«Еврейский вопрос» — вопрос для умных
Я предлагаю всем нам, живущим в России, обидеться.
И евреям, и русским, и татарам, и мордве — всем! Что же
это, на самом деле, такое: прилетает из Америки некий беллетрист Э.
Тополь и начинает наших «новых русских» еврейской национальности учить
уму-разуму и даже заголовок своего открытого письма оформил
приказательно: «Возлюбите Россию, Борис Абрамович!» («АиФ», 1998, №
38.) Или приедет из Беларуси тамошний президент А. Лукашенко и вообще
начинает публично поучать нас, мол, мы совсем не умеем не то что решать
иные наши проблемы, но даже и обсуждаем их глупо — тот же пресловутый
«еврейский вопрос», к примеру. (ВГТРК, 18.12.98 г., «Подробности».)
Действительно, впору обидеться, накукситься, врагами таких доброхотов
посчитать.
А может, всё же — прислушаться?
В самом деле, и в словах известного писателя-еврея, и в
суждениях президента-белоруса есть над чем всем нам задуматься. А между
тем, как ни странно, открытое письмо Э. Тополя Березовскому,
Гусинскому, Смоленскому, Ходорковскому и остальным олигархам-евреям
России даже самыми оголтелыми противниками-спорщиками по «еврейскому
вопросу» замалчивается. Они словно бы напрочь забыли про это
письмо-бомбу и кричат-уверяют, будто всплеск «антисемитизма» в России
начался с демарша бравого генерала Макашова в Госдуме...
Впрочем, это как раз и характерно для нынешней ситуации.
И об этом как раз и говорил А. Лукашенко. Главная суть его мнения:
«еврейский вопрос» в России раздувают провокаторы, и в первую очередь —
именно из числа евреев, а основной шум создают и обстановку
искусственно накаляют с их подачи всякие «придурки», которые совсем не
задумываются о последствиях. А первые последствия уже и сейчас
проявляются вполне: в Краснодаре в почтовых ящиках обнаружены листовки
с угрозами в адрес евреев, баркашовцы открыто начали демонстрировать
свою силу, заявлять притязания, и даже у соседей, в Тбилиси, случился
беспрецедентный по массовости акт вандализма на еврейском кладбище...
Нельзя не согласиться с Э. Тополем и А. Лукашенко, что
сами организаторы-раздуватели пожара вроде Березовского ничем не
рискуют и в любой момент сбегут в Израиль либо в США, а пострадают от
их провокационной деятельности простые евреи, труженики, которые бок о
бок с русскими, украинцами, татарами работают, терпят бедствия
перестроечной России и так же точно ненавидят, надо полагать, олигархов
всех и всяческих мастей, обворовывающих и распродающих их родину. Но и
сами раздуватели «еврейского вопроса» поступают недальновидно. Политику
ранга Березовского надо добиваться-заслуживать всенародной любви,
просто нельзя не стремиться к этому. А думает ли вообще об этом Борис
Абрамович? Не исключено, что теперь какой-нибудь обыватель, узнав
случайно, что ещё 25 мая 1867 года в Париже на русского государя
Александра II совершил покушение некий Березовский, как бы
глубокомысленно воскликнет: «Вон оно когда ещё началось!..»
Белорусский президент несколько раз обозвал «придурками»
тех, кто раздувает пожар межнациональной розни с обеих сторон. Но
почему, подумал я, не назвать их просто дураками? Решил уточнить по
словарям и понял: смысл тут несколько иной. Например, у Даля
«придурник» — это тот, кто «дурит, шалит или глупо балует». А по
Ожегову и вовсе: «придуриваться» — значит «притворяться незнающим,
непонимающим, неумным и т. п.» Что стоит за этим и «т. п.» — гадать не
будем, но слово «притворяться» здесь дорогого стоит.
В своё время один чересчур многомудрый газетный
обозреватель печатно поучал меня, что-де для знания жизни «одних
словарей мало». Согласен. Но совсем не заглядывать в словари, как это
делают спорщики по «еврейскому вопросу», — это уж ни в какие ворота не
лезет. Они навешивают друг на друга оскорбительные ярлыки, совершенно
не зная их конструкции, не вникая в смысл, этимологию слова. Вот самый
простой пример: семантика слова «антисемит» однозначна — «противник
семитов». Кто такие семиты? Смотрим в энциклопедии: некоторые древние
народности, нынешние евреи, арабы и эфиопы. Получается, что березовские
и иже с ними, обвиняя своих оппонентов в «антисемитизме», утверждают
тем самым, что те выступают против давно вымерших финикийцев,
арамейцев, нынешних евреев, а также всех арабов-мусульман и даже бедных
эфиопов... Верх нелепости! Уж более точен термин «юдофоб», но и то в
дословном переводе («боящийся евреев») он не совсем отвечает смыслу тех
обвинений, каковые хочет предъявить Макашову и его соратникам противная
сторона.
В свою очередь, в стане Макашова и Ко направо и налево
разбрасываются словечком «жид», совершенно не задумываясь о семантике,
да и не желая задумываться. Впрочем, может быть, это и не их вина. Это
их беда. Дело в том, что «еврейский вопрос» в нашей стране долгие
десятилетия пытались решить самым простым, «придурковатым» способом:
запретить слово «жид», выкорчевать из русского языка. Дошло до того,
что в переиздании словаря Даля 1955-го года (репринтном!) статья «ЖИД»
была просто-напросто изъята, и все последующие издания «кладезя ВСЕГО
русского языка» выходили без неё. Читатели недоумевали: как это
аналогичные по семантической и стилистической окраске слова «хохол» и
«кацап» Владимир Иванович включить в свой словарь и подробно
разобъяснить не забыл, а вот слово «жид» отдельной статьи у него не
удостоилось.
Дальше — больше. В средствах массовой информации начали
твердить и уверять нас с вами, что-де в порядочном обществе на Руси
издавна руки не подавали человеку, который употреблял слово «жид». Это
превратилось в своеобразный безапелляционный приговор: употребил
человек это слово — всё, он антисемит, негодяй и подлец. Однако ж с
трудом верится, что в каком-нибудь пусть и в самом расдобропорядочном
обществе не подали бы руки, допустим, Пушкину, Гоголю, Достоевскому,
Чехову, Куприну, Розанову... Достаточно открыть их книги, чтобы
убедиться — этого слова они отнюдь не чурались ни в художественной
прозе, ни в письмах, ни, надо полагать, в разговоре: «Идёт ли позднею
дорогой // Богатый жид иль поп убогий...» (Пушкин «Братья-разбойники»);
«— Перевешать всю жидову!.. Пусть не шьют из поповских риз юбок своим
жидовкам!..» (Гоголь «Тарас Бульба»); «...нет такого барина или
миллионера, который из-за лишней копейки не стал бы лизать рук у жида
пархатого...» (Чехов «Степь»)... И т. д.
Я уж не говорю о Достоевском и Розанове, которые не
только «смели» употреблять в своих произведениях слово «жид», но и
рассуждали на эту тему открыто. И вот нынешним крикунам вокруг
«еврейского вопроса», дабы не выглядеть «придурками», стоило бы
перечитать публицистику этих писателей, а заодно и заглянуть в словарь
Даля 1935-го года издания. Они бы тогда узнали (или вспомнили!), что:
«Жид, жидовин, жидюк, жидюга, жидова, жидовщина, жидовьё» — это в
первую и главную очередь «скупой, скряга, корыстный купец». Слово это в
прошлом веке и ещё в начале нынешнего употреблялось широко в обиходной
речи, в газетах, журналах, книгах. И употреблялось оно по преимуществу
именно в этом значении, какое обозначил В. И. Даль. Жид — это не
национальность, жид — это сущность характера. Это и в пословицах было
ясно отражено: «На всякого мирянина по семи жидовинов», «Живи, что
брат, а торгуйся, как жид», «Родом дворянин, а делами жидовин» и пр.
Ф. М. Достоевский в своём «Дневнике писателя»
практически в каждом номере писал о «жидах», которые, по его мнению,
истребляют леса, губят ради быстрых прибылей почву, спаивают народ,
захватили главенство корыстное в финансах, промышленности, на железной
дороге, в журналистике, литературе, они готовят социальную революцию,
создают-строят status in statu (государство в государстве) и вообще
губят Россию. На автора «Преступления и наказания» посыпались обвинения
в шовинизме и национализме (словечка «антисемитизм» тогдашние грамотные
люди не употребляли) со стороны евреев и радикально-либеральной
молодёжи. Вот тогда-то Фёдор Михайлович и объяснился в мартовском
выпуске «ДП» за 1877 год, посвятив этому щекотливому вопросу целую
главу. Желающие могут прочесть ее целиком в 25-м томе ПСС писателя, а
также познакомиться с моим разбором этого вопроса в статье «Минус
Достоевского», опубликованной в воронежском журнале «Подъём» (1995, №
11-12). Здесь же я только кратко скажу, что Достоевский чётко
разграничил слова «жид» и «еврей» и обосновал, что выступал, выступает
и будет выступать против «жидов-эксплуататоров», а не против, упаси
Боже, еврейской нации. Автор «Дневника писателя» подчёркивает: «Слово
“жид”, сколько помню, я упоминал всегда для обозначения известной идеи:
“жид, жидовщина, жидовское царство” и проч. Тут обозначалось известное
понятие, направление, характеристика века. Можно спорить об этой идее,
не соглашаться с нею, но не обижаться словом...»
Жидом, по Достоевскому, может быть и русский, и татарин.
Еврей не в состоянии перестать быть евреем, даже если сменит паспорт и
фамилию, а вот жид перестать быть жидом, превратиться в человека вполне
может.
К сожалению, советские исследователи-публикаторы текстов
Достоевского (среди которых подавляющее большинство было евреев!)
вымарывали из наследия писателя все подобные места, замалчивали эту
тему в достоевсковедении, опять же надеясь разом снять эту проблему.
Так, известный и уважаемый литературовед А. С. Долинин, готовя к
изданию первое собрание писем писателя, вместо всех упоминаний о
«жидах» сделал купюры, как сам объяснял, в педагогических целях — дабы
не оттолкнуть от Достоевского молодёжь...
Вот во многом благодаря таким наивным доброхотам
обсуждение «еврейского вопроса» и превратилось у нас в ловлю чёрного
кота в тёмной комнате. Или, ещё точнее сравнить, это стало похоже на
самодеятельный спектакль в дурдоме. Нам, зрителям, не участвующим в
действе, остаётся только руками разводить от удивления и задавать самим
себе недоумённые вопросы: действительно участники абсурдного спектакля
не понимают сути употребляемых ими слов или придуриваются?.. Зачем
безусловно уважаемые люди, евреи и русские, — настоящие труженики,
заслуженные врачи и преподаватели, подлинные интеллигенты — поддаются
на провокации режиссёров отвратительного спектакля и соглашаются
подавать в нём реплики?..
Ну, ладно, талантливый певец Иосиф Кобзон, кроме того,
как известно, и олигарх не из последних, не уступит, пожалуй, и
Березовскому с Гусинским — видимо, поэтому он и принял так близко к
сердцу обвинения в «жидовстве», засуетился... Бог с ним, вероятно, это
тот самый случай, когда на воре шапка горит. Но какие обвинения в
«жидовстве» от провокаторов-придурков может принять в свой адрес врач
или учитель, живущий на одну зарплату?! Это что же, если по аналогии,
обозвать Макашова «солдафоном» — вся российская армия должна
оскорбиться?
Или вот ещё что не совсем понятно: депутата Госдумы,
правоверного коммуниста Илюхина, к примеру, противники-оппоненты
обвиняют в «разжигании межнациональной розни». Обвинение архисерьёзное,
по УК РФ за такое полагается до трёх лет тюрьмы. Но ведь Илюхин,
Макашов и иже с ними со своей стороны выдвигают обвинения в
«интервенции», «оккупации», «сионизме» и даже «геноциде»... А эти
обвинения по сути ещё более серьёзны. Так, может, прежде чем подвергать
илюхиных-макашовых остракизму, следует их аргументацию внимательно
изучить и потом уж убедительно доказать им и всем нам, что они неправы,
заблуждаются, занимаются провокацией и уж тогда требовать наказания?..
Одним словом, давайте прислушаемся к мнению того же
Александра Лукашенко и, по примеру граждан Беларуси, начнём относиться
к национальным вопросам умно и рассудительно. В том числе и — к
«еврейскому». А если не получается, может, оставим его пока в покое
вовсе?
Во-первых, и других проблем в России более чем
достаточно (и особенно у нас — в провинции!), а во-вторых, народная
мудрость гласит: «Тот, кто ворошит осиное гнездо палкой, рискует быть
искусанным».
/1999/
_____________________
«Город на Цне»,
1999, 13 января.
|