- Николай Наседкин -

 

в зеркале критики

 

Главная | Новости | Визитка | Фотобио | Проза | О Достоевском | Пьесы | Дж. Робертс | Юмор | Нон-фикшн | Критика | Гостевая книга

 

 

 

Слово о Достоевском

Имя тамбовского писателя Николая Наседкина сейчас на слуху. Его сборники повестей «Осада» и «Криминал-шоу», роман «Алкаш», вышедшие в крупных московских издательствах за последние годы, известны не только тамбовским любителям литературы. А недавно в столичном же издательстве «Алгоритм» одна за другой вышли две объёмистые книги тамбовского автора о великом русском классике, авторе несравненного «Идиота» — «Самоубийство Достоевского» и энциклопедия «Достоевский». На них уже появились отклики-рецензии не только в тамбовских, но и в московских изданиях («Независимая газета», «Литературная Россия», «Родина» и др.). Читателям «Новостей» рассказать об уникальных новинках тамбовско-столичной литературы мы попросили самого автора — прозаика и литературоведа Николая НАСЕДКИНА.

Исследование «Самоубийство Достоевского» с подзаголовком «Тема суицида в жизни и творчестве писателя» я закончил ещё в 2000‑м году, и его собиралось выпустить московское издательство «АСТ» к 180-летию со дня рождения Фёдора Михайловича в 2001 году. В том же году большой фрагмент книги планировал опубликовать и журнал «Наш современник». Но обстоятельства сложились так, что в «АСТ» книга не вышла, в журнале публикация тоже задержалась, а вскоре судьба свела меня с основателями нового издательства «Алгоритм», которые, ознакомившись с текстом, не только предложили мне прекрасные условия договора, но и буквально упросили засесть за энциклопедию «Достоевский», считая, что материал у меня накоплен колоссальный. Признаться, согласился я не сразу — казалось, не под силу одному человеку замахнуться на подобное. Для сведения: над Лермонтовской энциклопедией, вышедшей в 1980 году (первой персональной писательской энциклопедией), работал целый отдел Института мировой литературы (полтора десятка докторов и кандидатов филологических наук!) в течение пяти-шести лет. В конце концов, издатели меня уговорили, я засел за компьютер и полтора года втискивал в 800 страниц большого формата материал, который накапливал-собирал более 30 лет — с тех пор, как в 17-летнем возрасте открыл для себя мир Достоевского. И вот, перед самым Новым, 2003, годом вышло «Самоубийство…», а уже в мае и — энциклопедия. Добавлю сразу, что и в «Нашем современнике» в июльском 7‑м номере печатается моя исследовательская работа «Минус Достоевского: Достоевский и еврейский вопрос».

Итак, если коротко, о чём мои книги? «Самоубийство Достоевского» — это, по сути, новая биография писателя и новый его творческий портрет, поданные через призму суицида. Творчество Достоевского, как и любого гения, неисчерпаемо. Неисчерпаемо, как, допустим, тема любви в поэзии или как жанр романа в прозе. Да и у каждого из нас, читателей и исследователей, –– свой Достоевский. За тридцать лет боления Достоевским я, как мне кажется, обнаружил в литературе о нём и его наследии значительные лакуны. По крайней мере, тема «Суицид в жизни и творчестве писателя» ранее в такой полноте не освещалась.

Портрет, личность, биографию писателя необходимо искать, в первую очередь, в его творчестве. Этот принцип и лёг в основу данной книги. Отсюда и обилие цитат из произведений, публицистики и писем самого Достоевского, сравнительно малое количество ссылок на другие источники и почти полное отсутствие полемики. Добавлю, что можно делать открытия в литературоведении, копаясь в архивах и публикуя не известные ранее тексты, а можно сказать своё, в чём-то новое, слово и –– работая с каноническими текстами. Искусство здесь состоит не только в умении правильно читать-вчитываться в давно знакомые произведения изучаемого автора, но и в точном выборе цитат, их соединении, сопоставлении, столкновении, чередовании, сравнении, толковании, расшифровке… И –– в точном выборе интонации. Да, бывают в исследовательской работе и открытия на уровне интонации! Главное же, может быть, открытие, сделанное мной, состоит в том, что о творчестве Достоевского можно говорить-писать нормальным языком, без излишней тягомотной наукообразности –– доступно для самого широкого круга читателей. Об этом можно судить уже по названиям глав: «Хождение в Мёртвый дом», «Под красной шапкой, или Первая любовь», «Исповедь горячего сердца», «На разрыв аорты, или Открытый финал»…

Данное исследование охватывает всю жизнь-судьбу Достоевского от первого до последнего дня и всё его творчество –– от первой до последней строки. И очень важно, что ключом в исследовании служил простой принцип, о котором следует помнить и читателю, а именно: следует воспринимать героев Достоевского как живых людей, ибо безусловные гении создают не просто литературные персонажи и типы, а именно –– живых, полнокровных героев.

И ещё о гениальности. Прав незабвенный Козьма Прутков –– нельзя объять необъятное. Как невозможно, к примеру, создать одну-единственную и всеобъемлющую карту целой страны, так невозможно и творца уровня Достоевского, Пушкина или Толстого «втиснуть» в одну исследовательско-биографическую книгу. Именно по этой причине потерпели неудачу Л. П. Гроссман и Ю. И. Селезнёв –– авторы фундаментальных по объёму и замыслу биографий Достоевского в «молодогвардейской» серии ЖЗЛ. Именно этого избежал И. Л. Волгин, создав самую адекватную на сегодняшний день книгу-исследование об авторе «Братьев Карамазовых» –– «Последний год Достоевского».

Поэтому я поставил перед собою скромную задачу: добавить в создаваемый усилиями сотен литературоведов «Атлас Достоевского» (уж продолжу аналогию-метафору!) одну тематическую «карту». И выбор темы не был случайным –– отнюдь. Именно самоубийство, эта одна из самых капитальных (любимое словечко писателя) тем в жизни человечества, проходит красной нитью (канатом!) через всё творчество Достоевского. Как раз через раскрытие этой магистральной темы в творчестве раскрывается очень характерно и личность самого писателя, получает дополнительное освещение его судьба-биография.

Книга начинается с посыла-утверждения: «Самоубийство — хроническая мечта Достоевского. Она преследовала его и доставляла ему неизъяснимое наслаждение всю его сознательную жизнь. И в этом нет ничего удивительного, ибо каждый  человек хотя бы раз в жизни задумывался о самоубийстве, а Достоевского с его болезненной гениальностью и гиперстрастной натурой жизнь буквально на каждом шагу заставляла бросаться в бездну отчаяния, толкала-подталкивала его к суициду…» И далее на протяжении почти пятисот страниц шаг за шагом эта гипотеза доказывается, подтверждается и в итоге оказывается, что не случайно автор «Преступления и наказания», «Братьев Карамазовых» и «Записок из подполья» всю жизнь стремился к самоубийству…

Энциклопедия «Достоевский» — труд несколько другого плана и резко отличается от других бесчисленных исследовательских и справочных изданий о Достоевском. Впервые в мировом достоевсковедении под одной обложкой собраны сведения практически обо всех произведениях писателя (написанных и ненаписанных), его героях, людях, окружавших Достоевского, понятиях, так или иначе связанных с его именем. Не только собраны, но и расположены в очень удобном порядке. Важно и то, что этот труд, несмотря на энциклопедичность, — авторский: то есть обладает своим индивидуальным стилем, ритмом, интонацией и к тому же написан без излишней академичности, доступным языком. При этом, опять же, автор постарался избежать пристрастности: издание носит чисто информативный и максимально объективный характер — никакой полемики, никаких оценок, никаких спорных гипотез, никаких похвал или порицаний чужим текстам (практически, имена достоевсковедов и названия их трудов приведены только в разделе «Литература о Достоевском»). Главные источники цитирования — тексты самого Достоевского (художественные произведения, публицистика, письма, записные тетради) и воспоминания современников о нём.

«Энциклопедия» состоит из 3‑х основных разделов: «Произведения», «Персонажи» и «Вокруг Достоевского», включает в себя почти 1500 статей и около 200 иллюстраций.

Рамки одного тома обусловили сжатость и краткость подачи материала. Но, думается, даже такие краткие сведения в 1‑м разделе о романе или повести в целом и сведения во 2‑м о всех героях произведения дают в совокупности полное представление о нём, а краткий биографический очерк, открывающий «Энциклопедию», и материалы 3‑го раздела рисуют довольно полную историю жизни и творчества Достоевского. Тому же, кто захочет шире познакомиться с материалом, подсказкой станет список изданий о писателе в конце книги.

Поэтессе Е. Ю. Кузьминой-Караваевой (известной более как — мать Мария) принадлежат замечательные слова: «Без преувеличения можно сказать, что явление Достоевского было некой гранью в сознании людей. И всех, кто мыслит теперь после него, можно разделить на две группы: одни — испытали на себе его влияние, прошли через муку и скорбь, которую он открывает в мире, стали “людьми Достоевского”. И если они до конца пошли за его мыслью, то, так же как и он, могут говорить: “Через горнило сомнений моя осанна прошла”. И другие люди, — не испытавшие влияния Достоевского. Иногда они тоже несут свою осанну. Но им её легче нести, потому что они не проводят её через горнило сомнений. Они — всегда наивнее и проще, чем люди Достоевского, они не коснулись какой-то последней тайны в жизни человека и им, может быть, легче любить человека, но и легче отпадать от этой любви…»

Вот этим-то «людям Достоевского» и посвящена данная «Энциклопедия», в том числе и всем тем бесчисленным достоевсковедам, чьи труды автор прочёл-изучил за более чем 30-летнюю историю своих неустанных путешествий в мир Достоевского.

В такой книге, противоречащей по замыслу прутковскому «Нельзя объять необъятное», упущений и ошибок, конечно же, не миновать. Отзывы, пожелания, замечания, предложения я попросил читателей присылать не только на адрес издательства, но и автору по электронной почте — niknas2000@mail.ru; или оставлять их в Гостевой книге на его персональном сайте. К слову, на сайте можно ознакомиться и более подробно с этими новыми книгами. Впрочем, тиражи их по нашим временам довольно массовые, особенно — энциклопедии (первый тираж — 5 тысяч и предполагаются допечатки), так что у любителей литературы есть возможность их приобрести как в интернет- и столичных магазинах, а также и в родимом Тамбове, в первую очередь, — в Обществе любителей книги на Коммунальной улице.

По данным ЮНЕСКО, Достоевский сегодня востребован как никогда: он — самый читаемый классик не только русской, но и всей мировой литературы. Я буду рад, если мои книги об авторе «Идиота» и «Бесов» помогут его почитателям глубже и полнее понять и осознать его бессмертное творчество.

«Новости»

(Тамбов),

13 августа 2003 г.

 

 

 

 

çç            èè

 

© Наседкин  Николай  Николаевич, 2001

E-mail: niknas2000@mail.ru

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru