Николай Наседкин


САТИРА И ПУБЛИЦИСТИКА

САТИРА


Обложка

Внимая рекламе — зри в корень!

Если вдруг найдётся человек, который признается, что любит смотреть рекламу по телевизору, тут же можно, даже не будучи врачом, безошибочно ставить диагноз: олигофрения, шизофрения и маниакальный депрессивный психоз в последней стадии.

Нормального человека нагло-назойливая и в большинстве своём дебильная реклама не может не раздражать. И, кстати, если внимательно приглядеться к рекламным роликам, то легко можно подметить, что многие из них не только рассчитаны на шизодебилов, но и созданы людьми, явно страдающими психическими расстройствами.

Вспомните: женщина вдруг раздваивается и сама себе как бы со стороны говорит: мол, а ты попробуй мыло такое-то — оно, дескать, микробов убивает… В другом ролике появляется железный умывальник времен «Мойдодыра» и начинает весело отплясывать и человеческим голосом рекламировать стиральный порошок «Миф»; причём не только папа и мама семейства (видимо, алкаши), но даже детки, словно они страдают галлюцинациями, охотно общаются с умывальником… Из холодильников то и дело выскакивают какие-то полузверюшки-полугномики и помогают домохозяйке печь булочки; курицы сами себя превращают в бульонные кубики и с криком «ура» бросаются в кипящую кастрюлю; через экраны рекламируемых телевизоров в городскую квартиру то с топотом врывается стадо бизонов, то впрыгивает натуральный тигр… Ну, прямо — иллюстрации к симптомам белой горячки!

Впрочем, не так смешна реклама своей глупостью, как страшна тем, что находятся люди, которые ей верят. Иные люди просто забывают, что заказчику и исполнителю рекламы главное — выманить из нас деньги, а для этого, по их подловатому мнению, все средства хороши, вплоть до откровенного обмана. Порой этот обман может быть вполне безобиден, но зачастую даже и преступен.

Ну, например, когда с телеэкрана пытаются убедить доверчивых стареющих женщин, будто бы такой-то крем разглаживает морщины на 17,6 процента всего за одну неделю, — можно только улыбнуться и сплюнуть. Или когда какие-то шарлатаны уверяют, что их средство от алкоголизма можно незаметно подсыпать в пищу пьянице и тот через неделю забудет о рюмке — можно опять лишь усмехнуться и пожалеть наивных жен, потративших деньги. Им невдомёк, что самое наиглавнейшее и непременное условие избавления от алкоголизма — это желание самого пьющего бросить пить, без этого никакие «торпедо», кодирования и уж тем более подсыпанные в суп травки не помогут…

Однако, повторяю, в данных случаях большой беды, кроме потери денег, не случится — ни крем, ни «Наркодел» какой-нибудь вреда здоровью не принесут. А вот когда, к примеру, рекламируют жевательную резинку «с бесконечно устойчивым вкусом», здесь уж стоит задуматься всерьёз: такое бесконечное жевание какого-нибудь «Сперминта» или «Стиморола» очень быстро спровоцирует устойчивый гастрит, а затем и ещё непременную язву. Какой же желудок «согласится» вхолостую и бесконечно вырабатывать желудочный сок!

И уж совершенно жаль молодых мамаш, которые верят заполонившей все программы рекламе детских подгузников и памперсов. Вернее, жаль их малышей, которые чувствуют себя комфортно и сухо в подгузниках-памперсах, но которым грозит уже вскоре столкнуться с противным и позорным явлением под красивым названием — «энурез». Тогда им придётся до самой старости спать в подгузниках, ибо сломанный «ночной будильник» починить-восстановить ох как сложно. Дело в том, что у детей первых месяцев жизни опорожнение мочевого пузыря совершается по типу безусловного рефлекса. Но уже с 5-6 месяцев пора вырабатывать у него рефлекс условный, и вот в этом-то одну из главных ролей и играют неприятные раздражители в виде мокрых пелёнок. Думаю, большого ума не надо, чтобы догадаться любой мамаше, что комфортные подгузники у малыша могут аукнуться потом ночным недержанием мочи…

Думать надо, думать! Вот ещё одна характерная примета наших дней: на лотках и полках книжных магазинов развелось видимо-невидимо ярких книжек с заманчивыми названиями типа «Советы колдуна» или «Как прожить до ста лет». И вот тут тоже хочется посоветовать относиться ко всяческим «советам колдунов» трезво и критически. Помните, что у вас голова на плечах не только для ношения головного убора. Совет, даже самый убедительный, должен пройти в вашей голове своеобразный тест на применимость. Что одному человеку хорошо, то другому может быть худо. Да и порой одна и та же вещь с разных сторон выглядит совершенно по-разному.

Вот вам простой пример. В одной книжке «советов» читаем: пейте чай сразу после еды и побольше, ибо чай разжижает твёрдую пищу, помогает желудку быстрее и легче её переваривать. В другой книге находим такой совет: ни в коем случае не пейте чай сразу же после еды, ибо чай разжижает желудочный сок, замедляет его действие и мешает желудку переваривать пищу. Как видим, оба совета убедительны и хороши, только вот какому из них последовать?

Или — ещё пример для, опять же, убедительности. В одной книжонке написано так: зарядка по утрам очень полезна, так как разогревает мышцы, взбадривает организм, пробуждает все силы и повышает работоспособность человека, улучшает его настроение и здоровье. Тут же рядом на лотке лежит книга, в которой совет о зарядке сформулирован так: зарядка по утрам крайне отрицательно влияет на тонус человека, сразу и резко создаёт в ещё не проснувшемся организме стрессовое напряжение, резко сжигает энергетический запас, вследствие чего человек очень быстро утомляется, чувствует вялость и сонливость…,

Чему же верить? Думаю, самое лучшее — поразмыслить и ни в коем случае не насиловать себя чересчур и без особой надобности. Если вам чай сразу после обеда доставляет столько радости, что буквально продляет вам жизнь, действуя как эликсир, — Бога ради, пейте на здоровье. Если вам зарядка по утрам в тягость, и вы её делаете, стиснув зубы, — бросьте вы её к чертовой, простите за выражение, матери: подобная зарядка только укоротит ваш век.

И в конце я надеюсь, что меня поймут правильно: я не советую идти на поводу у всех своих желаний и хотений, я не советую напрочь отметать всю рекламу, я только советую быть умным человеком, всегда следовать умным советам и верить только умной и честной рекламе.

Перефразируя-дополняя бессмертного Козьму Пруткова, я лишь советую: внимая рекламе и советам — зри в корень!

/1998/
_____________________
«Тамбовская жизнь», 1998, 29 января.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru