Николай Наседкин


СТАТЬИ, ОЧЕРКИ, ЭССЕ

СТАТЬИ


Обложка

Не продаётся вдохновенье, но…

У нас в стране выросло несколько поколений людей, которые в детстве вслед за словами «мама», «папа», и другими — самыми первыми, необходимыми — осознали слово «бесплатно». Это понятие бесплатности многих благ настолько естественно и прочно входило в наше сознание, что мы очень скоро переставали ценить то, что достаётся нам даром. Нас учат в школе, лечат в больнице, дают нам книги в библиотеке, показывают нам концерт художественной самодеятельности в Доме культуры — и за всё это ни копеечки с нас не требуют. И правильно вроде бы. Вроде бы так и надо.

Так мы всегда думали. И пытались закрывать глаза на то, что бесплатно-то оно бесплатно, но качественно ли? Вот в чём вопрос. Образование у нас всё больше и безобразнее становилось «средним», прорехи в медицинском обслуживании стало уже невозможно скрывать, роскошные Дома и Дворцы культуры стоят в большинстве своём и большую часть времени безлюдными… Вот в этом плане и удивительно, что отнюдь не похожий размерами и роскошью на дворец Моршанский городской Дом культуры многолюден каждый день и буквально с восьми часов утра до двенадцати ночи.

В чём же дело?

Дело в том, что мы сейчас пытаемся перестроить, переделать нашу действительность во многих её сферах и проявлениях. Совершая какие-то открытия, а может быть, попросту изобретая велосипед, мы экспериментальным путём ищем выходы из тех тупиков, в которые загнали нашу экономику, культуру, общественную работу в предшествующие годы. Идёт сейчас, и пока довольно робко, эксперимент и в культпросветработе.

Согласно приказу по управлению культуры Тамбовского облисполкома № 434 от 12 ноября 1986 года в данном «эксперименте по расширению платных услуг, предоставляемых населению», наряду со Знаменским, Инжавинским и Мордовским районными Домами культуры участвует и Моршанский городской ДК. Не знаю пока, как обстоит дело в сельских очагах культуры, а в городском, как я уже упоминал, эксперимент приносит свои плоды. Давайте пока только о деньгах говорить, поскольку и в приказе управления культуры упор делается на «презренный металл». Так вот, отработав полностью первый год по-новому, ГДК получил в свою кассу 74 тысячи рублей. Из чего сложилась эта сумма? Рассказывает заведующая методическим отделом городского Дома культуры Н. Черкинская:

— У нас есть клуб любителей современного танца «Метроном», который пять раз в неделю проводит платные вечера танцев с развлекательной программой. Ещё одно любительское объединение, работающее на самоокупаемости, клуб любителей музыки — трижды в неделю устраивает дискотеку, показывает и развлекательные, и тематические программы. Доход за год этих двух клубов — 40 тысяч рублей. Также в нашем ДК работают платные физкультурно-оздоровительные клубы «Здоровье», «Альфа», «Грация», любительские объединения «Брейк-данс», «Спартанцы» (самбо), «Золотая перчатка» (бокс). Доход от взносов участников всех этих, говоря «по-старому», секций — свыше двух с половиной тысяч рублей.

Вносится определённая плата и за обучение в хореографической студии, студии изобразительного искусства, кружках кройки и шитья, вязания. Вот ещё плюс в бюджет ДК две с половиной тысячи. Копеечка к копеечке — складывается рубль. При Доме культуры работает комната игровых автоматов, видеотека, студия звукозаписи. Во время различных массовых мероприятий и праздников каждый желающий может заказать фотографию на память. Художественная мастерская при ГДК принимает заказы от населения на проведение ремонтных работ в квартире, организуется платное обучение радиолюбительскому делу, машинописи, макраме, кулинарии. Театрально-кукольные студии наши приносят доход только спектаклями более 9 тысяч рублей в год, а сейчас мы ещё сделали и такой вид услуг как театральный костюм напрокат — в сутки такса 50 копеек…

Одним словом, слушать Надежду Черкинскую, прямо скажу, удивительно. Получается, что очаг культуры в какой-то мере взял на себя часть функций, к примеру, дома быта, ремонтно-строительного участка, пункта проката и т. п. Плохо это или хорошо? Для посетителей ДК, разумеется, хорошо. Плохо, что раньше о таком сервисе и не думали.

Казалось бы, эксперимент удаётся. Моршанский Дом культуры в последние годы и так был на неплохом счету, а теперь полный хозрасчет дал дополнительное ускорение прогрессу в культпросветработе. Второй раз награждён ГДК по итогам года переходящим Красным знаменем Министерства культуры СССР. В настоящее время здесь имеются 53 клуба, любительских объединений и кружков художественной самодеятельности с общим числом участников почти шесть тысяч человек. Я уж не говорю о зрителях и посетителях ДК, которые приходят сюда просто отдохнуть — их ещё больше. В Моршанск уже приезжают за опытом из других областей. А главный опыт состоит в том, как делать деньги, ибо «свои» средства позволили моршанцам расширить грани культпросветработы, сделать её более качественной, зрелищной, современной.

Пора бы этот опыт, накопленный в ходе эксперимента, уже и обобщать, и распространять. Но здесь имеются проблемы, о которых стоит упомянуть особо. Такое создаётся впечатление, что работники Моршанского Дома культуры варятся в собственном соку, вернее, — в эксперименте. А управление культуры, зафиксировав в приказе № 434, что ДК в ходе эксперимента «предоставляется право расширять перечень платных услуг населению с учётом местных условий, интересов и запросов трудящихся», как бы оказалось в стороне, в роли наблюдателя. А кто же будет управлять? Речь, разумеется, идёт не о том управлении со стороны управления культуры, когда в директивном порядке спускались бесчисленные бумаги «сверху», а об управлении в виде советов, методической помощи, представлении какого-либо опыта подобной работы по-новому, собранного по городам и весям страны…

Да, культпросветработникам дана относительно полная свобода в ходе эксперимента — твори, выдумывай, пробуй. Но ведь все мы понимаем, что речь идёт не об анархии: что-то можно, что-то нельзя. А что — можно? Моршанцы ещё до сих пор толком не знают. Вот, к примеру, они слышали, что где-то членский взнос в спортивные группы при ДК определён аж в 12 рублей, а у них он составляет всего лишь 3 рубля. Мало. Или ещё пример: за прокат театрального костюма установили цену «с потолка» — 50 копеек в сутки. А нельзя ли подороже? И вообще какие ещё услуги «с учётом местных условий» можно изобрести, чтобы выполнить и перевыполнить финансовый план? Вот даже каток своими силами соорудили во дворе ДК, начали туда желающих пускать за двугривенный.

Пока все знания о том, как делать деньги, черпаются в основном из журнала «Клуб и художественная самодеятельность»…

Признаться, впервые в своей журналистской практике мне пришлось в стенах очага культуры столько говорить о деньгах. Даже голова закружилась. Что же тревожит? Видимо, даёт себя знать впитанное с молоком матери и усвоенное со школьной программой твёрдое убеждение, что это только там, на «западе», из всего делают деньги, только бессовестные капиталисты всё меряют долларом, дерут мзду с человека чуть ли не за каждый шаг и вздох. А мы сможем остановиться вовремя? Если, допустим, разрешат плату за секцию самбо или аэробики повысить до 12 рублей — повысим. Люди всё равно будут ходить в ГДК (ведь их не десять в городе, он — один, больше некуда). А почему бы тогда ещё не повысить хотя бы до 15 рублей? И нас не будет волновать, что многодетные, малообеспеченные семьи пострадают от этого?..

Или вот такой штрих. За все те мгновения, что мы общались с директором ГДК Ю. И. Макаровым, ужасно занятым человеком (в разгаре ремонт), он ни разу не сказал, что он работник культуры, он несколько раз подчеркнул, что он — материально ответственное лицо, и потому он лично следит за разгрузкой стекла, ведь каждое стекло денег стоит. Это, правда, было в самом начале моего пребывания в Доме культуры, и слово «деньги» произнесено было в первый раз — потом оно звучало рефреном.

Важно уже сейчас поточнее определить все плюсы и минусы работы Домов культуры, участвующих в эксперименте. Не все новшества и не всех радуют. В нашей почте есть, в частности, письмо жительницы Моршанска Лапиной, в котором она возмущается, что ГДК в погоне за прибылью гонится за количеством посетителей, не учитывая размеры помещения. Думается, подобного мнения придерживается не одна она.

Одним словом, мы хотели бы пригласить читателей принять участие в разговоре о проблемах организации культпросветработы «за деньги». Особенно нам интересны мнения жителей Моршанска, Инжавино, Мордово и Знаменки — как вы относитесь к эксперименту.

Думаем, и управлению культуры будет интересно услышать мнение общественности.

/1988/
_____________________
«Комсомольское знамя», 1988, 20 марта.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru