Николай Наседкин


В ЗЕРКАЛЕ КРИТИКИ


В ЗЕРКАЛЕ
КРИТИКИ


Тамбовский достоевсковед

В книгах Николая Наседкина отражены и «прекрасные», и «страшные» стороны русского народа

Мало кому из тамбовских писателей выпадает счастье печататься в столице. В советское время их было гораздо больше. Читатели помнят изданные в Москве книги Майи Румянцевой, Александра Стрыгина, Ивана Кучина, Семёна Милосердова, Ивана Елегечева, Ларисы Поляковой, Виктора Герасина, Александра Макарова… В издательстве «Детская литература» выходила повесть Александра Акулинина «Шурка-поводырь». В различных московских изданиях публиковали свои произведения Василий Кравченко, Геннадий Попов. Сейчас это — редкость: два-три имени…

У прозаика, литературоведа, критика, публициста Николая Наседкина почти все книги изданы в Москве. Именно там в 1993 году, в издательстве «Голос», вышла первая солидная книга «Осада», составленная из криминальных рассказов и повестей, события в которых отражают социальные проблемы общества. В 1997 году появилось второе издание «Осады»…

Николай Николаевич Наседкин родился 13 апреля 1953 года в Читинской области. В 1982 году, окончив факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, приехал в Тамбов. Работал в областной молодёжной газете «Комсомольское знамя», успешно совмещая журналистику с писательским трудом. На Тамбовской земле он обрёл друзей и соратников, начал интересоваться её историей, жизнью и творчеством великих людей, связанных с нашим краем. Очерки и статьи краеведческого характера стали появляться на страницах газет и журналов. В 1993 году Николай Наседкин выпустил отдельным изданием очерк истории литературы Тамбовского края «От Державина до…». Книга состоит из нескольких разделов: «Классики», где автор говорит о пребывании на Тамбовщине Г. Р. Державина, о первом тамбовском писателе П. М. Захарьине, о наших славных земляках Е. А. Баратынском и А. М. Жемчужникове, о других известных писателях XVIII—XIX веков; «Потерянные поколения», к которым Наседкин относит писателей от Пролеткульта до Д. Д. Бурлюка; «Современники» — в этом разделе речь идёт о таких писателях, как П. А. Сажин, А. Д. Жариков, Г. Н. Троепольский, А. И. Солженицын, А. В. Стрыгин, М. А. Румянцева, а также о тех, кто в настоящее время живёт и работает в Тамбовской области. В 1996 году в издательстве «Новая жизнь» вышла книга Николая Наседкина «Литературные мушкетёры», в которой впервые дан подробный анализ творчества четырёх тамбовских прозаиков — Александра Акулинина, Виктора Герасина, Василия Кравченко, Валерия Кудрина. Так что художественные произведения Николая Наседкина не затмевают его деятельности критика и литературоведа. Он продолжает писать рецензии на книги тамбовских авторов, которые публикуются в газетах и журналах с 1980-х годов, вступительные статьи к сборникам стихов и прозы товарищей по перу. 

Высокую оценку известных достоевсковедов получили книги Николая Наседкина «Самоубийство Достоевского» (2002), энциклопедия «Достоевский» (2003), которая экспонировалась на книжных ярмарках в Германии и Франции, переведена на сербский и польский языки. Все тамбовские газеты и многие центральные издания писали о выходе в свет этого фундаментального труда Николая Наседкина. Немаловажен тот факт, что энциклопедию «Достоевский» (объём книги — 800 страниц!) создал он один, тогда как над Лермонтовской энциклопедией, например, работал целый отдел Института русской литературы. «О Достоевском написаны тысячи книг, — читаем в рецензии из газеты «Новости». — И всё же труд тамбовского автора выделяется в этом необъятном море исследовательских и справочных изданий. Впервые в мировом достоевсковедении под одной обложкой собраны сведения практически обо всех произведениях писателя, его героях, людях, окружавших Достоевского, понятиях, так или иначе связанных с его именем. Не только собраны, но и расположены в очень удобном порядке. Важно и то, что этот труд, несмотря на энциклопедичность, — авторский, то есть обладает своим индивидуальным стилем, ритмом, интонацией, и к тому же написан без излишней академичности, доступным языком. При этом автор постарался избежать пристрастности: издание носит чисто информативный и максимально объективный характер — никакой полемики, никаких оценок, никаких спорных гипотез, никаких похвал или порицаний чужим текстам…»

Энциклопедия «Достоевский» — это не первая (и, будем надеяться, — не последняя!) книга Николая Наседкина о гениальном русском писателе: в 1997 году, тоже в Москве, вышло массовым тиражом учебное пособие для школьников и студентов по роману «Преступление и наказание»; в 2001 году издательство Тамбовского университета имени Г. Р. Державина выпустило монографию «Достоевский: портрет через авторский текст»; а через год в столичном издательстве «Алгоритм» увидела свет книга «Самоубийство Достоевского».

Все эти годы продолжалась работа писателя и над художественными произведениями. В 1997 году в Москве выходит книга романов и повестей Наседкина «Криминал-шоу», в 2000-м — роман «Алкаш», написанный, как сказано в аннотации, «в русле современной жёсткой прозы, это роман с криминальным сюжетом и злободневным социальным содержанием…» Острые сюжеты развивает писатель и в других книгах. Первое десятилетие нового века стало для Николая Наседкина таким же плодотворным, как и конец прошлого. В 2004 году в Тамбове была издана книга «Наша прекрасная страшная жизнь». Во вступительном слове к ней московский издатель, секретарь Союза писателей России Пётр Алёшкин отмечал, что художественная проза автора — это в основном повести и романы. Но не менее интересны и его рассказы. «Они, как правило, с криминальным напряжённым сюжетом, — писал Пётр Фёдорович, — составляют как бы единый цикл, и в них действительно показаны и “прекрасные”, и “страшные” стороны нашей сегодняшней жизни. Причём, события зачастую происходят не где-нибудь в Италии или Америке, — всё это случилось и случается рядом с нами, в Москве или чернозёмном городе Баранове, так похожем на Тамбов. Все криминальные сюжеты реальны, обыденны — такое может случиться с каждым из нас… Эпиграфом к книге можно было бы поставить слова поэта: “Времена не выбирают, в них живут и умирают”»… Истории, рассказанные писателем Н. Наседкиным, напоминают читателю простую, но часто забываемую людьми мудрость: только с согласия самого человека можно его запугать, унизить, искалечить, убить. Если человек не трусит, не поддаётся агрессии — он непобедим. В этом оптимизм книги».

С 2005 по 2010 год московские издательства «Сова» и «Голос-Пресс» выпустили романы Николая Наседкина «Меня любит Джулия Робертс», «Люпофь», «Гуд бай, май…»

В последние время прозаик активно занимается драматургией. В 2004 году его пьеса «Город Баранов» получила премию драматургического конкурса «Евразия-2004». Он — лауреат литературных премий имени Е. А. Баратынского, В. А. Богданова, награждён медалью «К 100-летию М. А. Шолохова», медалью и дипломом премии «Хрустальная роза Виктора Розова»…

С октября 2003 года Николай Николаевич Наседкин возглавляет Тамбовскую областную писательскую организацию. Он способствовал возрождению Тамбовского отделения Литфонда России, с правом издательской деятельности, стал инициатором выпуска и главным редактором «Тамбовского альманаха», основателем книжной серии «Поэтический Тамбов», входит в состав редакционного совета книжной серии «Литературные родники Тамбовского края». Успешно реализуется программа Николая Наседкина «Издание книг тамбовских писателей для библиотек области».

При Николае Наседкине писательская организация пополнилась новыми членами Союза писателей России. Ими стали Иван Акулов, Елена Луканкина, Мария Знобищева, Алексей Багреев, Михаил Гришин, Александр Зотов, Татьяна Маликова. Ждут утверждения в Москве кандидатуры Нины Цуриковой и Александры Николаевой…

В конце 2012 года в Тамбове вышла новая книга художественных произведений Николая Наседкина — «Рано иль поздно». В ней — повести и рассказы 1977—2010 годов, публиковавшиеся только в журналах и альманахах, но не входившие в отдельные книги писателя. На выход книги откликнулись несколько периодических изданий, в том числе «Литературная газета».

Валентина Дорожкина.
____________________________
«Тамбовская жизнь», 2013, 12 апреля.
В.Дорожкина «Тамбовский край талантами богат», т. 2. Тамбов, 2016.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru