Николай Наседкин


В ЗЕРКАЛЕ КРИТИКИ

В ЗЕРКАЛЕ
КРИТИКИ


Обложка

От Державина и до…?

Кто удостоился чести быть в этом ряду

Каждая книга, вышедшая в нашем городе, — явление заметное. И пусть она совсем невелика по объёму, почти брошюра, как эта, не так давно изданная Николаем Наседкиным, — «От Державина до…» Автор очерчивает, как и обещано в предисловии, историю тамбовской литературы, начиная традиционно с российского пиита Гаврилы Державина и заканчивая Геннадием Поповым (увы, неравномерно распределяя между ними своё внимание).

Попытка охватить столь глубокие пласты русской, советской, современной литературы — занятие весьма рискованное и неблагодарное: попытка объять почти необъятное, как говаривал Козьма Прутков, о котором, кстати, речь в книге тоже идёт.

Но автор и не заявляет о глубоком аналитическом труде — он обозначает какие-то вехи, даты, вспоминает имена. Это, я думаю, будет интересно тамбовскому читателю, жаждущему хоть что-то, пусть и немногое, узнать о своих земляках — писателях и поэтах, о том, как пришли они в литературу и какой след оставили в ней. Интересно и то, что Наседкин пишет не только о наших земляках, но и о тех, кто хотя бы коснулся тамбовского края в своём творчестве, как, например, Марина Цветаева или Осип Мандельштам.

Сборник состоит из разделов «Классики», «Потерянные поколения», «Современники», «Новая жизнь» (здесь речь идет об издательстве «Новая жизнь» — вернее, о писателях, занявшихся издательской деятельностью; ими выпущена и эта книга).

Подобное деление мне показалось весьма условным. Например, многие наши современники, на мой взгляд, как раз и относятся к потерянному поколению, а их творчество — псевдожизнеутверждающее.

Об этом, пожалуй, не скажешь лучше Василия Кравченко, слова которого из повести «Лицедеи» приводит в своей брошюре Наседкин: «Полуправда и полусмелость рождают полулитературу. Каждый ли мог бы решиться в своё время написать “Ювенильнос море”? Авторское тщеславие в слабом характере берёт верх, и в результате пишутся вещи, в публикации которых автор уверен на все сто процентов, но которые не служат ни Богу, ни людям…»

Николай Наседкин замечает по этому поводу: «Слова покаяния, которые стоило бы написать многим тамбовским литераторам предыдущих поколений».

Не считаю возможным уточнять, кому именно из наших писателей надо каяться — тем более, что и автор не останавливается на этом. К тому же, думаю, что при нашей жизни эти слова всё равно не прозвучат. А беспристрастно труд нынешних литераторов смогут оцепить лишь потомки. А ещё они, возможно, захотят спросить у автора экскурса в литературное прошлое и летописца настоящего: почему же он даже не упомянул такие имена, как М. Слободский, П. Слетов, И. Катаев, Б. Дальний, Н. Слепнёв, В. Докукин, С. Евгенов, И. Шамов, Б. Илёшин, В. Пешков, Н. Ладыгин, Г. Якушенко, А. Смагин, В. Руделёв, А. Васильев, И. Лавленцев, Л. Астахова… Возможно, и я упустила кого-нибудь — имена, что называется, вспомнились с ходу. Да, вклад этих людей в литературу неоднозначен, у них по-разному сложилась и складывается творческая судьба, одни уже давно ушли, другие, слава Богу, живы и, надо думать, ещё порадуют своих поклонников. В любом случае они внесли в литературу ничуть не меньший, а кто-то, возможно, и гораздо больший вклад, чем те, кто назван Наседкиным. У многих из них — масса публикаций и в местной, и в центральной прессе, вышло по одной-две книги. Кто-то не издал ни одной, но дело тут не в отсутствии литературного таланта, а в отсутствии материальных возможностей и пробивных способностей. Их творчество неотделимо от истории нашего края — они сами вписали туда немало значительных строк.

И потому очень хочется надеяться, что кто-то ещё вернётся к этой теме — сколько она даёт зацепок, сколько прокладывает тропинок, к знаменитым людям, сколько нового открывает для нас в прошлом родного края. И в настоящем — тоже.

Марина Фадеева.
___________________________
«Город на Цне», 1993, 19 июня.











© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru