«Криминал-шоу»
На глянцевой книжной обложке — вооружённый супермен в
фокусе милицейской лупы. И название интригующее: «Криминал-шоу». Книга
эта — из серии «Чёрная стрела». Сборник, включивший в себя три
небольших романа и две повести, вышел в столичном издательстве «Голос»
10-тысячным тиражом. Автор, Николай Наседкин, — наш земляк, живёт в
Тамбове «Для всех произведений характерны острота сюжета, захватывающие
увлекательные события…», — говорится в аннотации на обложке. Это уже не
первая книга Н. Наседкина в модном ныне криминальном жанре. В 1993
году, и тоже в Москве, выходил сборник его прозы под названием «Осада».
Кто знает, может быть, новая книга и затерялась бы на
многочисленных прилавках и лотках, в море остросюжетной литературы (на
неё особенно щедры сегодня издательства), но в произведениях Н.
Наседкина есть нечто большее, чем в обычной ширпотребовской «крутой»
прозе.
В основу сюжетов тамбовский писатель нередко кладёт
реальные события. Например, повесть «Спортлото-91» неизбежно напомнит
тамбовскому читателю о страшном происшествии под Мичуринском, потрясшем
всю область в конце 1980-х: с целью ограбления были убиты пять человек,
везущих деньги для получки в совхоз. Автор «вычисляет» преступника
своими, художественными, средствами, не скупясь на домысел и вымысел…
Помнят, наверное, тамбовчане и другую нашумевшую
историю, когда лет 10-12 назад в лесу под Котовском были найдены трупы
мужчины и женщины, которых убили трое подростков, чтобы покататься на
их машине. По-видимому, это событие и легло в основу сюжета романа
«Казнить нельзя помиловать». Конечно же, трагический случай служит лишь
отправной точкой, а уж дальше автор даёт волю своей фантазии, не
забывая, впрочем, наделить героев многими чертами знакомых ему людей
(скажем, работников известного в Тамбове учреждения под названием — Дом
печати). В повести «Прототипы» появляется даже своеобразный термин —
«домпечатовский тип». А читателю «опознать» в художественном
произведении своих знакомых всегда интересно. Догадываешься, о ком
речь, узнаёшь известных тебе людей по внешности и привычкам, любимым
выражениям и жестам — и отдаёшь должное не только литературному
мастерству, но и наблюдательности автора. Николай Наседкин в прошлом
был журналистом, газетная среда ему хорошо знакома. А поскольку
работники пера в сознании многих ассоциируются с кем-то вроде
небожителей, узнать об их жизни и нравах поподробнее интересно,
наверное, каждому.
Впрочем, писатель, изображающий в своих произведениях
знакомых, рискует нажить себе множество врагов. И Н. Наседкина не
минула чаша сия. В повести «Прототипы» он почти дословно приводит
«комплименты», которые приходилось ему выслушивать по случаю выхода его
первой книги: «— Шелкопёр! Бумагомарака тоже мне выискался! Осмеял на
весь свет — как мне людям теперь в глаза-то глядеть?!»
Но со временем автор приходит к выводу: точным
копированием жизни творческого результата вряд ли достигнешь. «Нет,
долой приёмы очеркистов и фельетонистов! Да здравствует божественное
воображение, да здравствует домысел и вымысел!..» Такой вывод делается
вовсе не потому, что писатель очень-то испугался, мол, его постигнет
судьба автора «Сатанинских стихов» Салмана Рушди. Н. Наседкин — не из
пугливых. Этим он напоминает героя своего романа «Криминал-шоу». Тот,
во многом из-за безрассудной смелости и журналистской настырности,
оказывается в плену у мафиозной банды. Хорошо ещё, что две любимые
женщины, забыв взаимную вражду, общими усилиями его выкупили. И хоть
самому автору, к счастью, не доводилось оказаться в незавидной роли
похищенного, мысли и чувства главного героя он описывает очень
убедительно — читатель словно наяву переживает все перипетии его
мрачного приключения.
Работу над романом «Казарма» Н. Наседкин начал еще в
далёкие застойные времена, в 1983-м году. В основе лежат реальные
события армейской службы, о которых тогда писать было не только не
принято, но и запрещено. Своей жизненностью, жестким реализмом роман об
армии в первую очередь и интересен. В начале работы над ним автор даже
не надеялся, что такое произведение может быть напечатано в нашей
стране. И вот это время пришло…
Да и так ли уж важно для нас, читателей, следует ли
писатель жизненным реалиям или вовсю фантазирует? В том же романе
«Казарма» Н. Наседкин приходит к умозаключению: «Ведь самый главный
критерий в (литературе, по-моему, чтобы было интересно читать». Думаю,
ему самому удалось сделать новую книгу интересной и для любителей
остросюжетной прозы, и для тех, кто ищет в литературе психологические
нюансы, разнообразные и достоверные коллизии нашей современной жизни. И
это — главное слагаемое успеха книги Николая Наседкина.
Стоит добавить, что одновременно с «Криминал-шоу» в том
же московском издательстве «Голос» вышло и 2-е издание первого сборника
прозы тамбовского писателя «Осада» и тоже 10-тысячным тиражом.
Можно только поздравить Н. Наседкина с таким творческим
успехом.
В. Кодак.
____________________________
«Тамбовский курьер», 1998, №20. |