Наш человек в «Москве»
Публикация в «толстом» литературном журнале — всегда
свидетельство признания авторского мастерства. Созданная председателем
Тамбовского отделения Союза писателей России Николаем Наседкиным
повесть «Сто двадцать лет спустя»
напечатана в третьем выпуске журнала «Москва» за нынешний год. То, что
произведение тамбовского автора не затеряется среди других текстов
(общий объём журнала — 240 страниц), не вызывает сомнения: повесть
открывает номер.
Несколько слов о самом журнале. Его учредителями
являются Союз писателей России и Российский фонд мира, возглавляет
редакцию известный прозаик Леонид Бородин. Основанное в 1957 году
издание в 90-е обрело подзаголовок «Журнал русской культуры» и, что
самое главное, имеет все основания позиционировать себя таким образом.
В 1966—1967 годах в журнале «Москва» впервые был опубликован роман
Булгакова «Мастер и Маргарита». Первая послереволюционная публикация
«Истории государства Российского» Карамзина уже в 1989–1990 годах тоже
осуществлена именно этим изданием. Недавно журнал удостоен премии имени
святого благоверного князя Александра Невского в номинации «За вклад в
русскую литературу».
Верность традициям — непоколебимое кредо солидного
издания, и повесть «Сто двадцать лет спустя» полностью соответствует
ему. В своём сочинении тамбовский автор даёт своего рода проекцию
чеховской «Скучной истории» на современную жизнь. Начало положено общим
именем героев-повествователей Чехова и Наседкина: в обоих случаях
рассказчика зовут Николаем Степановичем. У классика он светило
медицинской науки, «заслуженный профессор», и в то же время это
просто уставший от жизни человек 62 лет, измученный болезнью и
домашними неурядицами (подзаголовок «Скучной истории» — «Из записок
старого человека»). Тамбовский автор рисует образ ровесника чеховского
персонажа — современного «литературного генерала», которого многие
жизненные обстоятельства роднят с тёзкой из XIX века.
Печататься в крупных журналах Наседкину приходилось и
прежде: его проза выходила под обложками таких хорошо известных
читающей публике изданий, как «Нева», «Подъём», «Урал». Немало
публикаций осуществлено в «Нашем современнике», куда Николай Николаевич
имеет обыкновение предлагать каждую из своих новых вещей. Повесть «Сто
двадцать лет спустя» там тоже рассмотрели и одобрили, но в редакции
взяли за правило не публиковать произведения, где главной темой
становится литература. Тогда автор одновременно направил своё детище в
адрес трёх журналов: «Нового мира», «Москвы» и «Подъёма». В конце
января редакция «Москвы» сообщила, что повесть ставится в один из
ближайших номеров, необходимо срочно прислать фотографию и сведения о
себе...
Увидев повесть напечатанной, писатель счёл необходимым
выразить издателям особую благодарность за бережное отношение к
авторскому тексту: всё было сохранено до последней запятой, не было
проигнорировано и выделение определённых мест курсивом. Автор поставил
перед собой невероятно дерзкую задачу: выступить в соавторстве с
великим писателем; многочисленные цитаты из «Скучной истории» стали
своеобразными скрепами повествования, максимально приближенного к нашей
сегодняшней действительности. Кстати, у некоторых персонажей Наседкина
имеются прототипы из писательской среды, называются и реальные имена.
Весьма живо передаётся в повести атмосфера Литинститута, «толстых»
литературных журналов. Удивительное совпадение: по авторскому замыслу,
герой стоит во главе издания, редакция которого находится на Арбате, —
и именно Арбат является местом расположения того самого журнала
«Москва», в котором опубликована повесть Наседкина.
Внимательный читатель найдёт на страницах повести и
тамбовскую составляющую. Герой приезжает в «чернозёмный город Баранов»
— под таким псевдонимом Тамбов фигурирует во многих произведениях
Наседкина. Драматический театр, местная писательская организация и
даже... «Барановский альманах» (прежде чем появиться на страницах
журнала «Москва», повесть «Сто двадцать лет спустя» в ноябре прошлого
года вышла в «Тамбовском альманахе»). В упоминаемом названии ресторана
— «Корсар» — угадывается небезызвестный тамбовский «Пират». А какими же
видятся «столичному гостю» здешние жители? «Каждый третий болтает на
ходу по мобильнику. Ну да это и в Москве так. Впрочем, я не любитель
разглядывать людей, мне интересней в новом месте пейзажи и здания. Уже
вскоре я выхожу на набережную, где открывается дивная перспектива:
заснеженная река с фигурками рыбаков и лыжников, за рекой темнеет
бесконечный лес, вдоль излучины на городском берегу то там, то здесь
среди многоэтажек золотятся купола церквей». И далее следует фраза, в
искренности которой невозможно усомниться: «Вот где надо жить человеку
и дышать полной грудью!»
Николай Наседкин как раз здесь живёт, дышит и пишет.
Однако нельзя не порадоваться, что его читательская аудитория не
ограничивается границами нашего плодородного чернозёмного края.
Екатерина Лебедева.
___________________________
«Тамбовская жизнь», 2011, 1 июня.
|