Ни дня без строчки?..
Нет, уж лучше – ни года без Болдинской осени!
Бывает же такое! Казалось бы, вот оно — нашёл, а жизнь
поворачивается так, что всё изменяется. Хотя, может быть, вовсе и не
изменяется, а просто входит в своё русло. Николай Наседкин начинал как
прозаик. Правда, точнее будет сказать тогда это был не Николай, а
только Коля…
Это было в десятом классе. Практически до выпускного
класса, до самых экзаменов он не знал, чем будет заниматься после
школы. Коля Наседкин просто сразу для себя решил, что после выпускного
не будет никуда поступать, уж больно хотелось на жизнь простую
посмотреть, да и себя показать не мешало бы. Кстати, письмо на эту тему
было его первой публикацией и сразу – в «Комсомольской правде».
— Я просто сел и написал, что не хочу идти в институт,
хочу жизнь узнать, пойду на стройку…
На том и порешил. Сибирь — край суровый. Здесь есть, где
поработать. Но речь сейчас не о трудной работе, а о первом рассказе. И
вот однажды, собираясь на свидание, просто взял и совершенно неожиданно
для себя написал небольшой рассказ, который точно также неожиданно
взяли и всего через три-четыре дня опубликовали в районной газете. Это
для Коли было, как гром среди ясного неба. И с этого момента он начал
писать. Сначала было несколько рассказов, а потом его потянуло в
юмористику: он писал фельетоны, юморески. За достаточно небольшой
период их накопилось достаточно много. Причём не оставлял он этого
занятия и в армии.
Отдав долг Родине, Николай Наседкин вернулся домой и
начал работать в районной газете. Тогда он решил, что вся последующая
жизнь будет связана только с журналистикой. И через полтора года
поступил на факультет журналистики в Московский государственный
университет. Здесь Николая захватило новое увлечение — литературная
критика. К ней его пристрастил известный критик, который вёл в
университете спецсеминар на эту тему, Валентин Оскоцкий. Можно сказать,
именно это вновь вернуло Николая Наседкина в прозу.
— Когда я начал профессионально заниматься литературной
критикой, то есть публиковаться в «Литературной России», «Литературном
обозрении», «Литературной учёбе», я стал изучать современную литературу
изнутри. Меня так поразило, что в ней столько убогого, столько
безвкусицы. Я решил попробовать писать то, что я хочу прочесть. И вот
начал сочинять первые серьёзные рассказы…
Как считает сам Николай Николаевич, его прозаическая
судьба началась с рассказа «Супервратарь». Это рассказ с некоторыми
элементами фантастики и, конечно же, спорта.
— Не знаю, откуда всё появляется. Я написал рассказ и
понял, что это и есть то, что нужно, это можно публиковать в журналах.
Я отправлял его журналов в двадцать и, наконец, его опубликовали в
«Физкультуре и спорте». Это была первая моя серьёзная публикация».
А потом пошли книги одна за другой. Первая — «Осада» —
вышла в 1993 году. С тех пор в Москве было опубликовано пять книг и
каждая всё толще и толще, всё серьёзнее и серьёзнее. Последняя книга,
которая вышла в начале июня, — это энциклопедия «Достоевский».
— Я до сих пор не могу поверить в то, что это я написал…
О Достоевском вообще нужно говорить отдельно. В судьбе
Николая Наседкина всё происходит параллельно. Когда он написал свой
первый рассказ — это май 1970 года — буквально в июне получилось так,
что он остался дома один, потому что родители уехали в гости в
Алма-Ату. Так получилось, что в школе Достоевского Николай совершенно
пропустил. Но был он страстным книгочеем. В библиотеке он был на особом
положении.
— Мне разрешалось брать столько, сколько унесу. Я
буквально пожирал книги. Этой стопы мне хватало на одну-две недели. И
вот в очередной раз я пришёл, набрал книг, принёс домой. Среди них был
роман Достоевского «Униженные и оскорблённые». Я почему-то начал читать
с него. И только когда я дочитал этот роман, я очнулся. Было где-то
семь часов вечера. Я побежал в библиотеку, успел за десять минут до
закрытия, и взял десять томов Достоевского — всё собрание сочинений.
Две ночи не спал, три дня не ел, но все эти десять томов я проглотил. С
тех пор я заболел Достоевским…
Первую свою работу о Достоевском Николай Наседкин
написал на первом курсе университета. И с тех пор опубликовал ещё
несколько работ в журналах и коллективных сборниках. Первая
исследовательская книга «Достоевский: портрет через авторский текст»
вышла в Тамбове, а потом «Самоубийство Достоевского» и, наконец,
энциклопедия — в Москве. Для создания энциклопедии потребовалось
тридцать лет, за которые были прочитаны и не раз перечитаны
произведения Достоевского, собирался и накапливался материал. Для того,
чтобы всё это собрать воедино потребовалось ещё полтора года.
— Полтора года я сидел за компьютером и весь этот
громадный материал втиснул в 800 страниц…
Это первая энциклопедия Достоевского, которая уже
востребована читателем. Сейчас уже готовится второй тираж. В одной
тамбовской газете была напечатана рецензия с очень хорошим заголовком:
«Достоевский дождался энциклопедии». Это очень точно, дождался. До
этого была Лермонтовская энциклопедия, вышедшая в 80-м году, её готовил
целый отдел Института русской литературы. Там было около пятнадцати
докторов и кандидатов наук.
На сегодняшний день в прозе последнее издание у Николая
Наседкина — роман «Алкаш», который вышел в московском издательстве
«АСТ» в 2000 году. После этого Николай Наседкин работал над
энциклопедией. Но ещё до энциклопедии он успел написать роман «Меня
любит Джулия Робертс».
— Дело в том, что я увлёкся этим романом, начал изучать
биографию этой знаменитой артистки…
Роман сам по себе очень необычный и современный. Всё
действие в большинстве своём происходит в виртуальном мире. Суть в том,
что герой влюбился в звезду Голливуда. У него есть компьютер. И тут он
начал совмещать реальные и виртуальные вещи. Получилось так, что
постепенно он начал входить в виртуальный мир, где общается с реальной
Джулией Робертс.
— Все события описываются с элементами фантастики, по
выражению того же Достоевского, в жанре «фантастического реализма».
Фантастика есть, но детали, обстановка реальны…
Сейчас этот роман лежит в московском издательстве. Но
пока он готовился к выходу, через Интернет на автора вышло польское
издательство (у Николая Наседкина есть свой сайт в Интернете —
http://www.niknas.hop.ru). Завязалась переписка. Сначала они хотели
издавать роман «Алкаш», но сейчас первым делом они издают роман «Меня
любит Джулия Робертс». Так что, впервые он, наверное, выйдет на
польском языке, что само по себе необычно. А на польский язык уже
переводятся и книги тамбовского автора о Достоевском.
— А когда я закончил энциклопедию, то сел и начал писать
пьесу «Город Баранов»…
Получилось всё совершенно невероятно. Он не только
сочинил трагикомедию, но и отправил её на Международный Фестиваль
молодой драматургии «Любимовка-2003». В результате пьеса не только
прошла отборочный конкурс, но и стала лауреатом Фестиваля, который
проходил в Подмосковье с 11 по 16 июня. Таким образом, преуспевающий
прозаик и достоевсковед Николай Наседкин стал молодым и перспективным
драматургом.
И ещё. У каждого писателя есть свои афоризмы. Вот и
Николай Николаевич не отстаёт. Они у него называются — «Занозы». Чего
стоит одна из них: «Ни дня без строчки?.. Нет, уж лучше — ни года без
Болдинской осени!»
Кстати, именно так у Николая Наседкина и получается.
Почему? Наверное, от неуёмной фантазии, позволяющей, конечно же, при
помощи музы, творить, да так, что просто дух захватывает.
Людмила Михайлова.
____________________________
«Мир информации», 2003, 19 августа.
|