Глик четырнадцатый
Вообще-то, всё дело
в другом — в отсутствии свободы, чёрт побери!
Сергеев, который Ценский,
может, и хороший писатель
— Бог с ним. Но в тот вечер, в тот промозглый не по-зимнему декабрьский
вечер,
когда я, начитавшись до рези в глазах, припёрся-притащился из универа
весь
продрогший, злой и усталый, я классика этого советско-зачуханного и на
нюх
терпеть не мог. В мозгах шевелились-ползали идиотские жирные названия
отредактированных днём докладов, сообщений и статей:
«С. Н. Сергеев-Ценский — гениальный художник
слова»,
«С. Н. Сергеев-Ценский — великий сын великой
России»,
«Реализм эпопеи С. Н. Сергеева-Ценского
“Преображение
России” как эталон эпичности реализма»,
«С. Н. Сергеев-Ценский и
Л. Н. Толстой: к
проблеме сопоставления двух гениев русской и мировой литературы»…
Бр-р-р! А в кейсе лежала ещё
целая кипа подобных
«научных» трудов, каковые к завтрашнему утру, кровь из моего носа, надо
было
причесать-отредактировать — специалисты по Ценскому, все эти доктора и
кандидаты филнаук сплошь и рядом писали «в течении года» и «в следствии
этого»,
«элексир» и «времяпровождение», да путали в компьютерном наборе дефиску
не
только с коротким, но даже и длинным тире.
Вот гадство! Утром
приезжала моя Анна Иоанновна, а мне страсть как хотелось «Ноттинг Хилл»
посмотреть обязательно и непременно только без неё — наедине.
Ну, что ж,
читать-редактировать тексты я всё равно
был уже совершенно не в состоянии, поэтому, разумно и свободно
решив немедленно отправиться на свидание с Джулией, а Ценским заняться,
не
доспав, ранним утром, я быстренько перекусил вместе с Баксиком рыбными
консервами, выцедил там же, на кухне, чуть не захлёбываясь,
полулитровую кружку
крепчайшего чая, дабы не хлюпать и не чавкать перед экраном, и запустил
видак.
Я уже заранее знал-предчувствовал — глюки сейчас пойдут-нахлынут, может
быть,
поголовокружительнее, чем от «Красотки». Меня заранее волновал не
только сюжет
фильма и взаимоотношения его героев, мне ужасно нравилась история
создания
ленты, реальные взаимоотношения реальных Джулии Робертс и Хью Гранта,
которого
до этого я видел только однажды — в комедии «Четыре свадьбы и одни
похороны» и
который был мне симпатичен…
Сценарист «Ноттинг
Хилла» Ричард Кертис с самого начала знал, что пишет эту роль для Хью
Гранта, а
Хью Грант знал, что должен будет сыграть эту роль. К тому моменту,
когда
сценарий был готов и был уже определён режиссёр — Роджер Митчелл, они
решили,
что лучше Джулии Робертс никто не сыграет самую недосягаемую и
взбалмошную
кинозвезду в мире. Разумеется, все трое понимали, что Джулия Робертс
вряд ли
согласится сниматься в их ленте, но на всякий случай послали ей
сценарий. Это
было в начале 1997 года, когда Робертс была сыта по горло темой «звезда
и жёлтая
пресса»…
Когда сценарий
«Ноттинг Хилла», рассказывающий о таблоидной истерии вокруг любовного
романа
кинозвезды с простым смертным, оказался на столе Джулии Робертс, она с
трудом
могла удержать зевок. Разве могли придумать сценаристы то, чего не было
бы в
реальности? Робертс прочитала сценарий только потому, что считала
Кертиса
гением. По её словам, дочитав последнюю страницу, она сказала себе:
«Fuck, я
буду в этом сниматься!» Её отговаривали. Говорили, что это большой риск
—
играть героиню, которая будет восприниматься зрителями как Джулия
Робертс в
пикантной ситуации. «Я заранее была готова к каверзным вопросам на
пресс-конференции, — говорит актриса. — Но я сказала себе: если уж все
решили,
что это кино про меня, то я тоже буду думать, что это кино про меня, и
позволю
себе три месяца быть самой собой!» По признанию Митчелла и Кертиса,
решение
Джулии Робертс привело их в состояние шока. Никто ведь не мог даже
надеяться на
её согласие...
Когда менеджер
Джулии Робертс назначил им встречу с ней в нью-йоркском отеле Four
Seasons, они
до хрипоты спорили, как одеться. «В конце концов мы решили, что пойдём
в
официальных костюмах, — вспоминал впоследствии Хью Грант. — До
назначенного
времени встречи оставалось всего несколько минут, мы в спешке
переоделись, и в результате
всё-таки немного опоздали. Это было волшебством — увидеть, что за
столиком тебя
ждёт настоящая Джулия Робертс». «Она была намного моложе нас и при этом
полностью контролировала ситуацию, — добавляет Ричард Кертис. — Это
было
удивительно. Хью так волновался, что у него всё валилось из рук. Мы с
Роджером
тоже нервничали. А она была очень спокойна и любезна».
После первой
встречи Джулия Робертс не сказала ни да, ни нет. Однако через несколько
дней
сообщила через своего агента, что будет сниматься. Сумма её
вознаграждения за
этот фильм осталась в тайне, однако поговаривают, что Робертс
согласилась
работать за гораздо меньшие деньги, нежели её тогдашний стандартный
17-миллионный гонорар…
Никогда не
работавший со звёздами первой величины режиссёр Роджер Митчелл,
сделавший
карьеру в театре, ломал голову, как ему вести себя с Хью и Джулией. А
Хью и
Джулия смертельно боялись друг друга. При всём своём остроумии на сцене
и перед
камерой, в жизни Хью Грант — записной нытик и меланхолик, постоянно
жалующийся
на невезение и регулярно объявляющий себя неудачником. Положение
осложнялось и
тем фактом, что в 1992 году Грант встречался с Робертс на пробах во
«Влюбленного Шекспира», и тогда она предпочла ему Дэниел Дэй-Льюиса
(который, в
свою очередь, предпочёл не сниматься с Робертс). «Я помню эти смотрины,
—
говорит Грант. — В то время я был абсолютно, стопроцентно безработным
актёром.
Мне было так страшно при мысли, что я нахожусь в одной комнате с
Джулией
Робертс, что, садясь, я промахнулся мимо стула. Но приземлился не на
пол, а на
ручку кресла и потом полчаса сидел на ней, терзаясь дилеммой —
пересесть ли и
тем самым обратить на себя внимание, или сделать вид, что я из породы
эксцентричных
молодых людей, которые всегда сидят на ручках кресел». В конце концов
проект
«Влюблённого Шекспира» с Робертс развалился, Miramax перекупила его для
Гвинет
Пэлтроу…
Джулия признаётся,
что при встрече с трио знаменитых англичан сильно нервничала. Грант
закончил
Оксфорд, имел большой театральный опыт, а у неё за плечами была всего
лишь
обычная школа в провинциальном городе Смирна штата Джорджия — школа,
после
которой она пошла в модели и по ходу дела переквалифицировалась в
актрисы.
Робертс говорит, что перестала бояться в тот момент, когда заметила,
что
господа англичане тоже насмерть перепуганы. По стечению обстоятельств
это
произошло в тот день, когда гримёр положил на лицо Робертс слишком
много
косметики, после чего режиссёр, взглянув на Джулию, понял, что грим
нужно
менять... «Я увидела, как все они сбились в кучку и начали шептаться,
искоса на
меня поглядывая, — вспоминает актриса. — Потом из кучки выпихнули
Роджера. Он
бочком приблизился ко мне и пробормотал: “Эээ... ммм... вы бы не могли
оказать
нам очень большую любезность — умыться?” У него был вид человека,
садящегося на
электрический стул. Я попыталась придумать в ответ что-нибудь
остроумное, но не
смогла — меня душил смех. Я плюхнулась на пол и хохотала минут пять».
После этого
эпизода отношения Робертс и съёмочной группы стали дружескими и
тёплыми. Но она
признаётся, что работать всё равно было довольно тяжело. «Мне казалось,
что
сыграть Анну Скотт будет проще простого, однако потом я поняла, что это
будет
самая трудная роль в моей карьере. Чем меньше зазор между рельностью и
вымышленным миром, тем труднее попасть в точку…» В одной из сцен фильма
Анна
оказывается в очень неприятной ситуации из-за фотографий в обнажённом
виде,
которые она сделала в ранней молодости. «Я пришла к режиссёру и
заявила, что
совершенно не согласна с тем, как ведёт себя Анна, — вспоминает
Робертс,
которая никогда в жизни не позировала голой. — Мне не понравилось и то,
как она
попала в эту ситуацию и как пыталась её разрешить. Её реакция казалась
мне
неестественной…» Митчелл выслушал длинную тираду своей звезды и сказал
ей всего
одну фразу: «Но Анна Скотт — не вы!»
Ещё один
щекотливый момент возник во время съёмок сцены, где Анна лежит в
постели с
героем Гранта и вспоминает любимую фразу Риты Хэйуорт: «Все мужчины
ложатся в
постель с Джильдой, а просыпаются со мной». «Произносить эту фразу было
все равно,
что скрести ногтями по асфальту, — говорит Джулия Робертс. — Я не хочу
критиковать Ричарда, он гениальный сценарист, но эта фраза показалась
мне
совершенно ненужной. Я не верю в подобную чушь…» И всё же Робертс
привнесла в
фильм очень много личного. Достаточно посмотреть первые три минуты —
эффектный
приезд Анны Скотт на премьеру в Англию, — чтобы увидеть в её походке,
улыбке,
приветственно поднятой руке Джулию Робертс, какой она каждодневно
появляется в
СМИ…
Нет, правда, я ещё мог
воспринять-поверить, что Хью
Грант боялся Джулии Робертс, но что она его,
да и вообще
кого-то может бояться-стесняться… Это, что же, выходит, ничто
человеческое ей
не чуждо? Получается, доведись мне с ней встретиться, да ещё и наедине,
она и
при мне может засмущаться, покраснеть, начнёт взволнованно дышать?..
Впрочем,
англичане-то ввергли её заранее в трепет своим европеизмом и
образованностью…
Ну, так и мы не лыком шиты — за плечами какой-никакой, а
университетишко, и
европейцами никто нам запретить не может самих себя считать…
Короче, я, ещё не видя ленты,
уже успел
надумать-нафантазировать вокруг неё много чего интересного. И когда
фильм
начался, я не мог удержать поначалу горько-скептической ухмылки: нашёл,
с кем
тягаться! Уж не говоря об актёре Хью Гранте, даже и с его героем
тягаться-сопоставлять себя — умора стопроцентная. Имеет квартиру в двух
уровнях
в центре Лондона, пусть «маленькую», но достаточную, чтобы пустить
постояльца;
владеет магазином, пусть «небольшим», но достаточным, чтобы держать
второго
продавца… Уж если его мир отделяет от мира Джулии Робертс (Анны Скотт)
«миллионы миль», то что уж обо мне говорить-рассуждать… Тварь я
дрожащая перед нею, ветошка затёртая — вот и всё!
Но потом стало не до
рассуждений: картина буквально
втягивала внутрь себя, заставляла напрочь забыть и о себе, и об
окружающей
обстановке, и о времени, и об усталости. И меня почему-то особенно
царапало-волновало то, что героиню зовут так обыденно, просто, привычно
— Анна… Я сначала прогнал-просмотрел, как бы наспех, начерно, все 124
минуты
действия, затем, зарядившись двойной порцией кофе, взялся смотреть всё
заново —
уже с остановками, возвращениями назад, смакованием (тьфу, какое
неподходящее
словцо, но — пусть!) отдельных сцен. Особенно, понятно, взволновал меня
эпизод,
когда Джулия, только-только так странно познакомившись с героем Гранта,
уходя
из его квартиры, вдруг совершенно, абсолютно, сказочно неожиданно для
него (и
меня!) целует его в губы… И затем опять, в ночном саду, после дня
рождения
сестры Уильяма, она, Джулия, вдруг целует его, когда он и мечтать об
этом не
смеет, всего лишь робко надеется…
Причём, какие удивительные
глаза, какой чудесный
взгляд был перед этим у неё — он прямо-таки светился! Она уже решилась
на
поцелуй, она уже предчувствует-знает, какой фантастический подарок
обрушит
сейчас на робкого, влюблённого в неё без памяти парня, который топчется
где-то
сзади, и уже сама заранее получает-испытывает от мысли этой
неизъяснимое
наслаждение… А уж восхитительная «постельная сцена» с диалогом о
странной и,
якобы, ничем не обоснованной притягательности женской груди — и при
этом
Уильям, приподняв край одеяла, разглядывает-оценивает, счастливец,
грудь Джулии
(ну, конечно же, Анны,
Анны — я согласен, я понимаю, я всё отлично понимаю!), — сцена эта
возбудила-взбудоражила меня настолько, что я и думать забыл о сне и
отдыхе…
Зрителем я был, понятно,
сверхблагодарным, я верил
всему, что происходило на экране. Я верил даже тому, что
суперпопулярная
кинозвезда Анна Скотт, портретами которой украшены все автобусы
Лондона, могла,
якобы, спокойно ходить одна по магазинчикам или без помех сидеть с
Уильямом в кафе.
Но даже и я вынужден был самому себе признаться, что верить
безоговорочно во
второй — хэппиэндовый — финал картины наивности мне не хватает. Я
ставил себя
на место героя Хью Гранта и явственно понимал: быть любовником Анны
Скотт — это
неизмеримое счастье; быть её мужем, быть при ней
мужем —
это кошмар, это мука, это позор, это смерть!.. Вернее, что уж там
драматизировать
— это просто анекдот. Ну, представить только: американская кинозвезда
Джулия
Робертс, которая за последний фильм получила 20 миллионов долларов и
которую
знают-любят полтора миллиарда человек на земле, выходит замуж за
младшего
редактора мелкого издательства из расейского городка Баранова, который
получает
оклад в 25 баксов и которого более-менее знают-терпят, может быть,
всего-то
полтора десятка человек на всём земном шаре…
Можно догадаться, до какой
умственной кондиции
дошёл я в эту ночь. К утру голова у меня была, конечно же, кубической и
мозги
абсолютно не помещались в маломерной черепной коробке. Мало того, что я
трижды
просмотрел целиком и по частям «Ноттинг Хилл», я ведь ещё умудрился,
приняв
контрастный душ и плотный завтрак, пробежаться с выпученными от натуги
глазами
и карандашом наперевес по дурацкой редакторской распечатке до самого
конца. А
там было не менее трёх издательских листов — норма двух рабочих дней
редактора!
Когда объявилась на пороге Анна (моя Анна), она вполне обоснованно
решила, что
я все двое с лишним суток без неё пил-гулял без просыпу и, в
результате, теперь
нахожусь-плаваю в жутком вонючем бассейне под названием — похмельный
синдром. Я
и спорить-разубеждать не стал — сил не было.
Уже днём, когда я пешком
спешил-торопился на работу
(рубля на троллейбус не было), и случился со мной казус-эпизод, который
должен
был очень сильно встревожить меня и даже напугать, если б не одно
воспоминание.
Свернув на улицу Советскую, которую нынешние хозяева жизни всё никак не
переименуют
обратно в Большую Дворянскую, я, как обычно, набрал «крейсерскую»
скорость,
отрегулировал ритм шага и на автопилоте двинулся к цели. Рутинное
движение
позволяло думать о своём и быть уверенным, что ровно через полчаса я
своей
цели, то бишь рабочего места, достигну. Если, конечно, ничего по дороге
не
случится, если не пошлёт Бог мелкой или крупной неприятности. К мелким
я
относил редкие встречи с полузнакомыми людьми, которым надо было
отвечать на
приветствие, а то и, останавливаясь, ненужно с ними
коммуникабельничать;
крупными можно было считать столкновения с авто на перекрёстках, когда
я,
чересчур задумавшись, пёр на красный свет, и такие ситуации
неоднократно
назревали-вспыхивали, но пока, слава Богу, из-под их вонючих колёс я
каждый раз
каким-то чудом выскальзывал — тьфу! тьфу!
И вот я иду, вспоминаю
подробности той чудесной
сцены, когда Анна и Уильям, ещё не познавшие
друг друга,
но уже сблизившиеся душами полностью, уже предчувствующие-знающие, что
впереди
их ждёт ночь любви, сидят вдвоём в комнате, отгородившись от всего
внешнего
мира, веселье в них бурлит от переизбытка счастья (ещё бы!), и они
вдруг
начинают обсуждать… задницу Мэла Гибсона. Кто подробностей не знает,
тот может
и плечами от недоумения пожать, но я-то знал всю подноготную: это
Джулия так
комично отомстила бывшему жизнерадостному партнёру по фильму «Тайна
заговора»
за то, что тот беспрестанно подшучивал над ней во время съёмок — то
свою руку
противным желе намажет перед рукопожатием, то в подарок красиво
упакованную
дохлую крысу преподнесёт… Я хмельно улыбался, вспоминая подробности
забавной
сцены, и в то же время трезво ухмылялся сам над собой: вот до чего уже
дожил-докатился — типично американским лошадиным юмором восхищаюсь.
Нет, правду
говорят: от любви человек глупеет… И тут все мысли вылетели из моей
головы
напрочь: я вздрогнул сначала от окрика-лая автомобильного клаксона,
отпрянул на
тротуар, и тут же вздрогнул ещё раз — от ещё большей неожиданности…
Я увидел Джулию Робертс!
Я бы на месте Николая так уж сильно желчью-то не брызгал бы — в его
текстовом
файле мы с моим двухтысячным Word’ом
тоже обнаружили несколько досадных ляпов. Вообще, быть
ментором-учителем ответственно
и сложно, можно попасть впросак: вон даже Иван Алексеевич Бунин в
дневнике
брюзгливо выговаривал человеку за то, что тот говорит «отнюдь» вместо
«отнюдь
нет», а сам спокойно писал «с раннего детства» и «в своей
автобиографии»…
<<<
Глик 13
|