Николай Наседкин


В ЗЕРКАЛЕ КРИТИКИ

В ЗЕРКАЛЕ
КРИТИКИ


Обложка

Обложка

Обложка

Обложка

Обложка

Неужели и Тамбов имеет отношение к Достоевскому?

Вполне понятно радостное чувство, которое испытывал Николай Николаевич Наседкин, сообщая 14 ноября 2021 г. в социальных сетях о том, что московское издательство «Родина» очередное издание его энциклопедии «Достоевский» в год 200-летия со дня рождения писателя выпустить всё-таки успело. И разделили это чувство с автором многие: и поклонники творчества Фёдора Михайловича Достоевского, и те, кому неблизки ни «Преступление и наказание», ни «Дядюшкин сон», ни «Скверный анекдот», но сами пишут и поэтому знают, какой это важный момент — выход книги из издания.

В российском литературоведении Наседкин, писатель и издатель из Тамбова, известен, прежде всего, как автор монументального труда о Достоевском и его творчестве «Достоевский: энциклопедия». Это четвёртое издание книги на русском языке (первое — в 2003 г.), переведённой также на сербский и польский языки. Хотя автор начинает предисловие с «о Достоевском написаны тысячи книг, мириады», но труд Наседкина в некотором роде уникален.

Этот своеобразный путеводитель по необъятному миру Достоевского удивителен уже самой личностью автора: колоссальный литературоведческий труд создал один человек. Наседкин в одном издании собрал сведения практически обо всех произведениях и героях Достоевского, об окружении писателя, понятиях, без которых затруднительно говорить о мировоззрении классика мировой литературы. Следуя логике энциклопедического подхода, автор ограничил свой комментарий сообщением конкретных сведений об упомянутых произведениях, героях, понятиях, не делая при этом никаких попыток вывести эту информацию за текст художественного произведения, тем более — вывести эту информацию на платформу дискуссий. Совершенно очевидно, что требование Наседкина к себе как к составителю энциклопедии — дать выверенную сухую информацию, не вводя читателя в соблазн ознакомления с личным мнением автора.

«Краткий биографический очерк изложен Николаем Наседкиным с предельной точностью, но достаточно занимательно…», — писала в 2008 г. «Литературная газета», откликаясь на очередное издание «Достоевский: энциклопедия». Верно подмечено: занимательность произведения (не важно, художественного или литературоведческого) — одна из ярких черт писательского стиля Наседкина. На первый взгляд, одни лишь названия чего стоят! Начал-то Наседкин со скромной «Берёзки» и «Стройбата» (рассказ 1970 и повесть 1989 г.), но не все же в семидесятые осмеливались свои романы называть «Остров Крым»! А потом… «Осада», «Алкаш», «Меня любит Джулия Робертс», «Люпофь»!!! Просто удивительно, как Наседкин умудрялся жить в параллельных вселенных: 1997 г. дал сборник романов и повестей «Криминал-шоу» и учебные пособия в серии «Школьникам и студентам» «Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание» и «Н. В. Гоголь. Мёртвые души». В 2000-м появился его роман «Алкаш», а уже в 2001 — исследование объёмом в 543 страницы «Достоевский: портрет через авторский текст». Ещё в 2002 Наседкин написал «Самоубийство Достоевского. Тема суицида в жизни и творчестве писателя» (448 страниц!), а пришёл 2003 — и вот уже читателя радует увесистый сборник рассказов «Наша прекрасная страшная жизнь».

Но нет, не в параллельных вселенных творил Наседкин: его реальность — это лента Мёбиуса, двойственная и бесконечная. И в энциклопедии «Достоевский» Наседкин отсутствием академичности не подменяет главного: объективный характер изложения информации (какого труда стоило только её собрать, освоить и, что называется, уложить). Но можно ли определить стиль энциклопедии «Достоевский» как нетворческий? Нет: глубинная, скрытая, возможно, даже самим автором не понятая, цель этой энциклопедии отнюдь не сводится к механическому перенесению данных из разного рода справочных изданий и собственно текстов Фёдора Михайловича. «Достоевский» можно и должно назвать именно что исследовательским, творческим литературоведческим трудом, так как содержание книги потребовало от автора-составителя исполнение роли и комментатора, потребовало творческого, исследовательского подхода к объяснению причин и указанию поводов появления того или иного произведения Достоевского (не важно, известное широкой публике или оставшееся в набросках, черновиках). Именно исследовательский характер комментария Наседкиным образов героев произведений, ближнего круга писателя, отдельных реалий действительности России середины — второй половины XIX в., включающий в себя конкретные данные энциклопедического рода, имеет две ценные особенности четвёртого издания «Достоевский». Первая яркая особенность этой литературоведческой энциклопедии — её контекстуально-ориентированный подход к изложению информации, указывающий на ту роль, которую какой-либо языковой или внеязыковой фактор играет в данном художественном произведении или даже во всём творчестве Достоевского. Вторая — это глубокая лингвострановедческая, помогающая раскрыть национальные особенности реальности, в которой жил и творил Фёдор Михайлович. Несомненно, это сыграло роль в том, что книга объёмом в 800 с лишним страниц, книга нехудожественного содержания была переведена уже на два европейских языка.

Результатом многолетнего исследования Наседкиным творчества Достоевского стали книги «Преступление и наказание. Конспект романа» (1997), «Достоевский: портрет через авторский текст» (2001), «Самоубийство Достоевского. Тема суицида в жизни и творчестве писателя» (2002), «Достоевский: энциклопедия» (2003, 2008, 2019, 2021). Изыскания Н. Наседкина о писателе и его творчестве публиковались в журналах «Наш современник», «Москва», «Нева», «Наша молодёжь», «Огни Кузбасса», «Подъём», «Литературоведческом журнале» и других. «Я болею Достоевским», — признался Наседкин в одном из интервью. Стоит ли выздоравливать, Николай Николаевич? Ведь оказалось, что «люди Достоевского» могут жить и в XXI веке… И вопросы они продолжают задавать всё те же, что и в XIX ставил автор перед Раскольниковым и Настасьей Филипповной… И так же не находят они ответов…

Продолжим же романов его чтение мучительное?..

Наталья Трусова.
___________________________
  Сайт Тамбовской областной библиотеки им. А. С. Пушкина, 2022, 2 апреля.











© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru