За строкой учебника
Факт — общеизвестный: в советской школе приучают не
любить литературу. Учителя-словесники, как правило (исключения редки!),
заставляют учеников зубрить так называемые учебники литературы,
написанные суконным языком, и охотно ставят отличные отметки за ответы
типа «Онегин в условиях самодержавия не нашёл применения своим
способностям и оказался лишним человеком…»
«За строкой учебника» (М.: Молодая гвардия, 1989) —
очень точно назван сборник, о котором пойдёт речь. Именно — за строкой.
Прочитав статьи, составившие книгу, школьники обнаружат, что русская
классическая литература не так уж скучна, как пытаются доказать
им в школе. Вместе с тем, сборник «За строкой учебника» адресован не
только юным читателям но и студентам, и (что очень важно!) в помощь
самим учителям, и вообще всем любителям русской литературы.
Среди авторов книги — учёные-филологи, литературоведы,
критики М. Меньшиков, С. Небольсин, П. Горелов, Н. Наседкин, В.
Чалмаев, П. Палиевский и другие. Хронологически сборник охватывает
период истории литературы от Пушкина до Шолохова.
Казалось бы, ничего абсолютно нового из творческой
биографии поэта не привносит в свою статью «Пушкинская школа» С.
Небольсин. Но это — на первый только взгляд. Рассуждая о роли учёбы,
школы (в широком смысле слова) в судьбе Пушкина и о роли его наследия в
учёбе, развитии, вообще в жизни всех последующих поколений русских
людей, С. Небольсин выстраивает стройную систему глобально-смыслового
понятия — Пушкинская школа. «На каждом, а тем более на нынешнем
повороте жизни слова Пушкина в надежде славы и добра (“гляжу вперёд я
без боязни”, — говорил он) придают свежести и сил…» Современность
Пушкина — в чём она выражается конкретно? Ответ на этот вопрос ищет
автор данной статьи.
Совсем иначе строит свою работу «О Гоголе и его главной
книге» В. Воропаев. Здесь в основе — свежие архивные изыскания.
Пристальное внимание автор уделяет трагической и во многом таинственной
истории с сожжением второй части «Мёртвых душ». Особенно интересен
извлечённый из «Тверских епархиальных ведомостей» от 1 марта 1902 года
пересказ воспоминаний священника Матвея Константиновского, близкого к
Гоголю в последние годы его жизни. Именно отцу Матвею, одному из
немногих, довелось видеть своими глазами и читать рукописные главы
второго тома «главной книги» Гоголя. Более того, именно о. Матвей
«подозревается» в том, что подтолкнул писателя к уничтожению рукописи…
А многие ли читатели задумываются о том, к примеру,
героев какой «профессии» больше всего в мире Достоевского? Оказывается
— литераторов. Лишь в некоторых его ранних рассказах отсутствуют герои,
занимающиеся сочинительством. Казалось бы, ну и что? Однако, Иван
Петрович («Униженные и оскорблённые»), Подпольный человек («Записки из
подполья»), Кармазинов («Бесы») и все другие подобные персонажи
произведений великого романиста не случайно наделены даром свыше. «В
созданном Достоевским образах литераторов ярко выразилось его отношение
к современной ему литературе, а в этом отношении проявился весь
характер Достоевского — художника и человека…» Таков один из
главных выводов статьи-исследования Н. Наседкина «Герой-литератор в
мире Достоевского».
Открытия в мирах других классиков российской словесности
XIX-XX столетий Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Лескова, Есенина,
Платонова, Булгакова, Шолохова ждут читателей этого сборника.
Естественно, невозможно в одной книжке объёмом менее 250 страниц
рассказать о всей литературе (нет Лермонтова! нет Тургенева!..), да это
и не входило в планы составителя Павла Горелова и издательства «Молодая
гвардия». Главное — дать толчок, импульс к самостоятельному творческому
подходу со стороны читателя к давно известным книгам. Учить литературу
не только и не столько по учебникам, сколько по источникам, по самим
произведениям — вот к чему побуждает сборник «За строкой учебника».
Добавим, что имеет он тираж, к сожалению, всего сто
тысяч экземпляров. Но, кто ищет, тот всегда найдёт — факт общеизвестный.
/1991/
_____________________
Журнал
«Литературная учёба», 1991, №2.
|