Николай Наседкин


СОВЕТЫ КОЛДУНА

НАЧАЛО

Русские православные обряды

Пришла пора поговорить об основных обрядах, которые испокон веку сопровождали русского человека — от рождения до смерти: крестины, венчание, погребение и поминки. 

КРЕСТИНЫ. Крестины превращаются в настоящий семейный праздник, если ребёнок рождается здоровым и крепким. Для этого ещё до родов прилагали определённые усилия, дабы уберечь ожидаемого наследника или наследницу от «сглаза». Перед самыми родами родильница развязывала на себе все узлы, снимала пояс, расплетала косу, чтобы облегчить и ускорить роды. Кроме того, бабка-повитуха покрывала стол в избе, где проходили роды, скатертью, ставила на неё хлеб, соль и брагу, трижды обходила вокруг стола, приговаривая: «Как скоро раба (такая-то) обойдёт круг стола, так скоро и родит». Затем повитуха брала икону, омывала её водой и давала пить ту воду роженице. Для этого можно взять любой образ Божией Матери, но имеется и специальная икона — «В родах помощница».

Родителям всегда хочется заранее узнать пол будущего ребёнка и предугадать его судьбу. Существует примета, что если женщина во время беременности сильно полнеет и живот у неё круглый, то родится девочка, а если она лишний вес не набирает и живот растёт «тычком», то будет мальчик. Хорошей приметой считается, если в день родов в доме случится какая-нибудь прибыль — быть новорожденному богатым и счастливым. Если же в этот день случился какой убыток в семье или дали кому денег взаймы — ничего хорошего ждать не приходится. Очень хорошее предзнаменование, ежели девочка похожа на отца, а мальчик, наоборот, на мать — быть им счастливыми. Ну и, конечно, прекрасно, если ребёнок родился в сорочке, то есть маточная «сорочка» не была повреждена при родах и ребёнок родился в плёнке.

При первом обмывании ребёнка в воду следует бросить серебро — чтобы он рос опять же богатым и счастливым, притом серебро, если его продолжительное время подержать в воде, очищает её от болезнетворных микробов.

Крестят ребёнка в ближайшей церкви в первые же после родов воскресные дни. Если же по каким-либо причинам это невозможно, всё равно затягивать с обрядом не стоит и следует осуществить его при первой же возможности.

Желательно, чтобы имя ребёнок получил по Святцам, то есть в честь того святого, память которого отмечается в день крещения или в ближайшие дни.

В кумовья (крёстные отец и мать) приглашаются обычно родственники, но можно пригласить и, как говорится, первых встречных и отказываться в таких случаях не принято.  Крещение совершается в самой церкви или в специальном помещении при церкви — крещальне, — специально приспособленном для этого.

Таинство Крещения совершает священник, но в некоторых случаях (где-нибудь, допустим, на отдалённом хуторе) это может сделать и любой православный христианин, однако впоследствии таинство должен завершить и подтвердить всё же священник. Мирянин имеет право лишь три раза погрузить ребёнка в воду с произнесением положенных слов, но не имеет права совершить весь обряд до конца. 

Во время таинства Крещения священник трижды погружает ребёнка в купель (большую чашу) со Святой водой и произносит: «Крещается раб Божий (такой-то) во имя Отца, Сына и Святаго Духа». В этот миг на крещаемого сходит Святой Дух, очищая его от грехов, он умирает для жизни плотской и возрождается для жизни духовной.

В православии существует семь таинств, через которые на человека нисходит Благодать — это Крещение, Миропомазание, Причащение, Соборование, Таинство брака, Покаяние и Священство. Первые три таинства совершаются именно во время обряда Крещения.

Крещение очищает человека от всех его грехов — и первородного, и произвольных; Миропомазание сообщает ему божественные силы для укрепления и возрастания его к благодатной жизни; Евхаристия (Причащение) питает его божественной пищей и соединяет с самим источником благодати.

Обряд Крещения восходит корнями к Ветхому Завету, а в Евангелиях описано, как сам Иисус Христос принял Крещение от Иоанна Крестителя.

Обряд начинается задолго до самого таинства Крещения. Принято было, чтобы священник в первый же день появления ребёнка на свет читал у постели роженицы молитвы. На восьмой день, уже в церкви, читается молитва в ознаменование наречения именем. Осенив новорождённого крестным знамением, священник поднимает его и совершает крестообразные движения руками перед иконами. Далее совершается оглашение — священник поворачивает ребёнка лицом к востоку, дует ему в лицо три раза, трижды крестит лоб и грудь, после чего, положив руку ему на голову, читает молитву; запрещение и изгнание нечистого духа, отречение от сатаны — за младенца отвечают восприемники: за мальчика — крёстный отец, за девочку — крёстная мать; исповедание верности Христу как Царю и Богу, исповедание Символа веры.

Непосредственно перед свершением таинства Крещения священник в белых одеждах или диакон обходит с кадилом крещальню или храм, воскуряя благовония. Посреди крещальни стоит купель с водой и горящими тремя свечами. Первой у купели читается молитва на освящение воды, затем священник трижды крестит эту воду и трижды на неё крестообразно дует, произнося при этом: «Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего все сопротивныя силы».

После этого священник крестообразно помазывает лоб, уши, грудь, кисти рук и стопы ног крещаемого елеем (освящённым оливковым маслом). Затем, повернув ребёнка лицом к востоку, священник три раза погружает его в купель со словами: «Крещается раб Божиий (такой-то) во имя Отца, и Сына и Святаго Духа. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». «Аминь» произносится после каждого вынимания ребёнка из воды.

После купели священник заворачивает ребёнка в белые одежды (символизирующие безгреховность) и на младенца надевается нательный крест (предварительно освящённый). Священник выстригает на темени ребёнка крестообразно прядку волос, восприемник закатывает эти волосы в воск и опускает в купель. 

Затем — священник впереди, восприемник с ребёнком на руках сзади — необходимо совершить трижды обход вокруг купели, а затем священник даёт восприемнику и крещёному целовать крест.

На этом обряд Крещения заканчивается внесением записи в церковные книги о состоявшемся событии.

Теперь несколько слов о символах обряда. Во всё время свершения таинства священник читает молитвы о том, чтобы Бог принял крещаемого в Своё Царство на Земле (христианскую Церковь), а после смерти — на Небе (Рай). Дуют и плюют во время обряда, чтобы отогнать сатану и выразить ему презрение. Погружение в купель означает-символизирует очищение от грехов. Обход вокруг купели означает, что как круг не имеет конца, так и вера новокрещённого бесконечна. Пострижение волос означает, что крещёный с этого момента становится рабом Божиим.

Таинство же Миропомазания имеет следующий смысл: при помазании миром и произнесении священником слов «Печать дара Духа Святаго» на младенца нисходит Святой Дух и даст ему силы вести истинно христианскую жизнь и не грешить. Помазанием лба освящается ум, помазанием груди — чувства и желания, помазанием лица, рук и ног освящаются дела и поступки человека.

Остаётся добавить, что восприемниками не могут быть некрещёные, неверующие, иноверцы, монахи, несовершеннолетние, а также крёстными одного ребёнка не могут быть супруги. Надо помнить крёстным отцу и матери, что на них ложится ответственность за духовное воспитание своего крестника.

* * *

ТАИНСТВО БРАКА. В Православии требуется, чтобы вступающие в брак были христианами православной веры или в крайнем случае один из них; чтобы жених был не моложе восемнадцати лет, а невеста — шестнадцати; чтобы они не состояли в близком родстве; чтобы в брак они вступали добровольно, а не по принуждению. Кроме того, не может венчаться человек, уже трижды состоявший до этого в браке, а также жениху и невесте откажут в венчании, если они не зарегистрировали до этого свой брак в загсе.

Перед венчанием родители благословляют свою дочь — иконой Божией Матери, своего сына — иконой Спасителя.

В храм первым прибывает жених с шаферами; обычно впереди идёт ребёнок с иконой Спасителя. Затем появляется в сопровождении подружки и родных невеста — перед ними ребёнок несёт икону Божией Матери. Войдя в храм и помолившись, жених становится с правой стороны, невеста — с левой.

Обряд происходит в следующей последовательности: обручение жениха и невесты кольцами — возложение на них венцов — хождение вокруг аналоя — вкушение молодыми супругами вина из одной чаши.

Выносимые из алтаря с престола кольца символизируют, что брачный союз благословляет сам Господь Бог. Возлагаемые на головы жениха и невесты венцы утверждают их в качестве глав семейства. Молодые трижды обходят вокруг аналоя в знак того, что они будут верны друг другу до самой смерти, ибо круг — символ вечности. Вкушение вина из одной чаши означает, что всё у супругов должно быть в жизни общим — и горе, и радость.

Вступающим вторично в брак венчание дозволено, но обряд свершается не так пышно, поскольку сочетается с покаянием.

Бывает, что вступают в брак вдовец и девушка, не бывшая ранее замужем: в этом случае священник называет сначала имя первобрачного, а затем — второбрачного, ибо венец на него возлагается не в награду за целомудрие, а в знак взаимного единения с невестой, и возлагается венец не на голову, а на правое плечо.

Церковный брак может быть расторгнут на основании свидетельства о разводе. При этом прежнее церковное благословение снимается и даётся разрешение на вступление в новый брак. В данном случае, отступая от евангельской нормы, церковь смиряется с неизбежностью и проявляет милосердие. Однако ж истинно верующему христианину всегда следует помнить слова Иисуса Христа: «Кто разведётся с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, то прелюбодействует». Относясь к разводу как к греху, церковь допускает, как и после любого греха, покаяние.

Венчание не совершается: во вторник, четверг, субботу. Кроме того венчание не совершается в Великий пост (за сорок дней до Пасхи), в Рождественский пост (28 ноября — 7 января), в Петров пост (со второго понедельника после Троицы до 12 июля), в Успенский пост (с 14 по 27 августа), в канун дня и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (10 и 11 сентября), в канун Рождества Пресвятой Богородицы (20 сентября), в канун дня и в день Воздвижения Креста Господня (26 и 27 сентября), в канун Покрова Пресвятой Богородицы (13 октября), за неделю до начала Великого поста, в Сырную седмицу, на протяжении всей Пасхальной недели, в канун Сретения Господня (14 февраля), в канун Благовещения Пресвятой Богородицы (6 апреля), на 39-й день по Пасхе, в канун Вознесения Господня, на 49-й день по Пасхе, в канун дня Святой Троицы, в день Святой Троицы.

В традиционной русской свадьбе у каждого участника своя роль, каждый день — особый, в каждой песне — свой смысл. Вот, так сказать, сценарий такого празднества.

Невеста начинала плакать сразу же после появления в её доме сватов. Этим она демонстрировала свою любовь к родному дому, к родителям. За несколько дней до брака родители жениха едут к родителям невесты на рукобитьё.

Перед самой свадьбой в доме невесты происходит девичник: жених приезжает с подарками, все веселятся, не обращая внимания на слёзы невесты (которая всё продолжает оплакивать разлуку с отчим домом). В традициях русских устраивать и мальчишник жениху — он угощает друзей-приятелей, прощается с холостяцкой жизнью.

В день бракосочетания в невестин дом приезжает говорливый дружка с женихом — «выкупать» место за столом. После долгих шутливых переговоров, едут в церковь: жених отдельно, невеста отдельно.

После венчания невесте можно, наконец, перестать плакать. Новобрачных везут к жениху в дом, где их уже поджидают его родители — отец с иконой Спасителя, мать с иконой Богоматери. Здесь же новобрачным преподносится и хлеб-соль.

Свадьба продолжается три дня. На третий день — отводины: тесть приглашает к себе зятя с родственниками, молодая в родном доме прощается с родителями, и отводные (свадебные чины) отводят молодых в их дом. На этом свадебный обряд завершается.

* * *

ОБРЯД ПОГРЕБЕНИЯ. При отходе православного человека из этого мира над ним читается особый канон — собрание песен-молитв. В «Православном молитвослове» этот канон называется так: «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистей Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякаго православнаго». Канон читается от лица человека, с душой разлучающегося и не могущего «глаголати», обыкновенно он называется отходною молитвою.

Вот несколько молитв из этого канона в переложении на современный язык.

— Уста мои молчат, и язык ничего не говорит, но сердце вещает: потому что, снедая его, внутри меня разгорается огонь сокрушения и призывает неизреченными словами Тебя, Пресвятая Дева. 

— Ночь смертная, мрачная, безлунная меня постигла неготового, она пропускает меня, неприготовленного, к долгому страшному пути: да спутешествует мне Твоя милость, Владычица. 

— Видя близкий конец своей жизни, вспоминая непотребные (безместные) мысли, поступки (деяния) души моей, люто (безжалостно) уязвляюсь стрелами совести. Но Ты, Всечистая, милостиво склонившись к душе моей, будь мне ходатаицей пред Господом. 

Молитвы и прошения, перед которыми есть примечание: «иерей», «Молитва от иерея глаголемая» или «Посем начинает иерей» — мирянами не читаются.

Канон начинают читать с предначинательных молитв, кратко обозначаемых в молитвослове: «Трисвятое, Пресвятая Троице, Отче наш...» Далее канон читается по указанному в молитвослове порядку.

Для чего же читается отходная? В момент смерти человек испытывает чувство страха. При выходе из тела душа встречает Ангела-хранителя, данного ей при Крещении, и духов злобы, бесов, при виде которых (вид бесов ужасен!) душа мятется и трепещет.

Канон читается родными и близкими над умирающим человеком, дабы облегчить его страдания, умиротворить душу его при расставании с телом.

Омовение и облачение умершего. Омовение совершается в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего, а также, чтобы он в чистоте предстал пред лице Божие по воскресении.

Омывать тело следует тёплою водою, но не горячею, дабы оно не распарилось. Во время омовения читают «Трисвятое», «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», или «Господи, помилуй». В доме зажигается лампада и свеча, которые горят до выноса тела.

При омовении нужно пользоваться мылом, мягкой губкой. Обычно омовение совершают люди старшего возраста, но если такого человека не окажется, обряд может совершить и, допустим, молодая женщина, только если она пребывает в нечистоте (у неё — месячные), то она перед омовением тела сама должна тщательно помыться под душем.

После омовения тело усопшего одевают в новые одежды, ибо новые одежды как бы указывают на новое одеяние нетления и бессмертия. На теле умершего обязательно должен быть крест.

Руки и ноги усопшего связывают (развязывают их перед выносом гроба из дома). Руки складывают так, чтобы правая была сверху левой. В левую руку полагают икону (или крест), для мужчины — образ Спасителя, для женщины — образ Божией Матери. Можно и в руку вложить крест, а на грудь — Святой образ.

Перед положением тела во гроб и тело, и гроб кропят святою водою, можно окадить и ладаном, после чего тело переносится в гроб.

На чело умершего кладут венчик — его дают в церкви, когда усопшего привозят для отпевания. Иные люди покупают венчик для себя заранее.

Под плечи и голову усопшего кладут подушечку, тело покрывают простыней.

Гроб ставится посреди комнаты перед домашними иконами головою к ним. Вокруг гроба зажигают свечи в знак того, что умерший перешёл в лучшую — светлую — загробную жизнь.

Во все дни обряда погребения читаются над покойником молитвы. Сразу после омовения тела и одевания читают канон «Последование по исходе души от тела». Если человек умер не дома, и тела его в доме нет, то в день его смерти всё равно читают этот канон. Читать его следует с предначинательных молитв, затем 90-й псалом, далее — по порядку.

Как и предыдущий канон, «Исследование» разделяется на восемь песен. Перед тропарями (начинающимися с красной строки) читается стих (припев): «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (такого-то)».

Канон читается «за единоумершаго», то есть за только что умершего человека, поэтому не следует, читая припев, произносить другие имена родных и близких.

В конце «Исследования» находится особенное молитвенное обращение к Богу с произнесением самого имени покойного: «Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго представльшагося раба Твоего, брата нашего (такого-то)...» После этой молитвы читают: «Вечная память рабу Твоему (такому-то), Господи».

«Последование» читается от лица усопшего, дабы милосердие Божие по молитве родных и близких за усопшего облегчило душе его горечь расставания с телом. Вот молитвенные прошения из этого канона:

— Умерший отошёл от нас, на Тебя, Спаситель, надежду возложив. Ты же, Господи, Бог Многомилостивый, даруй ему щедрое прощение.

— Услыши, Святая Троица, молебные слова, приносимые Тебе в церкви об усопшем, и Богоначальным Твоим светом озари душу, омрачённую суетными привязанностями к земной жизни. 

— Дева, единая чистая и непорочная, родившая Бога без семени! Моли, чтобы спаслась душа его (умершего). 

Затем в течение трёх дней над умершим читается Псалтирь — она помещена в «Православном молитвослове», можно найти её и под одной обложкой с Новым Заветом. Чтение Псалтири служит молитвой Господу об усопшем, утешает скорбящих о почившем.

Вынос тела. За час или за полтора перед выносом гроба из дома над телом умершего ещё раз читается «Последование по исходе души от тела».

Гроб выносят из дома, обращая лицо умершего к выходу. При выносе тела провожающие поют песнь в честь Святой Троицы: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», в ознаменование того, что умерший при жизни исповедовал Живоначальную Троицу и теперь переходит в царство бесплотных духов, окружающих престол Вседержителя.

Отпевание. В храме гроб с телом усопшего ставят посередине лицом к алтарю и возжигают четыре свечи по сторонам гроба.

На третий день душа человека по его смерти проходит страшные мытарства (об этом подробнее — дальше). В это время ей надо помочь. Для этого после канона и Псалтири, читаемых над гробом дома, в церкви совершается чин отпевания.

Служба отпевания состоит из песнопений, в которых кратко рассказывается вся судьба человека: за преступление заповеди он снова обращается в землю, из которой взят: «Сам Ты, Творец и Создатель человека, един бессмертен; а мы все земные, из земли созданы и в ту же землю возвратимся, как повелел Ты, Создатель: “Ты — земля и в землю возвратишься”. Туда-то все мы, земнородные, и пойдём, с надгробными рыданиями возглашая песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

Но, несмотря на множество грехов, человек не перестаёт быть «образом славы Божией», а потому Святая Церковь молит Владыку и Господа простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного: «Со Святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, где нет болезни, скорбей и страданий, но жизни вечно блаженная».

Священник читает над гробом из Апостола и Евангелия. Последнее целование при прощании с умершим совершается родными и близкими при пении стихир (молитв): «Приидите, последнее целование дадим, братие, умершим, благодаряще Бога. Вот он оставил родных своих и спешит в могилу. Теперь у него уже нет забот о суете земной и о требовании плоти многострастной. Где теперь родные и друзья? Вот — разлучаемся... О, помолимся Господу, чтобы Он успокоил его». (Дано в переводе на современный язык.)

Родные и близкие обходят гроб с телом, с поклоном просят прощения за невольные обиды, в последний раз целуют умершего (венчик на его голове или икону, находящуюся на груди). После этого тело целиком закрывают простыней, и священник крестообразно посыпает его землёю со словами: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и все живущие на ней».

Гроб закрывается крышкой, после чего уже не открывается. При выносе гроба с телом из храма (головой к выходу) поётся ангельская песнь «Трисвятое».

Заочное отпевание. Если нет возможности совершить обряд отпевания в церкви, тогда можно совершить заочное отпевание. Родственники умершего заказывают такое отпевание в ближайшем храме. После чина отпевания родственникам даётся венчик, разрешительная молитва и земля с панихидного стола. Дома умершему в правую руку вкладывается разрешительная молитва, на чело полагается бумажный венчик, а после прощания с ним, на кладбище, тело его, закрытое простынёй с ног до головы, как и в церкви, крестообразно (от головы к ногам, с правого плеча на левое) посыпается песком.

Погребение. В могиле гроб ставится так, чтобы голова покойного находилась к востоку. При опускании гроба вновь поётся «Трисвятое». Все провожающие покойника в последний путь перед зарытием могилы бросают в неё по горсти земли.

Крест — символ спасения — возвышается над могилою всякого христианина (он ставится в ногах). Крест ставится восьмиконечный, из любого материала.

Поминальная трапеза. Часто случается, что поминки по умершему превращаются в повод для родственников собраться вместе, посудачить да вкусно поесть. А ведь православные  христиане и за поминальной трапезой должны молиться за своих  братьев по вере. Поминают в православии на третий день после  кончины человека, на девятый, на сороковой, через год, ежегодно в годовщину смерти, в дни особого повиновения всех умерших. О значении цифр и смысле и содержании поминальных  обрядов мы поговорим подробнее в следующей главке, а пока — конкретно о поминальной трапезе.

Вопреки устоявшемуся обычаю, церковь не приветствует поминание усопшего водкой и другими алкогольными напитками. Поминки — это дни скорби, дни усиленной молитвы за душу покойного, которой очень тяжело в первое время по прощании-расставании телом, так неужели душе в том мире будет легче, считает церковь, если родные и близкие будут здесь ублажать себя вином?

Перед поминальной трапезой читают молитвы перед иконами и зажжённой лампадкой или свечами. Непосредственно перед едой  читают «Отче наш», также за поминальным столом читаются: «Слава, и ныне», «Богородице Дево, радуйся...», «Молитвами рождашия Тя Христе...» Между подачей очередных блюд от имени  поминаемого читается следующая молитва:

«Братья, друзья знакомые! Видя, как я лежу безмолвный и бездыханный, плачь те обо мне. Давно ли я беседовал с вами? И вот как скоро застиг меня смертный час. О, где вы, которые любили меня! Подойдите, отдайте мне последний поцелуй; больше мне уже не быть и не беседовать с вами, потому что я отхожу к Судии, у Которого нет лицеприятия, пред Которым предстоят наравне раб и господин, царь и воин, богатый и нищий, — все равны, и каждый за свои дела будет или прославлен, или посрамлён. Но прошу всех и умоляю: непрестанно о мне молитеся Христу, чтобы я не был, за свои грехи, вверчен в место мучения, но чтобы Он вселил меня туда, где свет жизни». 

Эту молитву читают или поют в 3 й, 9 й, 40 й дни поминовения, в дни же годовщин и в родительские дни эту молитву уже не читают.

В конце поминальной трапезы следует трижды прочитать «Вечную память» и завершить её кратким прошением, которым в земной жизни кончил свою последнюю трапезу Сам Спаситель: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим».

Первым блюдом на поминальной трапезе является кутья. Это отваренные зёрна пшеницы или риса, смешанные с мёдом или изюмом. Зёрна служат символом воскрешения, а мёд (изюм) — сладости, каковою наслаждаются праведники в Царствии Небесном. Кутья освящается в храме во время панихиды.

За поминальным столом принято оставлять умершему место, ставить тарелку, обеденный прибор, часть блюд.

Теперь о некоторых ограничениях. Если поминки приходятся на время Великого Поста, то в первую, четвертую и седьмую неделю Поста — в самые строгие недели — никого на поминки не приглашают. За столом собираются лишь самые близкие родственники — мать и отец, жена или супруг, дети и внуки.

Если поминальные дни приходятся на будни других недель Великого Поста, то они переносятся на ближайшие (впереди!) субботу или воскресенье. Это называется встречным поминовением. Делается это потому, что субботы и воскресенья считаются праздничными днями Великого Поста, только в эти дни совершаются Божественные литургии св. Василия Великого (в субботу) и св. Иоанна Златоустого (в воскресенье).

Если поминки приходятся на Светлую седмицу (1-я неделя после Пасхи), то в эти первые восемь дней после Пасхи не читаются молитвы за усопших, не совершаются по ним панихиды.

Поминать усопших Святая Православная Церковь разрешает со вторника Фоминой недели (2-я неделя после Пасхи), с этого дня в храме можно заказать сорокоуст, обедню, проскомидию и панихиду по усопшему.

Дома со дня Пасхи до вторника Фоминой недели по усопшему читают не Псалтирь, не «Исследование по исходе души от тела», не молитвы об упокоении, а, как и в церкви, только Пасхальный канон.

Но надо помнить любому доброму христианину ещё при земной жизни, что душе его после смерти будет сладостно и легко в Царствии Небесном, а родными и близкими читаемые молитвы за спасение его души быстрее облегчат существование души его на небесах, если он жил праведно и богоугодно. Ибо вся наша короткая земная жизнь есть лишь приготовление к вечной жизни на небесах.

<<< От родного порога до Царских врат
Нет, весь я не умру... >>>











© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru