Диалог
В рамках празднования 1000-летия введения христианства
на Руси состоялась встреча представителей интеллигенции Тамбова с
епископом Тамбовским и Мичуринским Евгением.
Встреча получилась интересной, длилась она два часа,
вопросов задавалось много и носили они уважительный характер, как и
ответы епископа Евгения. Это приходится подчёркивать потому, что мы
привыкли за последние годы относиться к служителям культа настороженно,
как к идейным антагонистам, считать, что с ними надо только
дискутировать, спорить, разубеждать их. Но сейчас и в этой сфере
наступило время перестройки, мы стали более уважительны к такому
понятию, как свобода совести, поняли, что настоящим атеистом можно
стать, лишь зная то, что отрицаешь, когда имеешь подлинное, а не
основанное на слухах представление о церкви.
В том и главный итог встречи представителей
интеллигенции Тамбова с епископом Евгением — участники её получили
немало информации о Русской православной церкви и Тамбовской епархии в
частности в год 1000-летия введения христианства на Руси, о роли церкви
в жизни современного общества.
К сожалению, весь ход встречи изложить за недостатком
места невозможно, вот лишь отдельные её фрагменты.
— Меня уже представили, — сказал в начале епископ
Евгений, — но я хочу ещё добавить, что был назначен на Тамбовскую
кафедру в мае прошлого года указом Святейшего Патриарха и определением
Священного Синода. В 1976 году я окончил Ленинградскую духовную
академию, затем — аспирантуру при Московской духовной академии и
трудился референтом отдела церковных сношений Московского патриархата,
а затем был преподавателем Ленинградской духовной академии.
— Вы были участником Поместного Собора Русской
православной церкви, который проходил в начале нюня нынешнего года в
Загорске, юбилейных торжеств в Москве и Ленинграде. Расскажите об этом.
— Да, мне посчастливилось стать участником тех великих
событий, которые переживает сейчас наша церковь, наша страна и весь наш
православный христианский мир, 1000-летие крещения Руси — событие
историческое.
В центре празднования юбилея — Поместный Собор,
проходивший с 6 по 9 июня в Троице-Сергиевой лавре. На Соборе
рассматривался ряд важных вопросов: оценка деятельности Русской
православной церкви за период с предыдущего Поместного Собора, то есть
за семнадцать лет. Далее решался вопрос о канонизации новых русских
святых. Среди них хорошо вам известные исторические деятели Руси
Дмитрий Донской, Андрей Рублёв, Максим Грек и другие, всего было
канонизировано девять новых святых. На Соборе также рассматривался
вопрос об утверждении нового Устава управления нашей церкви, было
принято «Заявление Поместного Собора Русской православной церкви по
насущным проблемам современности» и ряд других документов.
Должен сказать, что торжества в Москве и Загорске
впечатляли. Было много гостей — представители ООН, ЮНЕСКО, различных
религиозных конфессий, представители общественности. В общем, свыше ста
стран мира делегировали к нам на юбилей своих представителей.
— Как будет праздноваться 1000-летний юбилей в Тамбове?
— Наша Тамбовская епархия наметила провести празднование
1000-летия крещения Руси 8 июля. Начнётся оно божественной литургией на
церковной площади, потому что тамбовский храм не сможет вместить всех
желающих. Затем в 14:30 состоится возложение венков на Воздвиженском
кладбище к мемориалу павшим воинам. А потом — торжественный акт во
Дворце культуры «Юбилейный». Он включает в себя мой доклад об
историческом пути Русской православной церкви и небольшой концерт
духовных песнопений силами хора духовенства Тамбовской епархии. Затем —
выступления общественности, поздравления, будет показан фильм о
религиозной и миротворческой деятельности русской церкви за 1000-летний
период. Вход в «Юбилейный» — по пригласительным билетам.
— Расскажите, пожалуйста, о том, что такое сегодня
Русская православная церковь?
— Вы имеете в виду структуру? Расскажу в цифрах.
Управляется наша церковь Святейшим Патриархом Пименом и Священным
Синодом. Всего в стране имеется шестьдесят семь епархий. Кроме того,
есть зарубежные епархии и миссии Русской православной церкви. Имеет
церковь двадцать один монастырь, три семинарии, две духовных академии,
два регентских класса. Вот — вкратце.
— Решается ли вопрос о передаче в Тамбове ещё одной
церкви для нужд епархии?
— Могу сказать — это не является тайной, — что
православные верующие обратились с такой просьбой в государственные
органы. Вопрос сейчас находится в стадии разрешения — положительного
или отрицательного, не знаю, Я всё-таки надеюсь, что мы найдём общий
язык, проблему решим. Вы знаете, действительно, очень тесный храм в
Тамбове. Надо просто пожалеть наших матерей, отцов, братьев и сестёр,
которым очень тяжело приходится в такой тесноте. Хочу дать справку: за
пять месяцев нынешнего года в стране у нас открыто более шестидесяти
новых приходов. Вы хорошо знаете, что сейчас отданы верующим Оптина
Пустынь, Толгский монастырь, часть Киево-Печерской лавры, решается
подобный вопрос в Рязани…
— Владыка Евгений, а принимает ли епархия участие в
реставрации храмов, которые не принадлежат церкви?
— Да, несомненно. Епархиальный взнос на восстановление
памятников архитектуры ежегодно составляет около 30 тысяч рублей. Но
верующие не смогут восстанавливать разрушенные церкви, чтобы в них
потом размещались музеи или органные залы, что, кстати, совсем
несвойственно православному храму — для органа необходима другая
архитектура, готика. Ведь народ собирает по копеечке на церковь. Я вам
даже скажу: если бы нам вдруг решили сегодня отдать все пустующие
здания храмов — отказались бы. Вот два собора поднять на пожертвования
прихожан осилили бы — не больше.
— В связи с этим вопрос: во сколько обошлось золочение
куполов действующей Покровской церкви на Набережной? И ещё: нельзя ли
позолотить все сохранившиеся купола в Тамбове — ведь это украсит город?
— Я вам скажу: золото на покрытие куполов Покровского
храма обошлось по госцене в пятнадцать тысяч рублей, да ещё за работу
несколько тысяч. Что касается золочения всех куполов — приветствую. Но
опять же, когда в областном музее проходила церемония передачи святых
мощей Питирима церкви, дирекция музея обратилась ко мне: знаете,
владыка, надо бы пожертвовать на золочение купола музея — это же
православный храм. Я говорю — приветствую. Только я с позолотой подарю
и позолоченные кресты, на собор… Я считаю, нельзя так искажать облик
храма, как исказили в музее, водрузив на купол непонятный шпиль. Это
надругательство над теми, кто его строил.
— Известно, что церковь у нас в стране активно участвует
в благотворительности. В чём это выражается?
— Ну, к примеру, на Поместном Соборе Святейший Патриарх
обратился к его участникам по поводу событий в Арзамасе, и сразу было
собрано в помощь пострадавшим от взрыва пятьдесят три тысячи рублей.
Или ещё: Русская православная церковь перечислила в фонд центра
реабилитации воинов-афганцев двести тысяч. И ещё могу сказать
конкретно, что Тамбовская епархия ежегодно отчисляет в Фонд мира не
менее 600 тысяч рублей. Это добровольно жертвуют верующие, все мы хотим
жить в мире…
— Владыка, можно личный вопрос?.. Откуда Вы родом и кто
были Ваши родители?
— Сам я из Белоруссии. Уехал оттуда в шестнадцать лет.
Сейчас мне — сорок шесть. Родители мои не священнослужители. Знаете, на
мой взгляд, кастовость в духовенстве — от деда к отцу, от отца к сыну —
она и породила те негативные явления в церкви, которые потом отразились
на её взаимоотношениях с государством. У нас в семинарии, где я учился
и преподавал, из духовных семей меньше семинаристов, чем из семей, не
связанных с церковью. Как говорится, пути Господни неисповедимы.
— Как церковь участвует в перестройке, происходящей в
стране?
— На этот вопрос ответить просто: воспитанием своих
верующих в том духе, который сейчас существует в нашем обществе. Это —
созидание крепкой семьи, честный труд на благо людей. Скажу, что семья
— это государство в государстве, это церковь внутри церкви. Поэтому
очень важно воспитать правильное отношение жены к мужу, мужа к жене, а
уж воспитание детей — наиважнейшая задача.
— Скажите, пожалуйста, что Вы ждёте от нового
законодательства о свободе совести, которое готовится сейчас в нашей
стране?
— Строгого исполнения ленинских принципов в этом вопросе.
— Ваше преосвященство, какое впечатление на Вас
производят произведения художественной литературы последнего времени, в
которых присутствует поиск духовной чистоты человека, в частности,
роман «Плаха» Чингиза Айтматова?
— Я лично к тем произведениям, которые ратуют вот именно
за духовное совершенствование человека, отношусь с великим уважением.
— Как Вы откоситесь к атеизму, и конкретно — к научному
атеизму?
— Вы предполагаете — может ли быть диалог? Да, может
быть. Только чтобы он не был предвзятым, односторонним. Сколько
неправильного, парадоксального было высказано в наш адрес: дескать,
церковь уводит от жизни, от действительности. Но, позвольте, ведь все
верующие также трудятся, производят блага, почему же надо относиться к
верующим как к людям второго сорта? Это неправильно. Это только с точки
зрения лженаучного атеизма можно считать их вторым сортом… Здесь много
можно говорить на эту тему, но главное, думаю, надо уважать и верующим,
и атеистам друг друга во время диалога.
— Как Вам, владыка Евгений, нравится ли Тамбов?
— Я рад, что приехал сюда. Град древний, красивый. И
наша задача, коммунистов и верующих, беспартийных и атеистов, сделать
город ещё краше, жить в нём и радоваться. Всеми силами бороться за мир,
хранить природу, растить детей счастливыми.
/1988/
_____________________
«Комсомольское
знамя»,
1988, 8 июля.
|