Глик шестой
Папочка, конечно, —
смешно.
В этом я в папочку — как уж
тут не скаламбурить. В
этом я в папашу, в папахенцию. Папец мой — ужасный поросёнок. Он
просто-напросто скотина — мой фатер. Он взял и бросил нас с матерью,
едва-едва
мне стукнуло пятнадцать. Да, Джулию её предок в четыре года бросил, а
меня мой
— в пятнадцать. Только-только самое время подошло-подпёрло, когда
собрался я
начать с ним обсуждать назревшие прыщами проблемы — ну, там про
поллюции,
презервативы, онанизм, похмелье и прочие подобные штуковины, которые
лучше
всего с отцом и обсуждать, если он тебе хороший друг-приятель, — как
вдруг мой
предок сначала к некоей Соне Ельцер переехал-сбежал, а потом с ней
вместе и
вовсе — за океан, в Америку. Променял нас с мамой на пархатую жидовку
и вонючую забугорную
жизнь!
Но, как бы там ни было, а
сперматозоид свой папаша
на меня в своё время выделил-отдал, гены свои во мне по наследству
запрограммировал, вот отсюда и — папочка с картинками-вырезками.
Однажды, уже
перед моей женитьбой, мы с матерью затеяли размен нашей двухкомнатной
квартиры
(Вера Павловна наотрез отказалась с нами жить, несмотря на вполне
ровные
отношения с Анной), вот тогда я и обнаружил на антресолях старый
чемоданишко,
чуть ли не фибровый. Оказалось, с этим чемоданом в доисторические ещё
времена
мои предки и прикатили в Баранов после Московского университета: они
вместе
учились на филфаке, там же и поженились, там и народили меня на втором
курсе.
Ну и вот, фатер так поспешно убегал от нас, что бросил весь свой
священный
архив, который хранил в этом своём студенческом чемоданишке — три
альбома с
фотографиями, исписанные тетради, дипломная работа в кустарном
переплёте,
связка писем и, в том числе, потрёпанная папка с крупной надписью на
титуле:
«АЛЛА ПУГАЧЁВА»…
Бог мой, чего только в этой
пухлой папке не было!
Папаша мой, как юнец мокрогубый, собирал-хранил вырезки из журналов и
газет,
концертные билеты и программки, афиши и машинописные копии своих
рецензий-отзывов о концертах… Он эти свои письма-рецензии, видимо,
рассылал по
газетам-журналам, по крайней мере, один ответ — из «Советского экрана»
— я в
папке обнаружил:
Уважаемый тов. Николаев!
Большое спасибо за внимание к нашему журналу.
Должна выразить Вам и благодарность за столь серьёзное
и откровенное
письмо. Мне показалось, что вы поняли главное: фильм вызвал бурю
восторгов
именно из-за появления на экране Аллы Пугачёвой. И действительно, на
фильм
можно ходить десятки раз только для того, чтобы услышать певицу, но не
более того.
Фильм пуст. И на самом деле, уж лучше бы вставили ещё 5-6 номеров
музыкальных,
чем несколько ничего не значащих диалогов.
Желаю Вам успехов в личной жизни и в учёбе.
С уважением — ст.
литсотрудник отдела советского кино Ю. Павлёнок.
Чуть прокомментирую:
во-первых, фамилию я сейчас
ношу материну, поэтому папашину открываю-выдаю;
во-вторых, речь идёт, конечно, о картине «Женщина, которая поёт», — она
наделала,
я знаю, в своё время шуму-грому; в-третьих, в папке обнаружилось
четырнадцать
использованных билетов в различные московские кинотеатры, и все они, я
думаю,
были именно на этот фильмец; в-пятых, как вам это уморительное
пожелание
успехов «в личной жизни» человеку, который имеет уже жену и ребёнка, а
сам
бегает четырнадцать раз на один и тот же дурацкий фильм, дабы увидеть
свою
обожаемую певицу; ну и, наконец, можно только представить себе, с каким
восторгом «тов. Николаев» носился жеребцом по этажам студенческого
общежития и
хвастался приятелям ответом из «Советского экрана». Мне матушка
рассказывала,
что у них там, в общаге, целое сообщество было, нечто вроде клуба
поклонников Аллы
Пугачёвой — одни парни, разумеется: собирались вместе и маг с её
песнями часами
крутили-слушали, фотками певицы обменивались, за билетами на её
концерты по
очереди ночами стояли-выстаивали…
Однажды, рассказывала со
смешком матушка, в их
семейную комнату общежитскую в три ночи начал ломиться один из этих
чокнутых
«алламанов» и в голос вопить сквозь пьяные слёзы: «Сашка, вставай!
Вставай!
Алла погибла!..» Наш Николаев вскочил как чокнутый, впустил
собрата-сектанта и
тот, буквально рыдая, заглушая своим воем мой писк (а мне было всего
года полтора,
и я, разумеется, от пьяного гвалта проснулся), поведал жуткую историю,
как их
обожаемая Алла загоняла поздно вечером машину в гараж, от усталости или
с
перепою задавила свою дочку Кристину, придерживающую, якобы, гаражные
двери, и
тут же сама в гараже от горя повесилась на капроновом автомобильном
тросике
голубого цвета… Одним словом, там такие жуткие подробности были, даже
мать моя
поверила и вместе с этими двумя дураками, забыв про меня, поплакала…
Да что там говорить, Алла и в
самом деле
всенародной любимицей тогда была. Но чтобы влюбиться в неё как в
женщину… Вот
мне что непонятно! Я на неё смотрю по ящику и оторопь берёт. Нет, как
певица
она вполне ещё ничего — все эти Долины, Аллегровы, Вайкули и прочие
Понаровские, не говоря уж о более молодых, вроде Хлебниковых-Варум, ей
и в
подмётки домашних её шлёпанцев не годятся. Недавно вон выдала «Мадам
Брошкину»
и — опять на коне. Но чтобы влюбиться в Аллу Борисовну страстно как в
женщину…
Даже Филя-попрыгунчик, муж-супруг её так называемый, и то уже страсть к
ней
изображать не в силах — выдохся. Потому что Алла Пугачёва, при всём её
несомненном
певческом таланте, — обыкновенная земная баба. Ну не богиня она, не
Венера, не
небожительница — вот в чём закавыка-то! Я бы сильнее папашу своего
понял, если
бы он в Мирей Матьё безумно влюбился или, допустим, совсем охренел
и — в Одри Хепбёрн. Вот за Одри я бы многое моему сбежавшему фатеру
простил.
И ещё о предке моём — чтоб уж
кончить. Что он на
матери моей женился — это я понимаю. Отлично понимаю. Встретились два
провинциала-студиозуса в чужом им огромном столичном городе, рядышком
на
лекциях сидели, плечами беспрестанно соприкасались, про любимое «Слово
о полку
Игореве» взасос вместе слушали, в общаге
друг от друга ни минуты отдохнуть не могли, да и не хотели — вот и
сошлись-спарились, придумали, что жить друг без дружки теперь,
наверное, не
смогут. А тут ещё я в организме матери вдруг объявился-завёлся невесть
как бы
откуда — до презервативов ли в минуты безумно-бездумной студенческой
любви-страсти?..
Понимаю я, в какой-то мере, и
жидовку Соню, ну, что
он тогда к ней и с ней сбежал. Во-первых, еврейки вообще, говорят,
женщины
обжигающие и с ума свихнуть любого мужика при желании могут. Сам не
пробовал,
не знаю, но от них и правда какое-то томительно-возбуждающее излучение
исходит,
на уровне запаха, что ли, а может, флюидов — в нашем университете этих
рахилей
пруд пруди. Бывает, стоишь с ней, разговариваешь — по делу, о
серьёзном, — в
глаза масляные смотришь, а чуть ниже пупка ни с того ни с сего
щекотание вдруг
начинается и лёгкий озноб вдоль позвоночника… А, не дай Боже
православный, если
рука её к твоей прикоснётся случайно или грудь её почувствуешь, когда
Рахиль
эта (в миру Людмила, Татьяна, в крайнем случае — та же Софья или Роза)
потянется через плечо твоё
что-то в рукописи своей диссертации или методички о русской литературе
показать-уточнить… А во-вторых, мой Николаев мало того, что из вонючей
нашей
расейской нищеты вырвался, живёт теперь в той зажравшейся Америке, он
же теперь
вполне может и своими глазами видеть-лицезреть при случае Джулию
Робертс, ибо
живёт-обитает в том самом мегаполисе Нью-Йорке, который, по
интернетовским
слухам, так обожает моя Джулия… Впрочем, вот именно, Джулия-то моя,
так что при чём здесь папаша? Ему Нью-Йорк, скорей всего, и без неё
хорош…
Я всё это предку моему могу
простить, потому что
понимаю. Но вот одного понять я долго не мог: неужто он никогда не
мечтал о настоящей,
о головокружительной любви? Я это понять не мог, пока не откопал в его
вонючем
фибровом архиве тетрадь с воспоминательной армейской повестью. Он успел
до
универа отслужить в нашей доблестной Советской Армии. Причём, в самых
геройских
войсках — стройбате. Но суть не в этом. Там, в повести, которая так и
называется «Стройбат» (тоже мне — Сергей Каледин зачуханный!),
разумеется, вся
эта мура уже навязшая в зубах про дедовщину, явное подражание прёт под
Достоевского с его «Мёртвым домом» и под Помяловского, уж я-то «Очерки
бурсы»
читал, как-никак — филолог…
Впрочем, стоп! Чего это я
слюной разбрызгался? Если
по правде, то повесть «Стройбат» моего Николаева сто очков вперёд тому
же
графоману Каледину даст. Причём, судя по дате на последней странице —
1980 г. — отец написал свою вещь намного раньше этого
конъюнктурщика
«новомировского», да вот нигде не опубликовал. Мой старик вообще мог бы
стать
неплохим писателем, если бы попробивнее, поевреистее
был.
Я ещё когда в школе учился, помню, читал его рассказы в областной
газете и не
мог ни к чему придраться — нравились мне его рассказы. В чемодане
почему-то
вырезок не оказалось, а то бы я перечитал. Я даже мать потревожил
вопросом,
мол, не сохранились ли у неё где вырезки с рассказами отца? Вера
Павловна моя
от томика Бунина оторвалась, сквозь клуб сигаретного дыма на меня
удивлённо
глянула (почти всю нищенскую свою зарплату на «Честерфилд» тратит!) и
высокомерно пояснила-напомнила, дескать, прозаические опусы Николаева
её
абсолютно не интересуют… Про повесть «Стройбат» я и спрашивать не стал:
если и
читала — и под пытками не сознается. Написана-закончена рукопись, судя
по дате,
была в Баранове, мне уже пять лет сравнялось, институт брака и семьи
Николаевых
трещал, видимо, по всем швам, вот и потянуло отца на такие
воспоминания.
Хотя, что там рассусоливать:
приведу
отрывок-рассказ о первой любви из повести моего отца Александра
Николаева
«Стройбат» полностью и выделю для этого отдельный — следующий — глик.
Право, рассказ того стоит.
Конечно, подобные выражения можно было бы и убрать, но уж больно ярко
характеризуют они этого совершеннейшего ещё мальчика: если б отец его
сбежал с
негритянкой, он бы, вероятно, частенько поминал про «нигеров» и
прикидывался
расистом…
Ха, секрет
Полишинеля! В конце своих записок автор и фамилию матери не раз
упомянет.
<<<
Глик 5
|