Николай Наседкин


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

РЕЦЕНЗИИ


Обложка

Обложка

За строкой учебника

Факт — общеизвестный: в советской школе приучают не любить литературу. Учителя-словесники, как правило (исключения редки!), заставляют учеников зубрить так называемые учебники литературы, написанные суконным языком, и охотно ставят отличные отметки за ответы типа «Онегин в условиях самодержавия не нашёл применения своим способностям и оказался лишним человеком…»

«За строкой учебника» (М.: Молодая гвардия, 1989) — очень точно назван сборник, о котором пойдёт речь. Именно — за строкой. Прочитав статьи, составившие книгу, школьники обнаружат, что русская классическая литература не так уж  скучна, как пытаются доказать им в школе. Вместе с тем, сборник «За строкой учебника» адресован не только юным читателям но и студентам, и (что очень важно!) в помощь самим учителям, и вообще всем любителям русской литературы.

Среди авторов книги — учёные-филологи, литературоведы, критики М. Меньшиков, С. Небольсин, П. Горелов, Н. Наседкин, В. Чалмаев, П. Палиевский и другие. Хронологически сборник охватывает период истории литературы от Пушкина до Шолохова.

Казалось бы, ничего абсолютно нового из творческой биографии поэта не привносит в свою статью «Пушкинская школа» С. Небольсин. Но это — на первый только взгляд. Рассуждая о роли учёбы, школы (в широком смысле слова) в судьбе Пушкина и о роли его наследия в учёбе, развитии, вообще в жизни всех последующих поколений русских людей, С. Небольсин выстраивает стройную систему глобально-смыслового понятия — Пушкинская школа. «На каждом, а тем более на нынешнем повороте жизни слова Пушкина в надежде славы и добра (“гляжу вперёд я без боязни”, — говорил он) придают свежести и сил…» Современность Пушкина — в чём она выражается конкретно? Ответ на этот вопрос ищет автор данной статьи.

Совсем иначе строит свою работу «О Гоголе и его главной книге» В. Воропаев. Здесь в основе — свежие архивные изыскания. Пристальное внимание автор уделяет трагической и во многом таинственной истории с сожжением второй части «Мёртвых душ». Особенно интересен извлечённый из «Тверских епархиальных ведомостей» от 1 марта 1902 года пересказ воспоминаний священника Матвея Константиновского, близкого к Гоголю в последние годы его жизни. Именно отцу Матвею, одному из немногих, довелось видеть своими глазами и читать рукописные главы второго тома «главной книги» Гоголя. Более того, именно о. Матвей «подозревается» в том, что подтолкнул писателя к уничтожению рукописи…

А многие ли читатели задумываются о том, к примеру, героев какой «профессии» больше всего в мире Достоевского? Оказывается — литераторов. Лишь в некоторых его ранних рассказах отсутствуют герои, занимающиеся сочинительством. Казалось бы, ну и что? Однако, Иван Петрович («Униженные и оскорблённые»), Подпольный человек («Записки из подполья»), Кармазинов («Бесы») и все другие подобные персонажи произведений великого романиста не случайно наделены даром свыше. «В созданном Достоевским образах литераторов ярко выразилось его отношение к современной ему литературе, а в этом отношении проявился весь характер Достоевского — художника  и человека…» Таков один из главных выводов статьи-исследования Н. Наседкина «Герой-литератор в мире Достоевского».

Открытия в мирах других классиков российской словесности XIX-XX столетий Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Лескова, Есенина, Платонова, Булгакова, Шолохова ждут читателей этого сборника. Естественно, невозможно в одной книжке объёмом менее 250 страниц рассказать о всей литературе (нет Лермонтова! нет Тургенева!..), да это и не входило в планы составителя Павла Горелова и издательства «Молодая гвардия». Главное — дать толчок, импульс к самостоятельному творческому подходу со стороны читателя к давно известным книгам. Учить литературу не только и не столько по учебникам, сколько по источникам, по самим произведениям — вот к чему побуждает сборник «За строкой учебника».

Добавим, что имеет он тираж, к сожалению, всего сто тысяч экземпляров. Но, кто ищет, тот всегда найдёт — факт общеизвестный.

/1991/
_____________________
  Журнал «Литературная учёба», 1991, №2.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



<Рейтинг@Mail.ru