службы должность редактора полковой радиогазеты и, как
следствие этого, отдельный кабинет с письменным столом в штабе полка.
Повесть «Стройбат» была полностью закончена в 1988-м, когда наивные до
неприличия «Сто дней до приказа» Юрия Полякова пробили наконец дорогу
реалистической армейской прозе к читателю. Фрагменты из «Стройбата»
(самые «пристойные») были опубликованы в коллективном сборнике «Молодая
проза Черноземья» (Воронеж, 1989). И тут вывернулся откуда-то со своим
конъюнктурно-чернушным «Стройбатом» Сергей Каледин в «Новом мире», так
что пришлось менять название на «Казарму»,
а полностью повесть
появилась в книге «Криминал-шоу» только в 1997 году.
Но до этого было ещё далеко…
Вернувшись из армии, будущий писатель с удвоенной
энергией взялся за
любимое дело, которым регулярно и страстно занимался с 6-ти лет —
читать, читать и читать книги, портя зрение, ибо всегда помнил и знал:
писатель культивируется-вырастает только и непременно из читателя —
иного не дано. А между тем Фортуна ласково погладила его по голове —
его взяли в штат районной газеты, где он когда-то впервые
опубликовался. Особенность подарка Судьбы заключалась в том, что
вакантным оказалось только место фотокорреспондента: пришлось срочно
осваивать малознакомое дело профессионально и снимать-фотографировать
трактористов в поле, доярок на ферме, партийных работников на трибуне,
а заодно изредка и себя — для истории. Зато уж писать фотокору
разрешалось, о чём только душа пожелает. Душа желала писать прозу,
однако ж рука по-прежнему ещё толком не умела этого делать. Поэтому
пришлось по инерции сочинять шутейно-юморные рассказики, но в основном
постигать журналистские жанры, как то: фельетон, рецензия, репортаж,
очерк…
Это помогло впоследствии, когда попытка проскочить
творческий конкурс в
Литературный институт провалилась с оглушительным треском, поступить с
триумфом на факультет журналистики Московского университета и
восстановить свой статус-кво человека пишущего и подающего большущие
надежды в глазах строгих односельчан. Сельчане-земляки страстно хотели
иметь своего нобелевского лауреата…
Что-то внутри пиита неудержимо зрело и рвалось наружу:
юморески,
фельетончики и очеркишки уже ни коим образом не удовлетворяли мятущуюся
душу. Стихи же, к сожалению, не давались вообще (были, были тайные
неудачные попытки!). И тогда будущий нобелевский лауреат всерьёз засел
за серьёзную прозу. Именно — всерьёз, и именно — за серьёзную. В
результате родились-появились на свет два произведения, оченно-оченно
напоминающие настоящие рассказы — «Лучик
солнца в дождливый день»
(привет Франсуазе Саган!) и «Новый
родственник». Автор шибко себя
зауважал, перестал улыбаться, начал ходить постоянно с задумчивым
сурьёзным лицом и даже подумывал сменить сигареты (тогда он ещё курил)
на солидную писательскую трубку…
Между тем, работая в глухой сибирской районке, купаясь
коротким летом в
студёном Абакане, автор порою, выпив с получки марочного вермута или
портвейна розлива местного цементного завода, грезил о Москве, Крыме,
«больших» газетах… Однажды ему даже приснилось, что он сидит в бухте
Ласпи под Севастополем и моет ноги в Чёрном море, как Жириновский
сапоги в Индийском океане… Правда, о Владимире Вольфовиче тогда ни он,
никто другой и в самых страшных кошмарах не подозревал, но вот то, что
ему доведётся два чудесных лета работать в «Славе Севастополя», автор
прозревал. Для этого надо было всего лишь поступить в МГУ… Всего
делов-то!
И вот, дождавшись очередного своего судьбоносного года
Змеи, 1977-го,
всё ещё подающий надежды будущий лауреат Букеровской премии поступает
на факультет журналистики Московского университета. А, как известно,
журфак МГУ — всем факам фак (пусть вздрогнут знающие инглиш!). Первое
время вчерашний корр сибирской районки на лекциях и семинарах сидел,
подперев голову рукой, ибо голова-головушка кружилась от счастья
и невообразимого объёма знаний, в неё, голову, впихиваемых. Однако ж,
несмотря на головокружение, новоиспечённому студенту удавалось каким-то
чудом те знания впитывать и получать периодически повышенную стипуху,
на червонец больше обыкновенной — мелочь, а приятно!
Учась журналистике, автор всё время помнил о своей
писательской стезе,
поэтому особенно исправно посещал близкие по профилю спецсеминар
литературной критики В. Д. Оскоцкого и спецкурс по творчеству
Достоевского И. Л. Волгина. Критика и литературоведение
(достоевсковедение) настолько увлекли, завлекли и взяли в полон
будущего прозаика, что так до сего дня он и выступает в этих трёх
ипостасях. Ну и, конечно, студенческие годы в Москве — это дружба на
мировом уровне (в прямом смысле), нескончаемые праздники-пьянки в ДАСе
(общаге), перманентные влюблённости и бесконечные
походы-прогулки-шатания по столице… Всё это впоследствии нашло
отражение в романе «Алкаш».
Ближе к окончанию универа автор понял окончательно —
пора рожать прозу.
Толчок таким «материнским» мыслям-желаниям дали, видимо, и военные
сборы после 4-го курса: вспомнилась армейско-стройбатовская юность,
наивное тогда желание написать правдиво и достоверно о жизни в погонах.
Тем более, что удалось наконец-то подержать в руках АКМ — это придало
мужества и вдохновения. Как бы там ни было, но ещё нескольких глав
повести «Стройбат» («Казарма») благополучно родились на свет. Однако ж
Пегас писателя-баталиста вдруг резко свернул в сторону: из-под пера
ошеломлённого автора появился-написался сначала рассказ в жанре
фантастического реализма «Супервратарь»,
а затем и второй, в жанре
жёсткой прозы, — «Трудно быть
взрослой»…
Эти две вещи и стали (без всяких шуток) первыми крепкими
кирпичами в
здании, которое строит-возводит автор в текущей литературе — они вошли
потом в книгу «Осада». Почуяв всеми печёнками-селезёнками привкус
творческой удачи, автор начал относиться к своим литпотугам всерьёз.
Но, увы, Муза прозы (ревнивая дамочка!) довольно редко посещала
загруженного студента, так что чаще на пишмашинке писались-шлёпались
литературно-критические статьи, а под конец учёбы и — дипломная работа «Герой-литератор в мире Достоевского»…
Серьёзная вещь!
Дипломная защита, увы, не обошлась без катаклизмов:
выпускник-достоевсколюб не нашёл взаимопонимания с руководителем
диплома И. И. Виноградовым (будущим редактором «Континента»), но
наотрез отказался менять концепцию исследования и в результате еле-еле
защитился на «хор». Своеобразная реабилитация случилась-произошла через
несколько лет, когда дипломная работа «Герой-литератор в мире
Достоевского» была опубликована в сборнике «За строкой учебника» (М.:
Молодая гвардия, 1989) стотысячным тиражом.
Между тем, выпускник МГУ в ранге молодого
специалиста-журналиста
прибывает в достославный чернозёмный град Тамбов и вливается в
жизнерадостный коллектив областной молодёжной газеты «Комсомольское
знамя» сначала старшим корреспондентом, а потом завотделом агитации и
пропаганды (sic!). Частые командировки с застольями в райкомах ВЛКСМ
(не все, наверное, помнят расшифровку аббревиатуры!) и районных
гостиницах выматывали-подрывали здоровье. Эти журналистские тяжёлые
будни найдут потом достоверное отражение в прозе («Казнить нельзя
помиловать», «Алкаш»).
Сочиняя-стряпая двумя руками и левой ногой статейки о
политучёбе,
соцсоревновании и прочем в том же духе, автор порой восклицал в порыве
похмельной депрессии: «О, прощайте светлые мечты о чистом и возвышенном
творчестве! Ауфвидерзеен-адью грёзы о литературной стезе и
сопутствующей славе! Гуд бай, сладкие прожекты о Нобелевской,
Пулитцеровской, Гонкуровской и прочих Букеровских премиях!..»
И жутко скрипел зубами.
Однако ж, всё чаще и активнее
агитировать-пропагандировать молодых
читателей вчерашний журфаковец старался рецензиями на книги, фильмы,
театральные премьеры, продолжал активно публиковаться как критик и в
«Лит. России», с которой сотрудничал ещё в студенческие годы. В
результате за несколько лет всё ещё подающий надежды литератор из
замшелого Тамбова сподобился быть участником двух Всероссийских
семинаров молодых литературных критиков в Юрмале, двух Всероссийских
семинаров театральных критиков (в Пскове и Москве).
Но автора упорно продолжал манить соседний литературный
цех — прозы. А
между тем, его настиг критический возраст — возраст Иисуса Христа, Ильи
Муромца и Остапа Бендера. Впору было, как чеховскому Платонову,
завопить: «Мне уже 33 года, а я ещё ничего (в прозе) не сделал!»
И будущий лауреат, засучив рукава, пишет один за другим
рассказы «Выход», «Встречи с этим человеком», «Сказки бабушки Алёны»
(«Полномочный человек»), заканчивает-таки повесть «Стройбат»
(«Казарма») и начинает новую вещь с необычным ещё для себя —
криминальным — сюжетом «Казнить нельзя помиловать».
Но перед этим, подписав с Центрально-Чернозёмным
издательством договор
на издание «Стройбата» в коллективке, будущий лауреат, уже возомнив
себя «пысатэлэм», гордо разрубает Гордиев узел газетной рутины (во
завернул!) и с 1-го января 1989 г. уходит на вольные хлеба — так в те
времена называлось писательское тунеядство. Пропадать — так с музыкой!
Однако осенью того же, 1989-го, вчерашнего газетного
волка и
новоиспечённого безработного против всех правил зачисляют на Высшие
литературные курсы при Литинституте им. Горького.
Почему против правил, какое чувство сладострастия
испытал будущий
классик, перешагнув-таки порог Литинститута, некогда его безобразно
отвергнувшего, как плодотворно он учился и с каким, опять же,
сладострастием проводил вечера в угарных буфетах ЦДЛ — всё это подробно
описано-рассказано в романе «Алкаш». Здесь же стоит подчеркнуть одну
пикантную подробность для понимающих суть дела: учился автор на ВЛК в
семинаре критики В. И. Гусева. Для непонимающих напомним и объясним: не
было в тогдашней российской литературе более ярых антагонистов,
оппонентов, да и что уж там эвфемизничать — врагов, чем В. Д. Оскоцкий
(секретарь так называемого Союза российских писателей, лидер «Апреля»)
и В. И. Гусев (секретарь Московской писорганизации, редактор журнала
«Московский вестник»). Но бывшему сибиряку и уже закоренелому
чернозёмному провинциалу удалось не заразиться как от первого учителя,
так и от второго их крайне левым и крайне правым литэкстремизмом. И —
слава Богу!
Для него, автора, вообще в литературе главное не борьба,
а —
творчество. Занимаясь в семинаре критики, он настырно продолжил пахать
и участок прозы, взращивать всё новые сочные плоды. Причём, не гоняясь
(в силу лености характера) за количеством, упор по-прежнему делал на
качество. В результате в эти два года сначала закончил повесть «Казнить
нельзя помиловать», а затем написал два рассказа — «Осада» и «Четвёртая
охота». Причём «Осада» на долгие годы стала своеобразной визитной
карточкой автора.
И ещё в эти два вээлкашных года чуть было НЕ произошли
два этапных для
его творческой биографии события: НЕ вышла первая его книга — уже
подготовленное отдельное издание повести «Казнить нельзя помиловать» в
издательстве «Столица» (сохранился только издательский оригинал-макет в
одном экземпляре); и он чуть было НЕ стал главным редактором новой
центральной литературной газеты «Почитаем?» (подробности, опять же, в
романе «Алкаш»)…
Обидно-с!
Но первая книга, уже другая — солидный по объёму сборник
повестей и
рассказов «Осада», — всё же вышла в московском издательстве «Голос» в
1993 году стотысячным тиражом и в супере-пупере. Фу-ты, ну-ты! Перед
этим автор, воротившись после Высших литкурсов в родные палестины, то
бишь — град Тамбов (который в своих произведениях перекрестил в — город
Баранов), снова побывал в роли вольнопашца-безработного, а затем
устроился для поддержания штанов, пардон, трусов и прочей амуниции
редактором в издательство местного университета. В первую книгу вошли
как прежде написанные вещи, так и новые — «страшные» рассказы «Тварь»,
«Пирожки с мясом», «Всех убить нельзя»,
автобиографическая повесть «Муттер».
Эпитет «страшные» употреблён не для красного словца:
корректор издательства после работы над книгой «Осада» попала, бедная
женщина, в психиатрическую больницу. К счастью, врачам удалось вернуть
её к нормальной жизни. Что стало со ста тысячами потенциальных
читателей книги — история умалчивает.
Окрылённый успехом автор завёл рыжего сибирского
кота-помощника Фурса,
обильно смазал пишмашинку «Унис» (в те времена он был ещё
докомпьютерным человеком-питекантропом!) и вновь засел за письменный
стол. Но только-только успел будущий лауреат Госпремии под мурлыканье
Фурсика сотворить-отшлёпать первые страницы новых нетленок, как его
вызвали в Москву на 1-е Всероссийское совещание молодых писателей
(февраль, 1994), где и обсудили. Но не осудили, а, наоборот, приняли
без проволочек в Союз писателей России, даже не спросив мнения-согласия
тамбовских профписателей. Последние обиделись…
Автор не настолько был наивен, чтобы с выходом первой
книги и
получением корочек писсоюза посчитать себя профессионалом. Но он шибко
зауважал себя, когда его портрет сделал Н. Г. Кочнев — тот самый
легендарный портретист писателей, который фотографировал ещё Горького,
А. Толстого, Булгакова, Фадеева, Шолохова…
Разумеется,
портрет этот был помещён впоследствии на первую страницу персонального
сайта автора, а в то время — на заднюю обложку
второй книги,
сборника прозы «Криминал-шоу», выпущенного издательством «Голос» в
1997-м. Кроме «Казнить нельзя помиловать» и «Казармы», в него
вошли новые повести «Криминал-шоу»,
«Прототипы», «Спортлото-91».
Так получилось, что в этом же, 1997-м, «Голос» переиздал и
сборник «Осада», уже не в супере, а в целлофанированном переплёте.
А перед этим у автора в тамбовских издательствах вышли
две книжки
литературоведческо-краеведческого профиля — «От Державина до…» и «Литературные мушкетёры»,
появились публикации в тонких, толстых
и пухлых журналах: «Наш современник» (повесть «Прототипы» — 1995, № 2),
«Подъём» (статья-исследование «Минус
Достоевского. Достоевский и
еврейский вопрос» — 1995, № 11-12; рассказы «Люгер» и «Жизнь собачья» —
1996, № 8), «Сыщик» (рассказ «Четвёртая охота» — 1992, № 2),
«Физкультура и спорт» («Супервратарь» — 1990, № 8) и др.
Как следствие, автору пришлось потеснить тома классиков
на стеллажах в
домашней библиотеке и выделить для себя отдельную полку. Втайне от
домочадцев (супруги и кота) он периодически замерял сантиметром
длину-протяжённость своего литнаследства на этой персональной полке и
сокрушался, что сантиметры прибавлялись медленно…
Даёшь толстые книги!
Первый «толстый» проект — роман-романище в 600 с лишком
страниц
«Алкаш». Вот такое романтическое название — звучит почти, как «Идиот»
или «Живой труп»! Писалась-создавалась книга года два, но материал для
неё автор собирал всю свою сознательную жизнь — цистерну и маленький
бидон разнообразных горячительных напитков для этого выпить пришлось.
«Алкаш» вышел в тандеме мощных российских издательств «АСТ» и
«Астрель» перед самым-самым новым, 2001-м, годом, на рубеже
тысячелетий, поэтому его смело можно назвать ПОСЛЕДНИМ РОМАНОМ XX ВЕКА,
и если ещё более отчаянно сметафорничать — этой книгой поставлена точка
в литературе ушедшего если не тысячелетия, то столетия, если не в
мировой литературе, то российской, если не российской, то тамбовской…
В конце прошлого века ему (автору, но с Божьей помощью!)
удалось-таки
завершить и громадный исследовательский труд — «Самоубийство
Достоевского». Это, по существу, новая биография автора «Братьев
Карамазовых», поданная через призму суицида, мечта о котором всю жизнь
преследовала его. Автор робко надеялся на успех, ибо ещё очень и очень
многих умных людей интересует Достоевский и ещё большее количество
неглупых homo sapiens’ов притягивает-манит самоубийство — как на
практике, так и в теории. Поначалу «Самоубийство Достоевского» вошло в
сборник «Достоевский: портрет через авторский текст» наряду с ещё тремя
исследованиями: «Подпольный человек
Достоевского как человек»,
«Герой-литератор в мире Достоевского», «Минус Достоевского. Достоевский
и еврейский вопрос». Сборник этот вышел раритетным тиражом в
издательстве Тамбовского госуниверситета — 67 нумерованных экземпляров,
каждый с автографом автора.
Между тем автор вместе со своими помощниками засел
за новую
работу. В помощниках же (и незаменимых!) у него к тому времени, кроме
кота Фурса Иваныча, появился ещё и мощный «Pentium II» или,
по-домашнему, Пентюх Петрович. На его «винте» вскоре сформировался файл
с новым суперсовременным молодёжным романом, в котором не последнюю
роль играет восхитительная, обольстительная и неповторимая Красотка
Голливуда. Вещь так и называлась — «Меня
любит Джулия Робертс».
Однако ж начало нового тысячелетия получился скомканным
и зряшным.
Во-первых, издательство «Астрель» («АСТ») было
фраппировано отказом
автора «Алкаша» подписать с ним контракт-договор на 5 (пять) романов со
сквозным героем и получить приличный аванс. Напрасно автор пытался
объяснить-оправдаться, что не горит желанием повторять подвиги Доценко,
Марининой, Донцовой, Акунина и прочих «серийных» авторов-маньяков. В
результате фраппированные «Астрельщики» не стали выпускать две книги
строптивого автора (сборник криминальных повестей и «Самоубийство
Достоевского»), которые они намеревались издать, и, нарушая договор, не
вложили ни цента в рекламу романа «Алкаш»…
Но жизнь — зебра: кто ж этого не знает? В декабре 2001
года автора
пригласили в Москву на Международный юбилейный симпозиум «Достоевский в
современном мире» и дали-подарили целых 20 минут для доклада.
Завязались также контакты с новыми издательствами и, как первая
ласточка, — выход в декабре 2002 года в московском издательстве
«Алгоритм» вполне массовым тиражом (3000 экз.) книги «Самоубийство
Достоевского».
Таким образом, автор вполне со спокойной душой
приготовился встренуть в
апреле 2003 года свой полтиничный юбилей. И — встренул: тихо и скромно,
без всяких банкетов и славословий.
А между тем, в конце мая 2003 года произошло и вовсе
судьбоносное
событие: в том же замечательном столичном издательстве «Алгоритм»
явился свету главный труд автора — первая в мировом достоевсковедении
энциклопедия «ДОСТОЕВСКИЙ». Люди,
понимающие толк в книгах и литературе
вообще и в Достоевском и энциклопедиях в частности, беря в руки этот
фолиант в 800 страниц большого формата, впадают поначалу в шок, узнав,
что создал-написал сие один человек. Автор может признаться, что рождал
эту энциклопедию 30 лет (собирал материал) и 1,5 года (сидя за
компьютером).
Маленький, но тоже приятный довесок к этому грандиозному
событию —
публикация в 7-м номере за 2003 год «Нашего современника» статьи «Минус
Достоевского», которую автор предлагал журналу ещё в 1995 году. Как
говорится — лучше поздно, чем никогда!
И уж совершенно невероятный творческий кульбит совершил
автор в том
юбилейном году. Как будто мало ему было «званий» почти что маститого
прозаика и уже некоторыми вполне уважаемого достоевсковеда,
энциклопедиста как он взял и написал-сочинил пьесу «Город Баранов».
Мало этого — послал-предложил её на Международный фестиваль молодой
драматургии-2003. Результат: пьеса не только прошла отборочный конкурс,
но и стала лауреатом фестиваля, который проходил в подмосковном
пансионате «Клязьма» с 11 по 16 июня 2003 года.
Вот так автор на старости лет превратился в молодого и
перспективного
драматурга. Мало этого: в следующем году «молодой» драматург послал
«Город Баранов» и новую пьесу «Джуроб»
на Международный конкурс
драматургов «Евразия-2004» (Екатеринбург), где первая пьеса опять
прошла отборочный конкурс и завоевала вторую премию в номинации «Пьеса
на современную тему».
Юбилейный 2003-й год заканчивался бурно.
Во-первых, автор сменил невольно и неожиданно для себя
статус вольного
рядового писателя на титло председателя правления Тамбовской
писательской организации. А во-вторых, так же неожиданно для себя
ухнул-погрузился в бурный роман со сверхюной и красивой девой, пишущей
изысканные туманные стихи. Роман был страстным, но недолгим, однако ж
вдохновил
автора на новое произведение — email-роман под названием «Люпофь», а
деву-поэтессу — на обширный цикл любовной лирики, вошедший в первый её
сборник.
А ещё был подготовлен к изданию сборник рассказов «Наша
прекрасная
страшная жизнь», который в виде подарка юбиляру издало областное
управление по делам печати. В книгу вошли как старые рассказы («Осада»,
«Жизнь собачья», «Четвёртая охота», «Тварь» и др.), так и совсем новые
(«Перекрёсток», «Муравьи», «Квест», «Динамо» и «Асфиксия») — всего 13.
На председательском посту дела ни с того ни с сего вдруг
пошли в гору.
В первый год работы удалось выпросить у областных властей финансы на 16
ежемесячных стипендий-грантов по 500 рублей для писателей, учредить и
зарегистрировать областное отделение Литфонда России, создать при
Литфонде издательство, выпустить уникальный сборник-фолиант «Тамбовский
писатель-2004», провести почти сто творческих вечеров, презентаций
новых книг, литературных праздников, юбилейных торжеств и прочая, и
прочая, и прочая.
Даже столичные издания — «Литературная газета»,
«Литературная Россия»,
«Российский литератор» — написали-отметили в своих публикациях приятный
факт: в Тамбове литературно-писательская жизнь в 2004 году заметно
оживилась.
Между тем, автор-председатель основные свои силы
сосредоточил на
совершенно новом для себя поле деятельности — книгоиздании. Созданное
им издательство в техническом плане представляло собой его домашний
компьютер (уже «Пентиум-4») вкупе со сканером и лазерным принтером, а в
плане штатного расписания — его самого в единственном лице. Сам в
основном вычитывал-редактировал рукописи, сам строил-мастерил макеты в
PageMaker и опять же сам оформлял-рисовал обложки…
В первый же год работы издательство выпустило 13 книг —
очень даже неплохой результат.
Ну и грандиозным событием надо считать выход весной 2005
года в
столичном издательстве «СовА» романа «Меня любит Джулия Робертс».
В 2004 году случилось наконец то, о чём мечтает любой и
каждый
писатель: у автора вышла первая книга за рубежом — в Черногории в
переводе на сербский была издана энциклопедия «Достоевский». Это
издание, на взгляд автора, получилось-вышло даже более внушительным и
красивым, чем московское праиздание. Особенно автору понравилось то,
что черногорский издатель, в отличие от российского, вынес фамилию
автора на обложку. Первое время, заполучив забугорный экземпляр, автор
мог часами смотреть на эту дивную обложку, где хоть и по-сербски, но
вполне понятно и читаемо его имя значилось рядом с именем Достоевского!
Зарубежные издатели пригласили автора посетить
благословенный
Черногорский край (кто не знает — это часть бывшей Югославии). Милые
черногорцы не только взяли на себя все расходы, но и обязались
выплатить при встрече гонорар. Неделя в Подгорице (фактическая столица
Черногории) — стала для автора поистине райской неделей.
Ну а в Польше хоть энциклопедия «Достоевский» и
застряла, но в конце
2005 года вышел-таки в издательстве «Tower Press» (Гданьск) виртуальный
роман «Меня любит Джулия Робертс». Книга была издана тиражом 3000
экземпляров, что для Польши аналогично 10000-15000-му тиражу в России.
Однако ж автора по выходу книги на презентацию в Польшу не пригласили.
А жаль!
* * *
С возрастом и накоплением мудрости автор перестал
мечтать о
Нобелевской, Солженицынской и прочих премиях, о которых любил погрезить
в более молодые годы.
Но вот Судьба словно решила поманить его, напомнить об
этой вкусной
стороне писательской жизни. И — случилось. Ему, автору, была-таки
присуждена премия Тамбовской области имени Е. А. Баратынского за, как
сказано в дипломе лауреата, «успехи в литературном творчестве».
Но, само собой и разумеется, главные в жизни писателя
награды не
дипломы, премии и медальки, а — тиражи новых книг и читательское к ним
внимание. Весной 2006 года вышел самый, может быть, «весенний» роман
автора — «Люпофь». Содержание — страстная любовь 50-летнего писателя и
20-летней поэтессы, стремительно, неудержимо и трагически
превращающаяся-деградирующая в «люпофь». Форма — email-переписка между
любовниками (по сути — эпистолярный роман XXI века).
Увы, широкого и шумного успеха этот экспериментальный и
«скандальный»
(выражение одного критика) роман не имел, зато автор получил несколько
печатных и приватных (по электронке) отзывов-рецензий такого хвалебного
и восторженного накала, что вполне удовлетворён во всех смыслах…
Впрочем, он, автор, не теряет надежды, что рано или
поздно, как
предрекают эти восторженные читатели и критики, роман «Люпофь» станет
классикой российской (русской!) литературы и будет изучаться в вузах.
Ну так можно и подождать.
А между тем главный, как, опять же, считают некоторые
читатели-почитатели творчества автора, его труд — энциклопедия
«Достоевский», — продолжала приносить автору в полном смысле СЛАВНЫЕ
дивиденды. В один из предновогодних вечеров в помещении театра МХАТ им.
Горького на Цветном бульваре в Москве состоялось награждение лауреатов
и дипломантов престижной российской премии «Хрустальная роза Виктора
Розова». Среди прочих диплом был вручён и автору (цитата) «за
подготовку уникальной энциклопедии “Достоевский”».
Во время церемонии произошёл-случился трогательный
момент: после
благодарственного ответного слова автора на сцену вбежал из зала член
конкурсной комиссии Народный артист России, поэт Михаил Ножкин, крепко
обнял автора и воскликнул: «Молодец, Николай!..» Подобные порывы таких
замечательных людей дорогого стоят!
* * *
Автор отмечать-праздновать дни рождения и тем более
юбилеи терпеть не
может, но к символике цифр в своей судьбе относится с каким-то
непонятным для самого себя любопытством. В преддверии 55-летия у него
отчего-то засвербело в душе и в том месте, где проживает-дремлет
вдохновение, — ему вдруг захотелось создать нечто вроде мемуаров. Вроде
бы, дай Бог, ещё рановато, но охота пуще неволи. Обозрел свою прожитую
жизнь, проанализировал-осмыслил и определил — что же было главным и
самым ярким в его судьбе. Оказалось — две вещи, две составляющих:
творчество и женщины.
В результате 30 декабря 2007 года была поставлена точка
в
«романе-ностальжи» под названием «Гуд
бай, май…» На пятистах страницах
автор максимально искренне, предельно исповедально рассказал о том,
какую роль в его жизни-судьбе сыграли встречи-романы с женщинами и как
это отразилось в рассказах, повестях и романах.
У каждой книги, как у человека, — своя судьба, полная
таинственных
подводных течений. Вот и готовая рукопись (компьютеропись!) «Гуд бай,
май…» ровно три года пролежала-проспала без движения, пока наконец не
вышла в свет в московском издательстве «Голос-Пресс».
И в этом же, 2010-м, году после своеобразного
творческого кризиса (два
года, образно говоря, не брал в руки прозаическое стило), появились на
свет новелла «Судьба писателя» и
повесть «Сто двадцать лет спустя»,
которые под общим названием «Чеховские мотивы» были опубликованы в 10-м
выпуске «Тамбовского альманаха», а затем повесть «Сто двадцать лет
спустя» и в 3-м номере журнала «Москва» за 2011 год. Связь с чеховским
творчеством — одна сторона своеобразной дилогии; вторая и главная в
том, что в ироническом рассказе о незадачливой судьбе писателя и в
повести, созданной по мотивам «Скучной истории», содержится
ответ-подсказка на резонный вопрос: зачем и для чего автор
вздумал-решил, против правил сложившейся практики, самостоятельно
подготовить к изданию собрание своих сочинений, выполнить весь
допечатный цикл.
Вплотную
этим автор занялся после того, как в октябре
2013-го ушёл с поста председателя писательской организации и чуть
отдышался. Но и работа над СС оказалась столь кропотливой и трудоёмкой,
что на творчество времени всё никак не выкраивалось, и только весной
2017 года родилась на свет повесть «Литлабиринты»,
в которой по сути описан весь творческий путь, все перипетии
писательской судьбы автора, истории рождения и выхода в свет
произведений, книг, взаимоотношений с редакциями, издательствами,
сотоварищами-писателями...
В марте 2020 года произошло знаменательное событие:
Российская академия естественных наук приняла автора в свои ряды. Приёмная комиссия РАЕН так высоко оценила
достижения автора на поприще русской литературы. Первостепенную роль в
этом сыграли, вероятно, труды по изучению творчества Достоевского и в
первую очередь — энциклопедия «Достоевский».
Ну
и стоит упомянуть о таком произведении автора, как
персональный интернет-сайт, созданный им своими руками и головой.
Первый вариант его появился на заре зарождения Рунета, в 2001 году, был
смонтирован-создан в Word'е (невероятно, но факт!) и прослужил без
малого 18 лет. И вот перед вами, читатель-посетитель, результат почти
двух лет работы (легче роман новый написать!) — новый,
модернизированный, осовремененный, расширенный авторский сайт, так
сказать, его второе виртуальное издание.
Смотрите, листайте, читайте...
|