Внимая рекламе — зри в корень!
Если вдруг найдётся человек, который признается, что
любит смотреть рекламу по телевизору, тут же можно, даже не будучи
врачом, безошибочно ставить диагноз: олигофрения, шизофрения и
маниакальный депрессивный психоз в последней стадии.
Нормального человека нагло-назойливая и в большинстве
своём дебильная реклама не может не раздражать. И, кстати, если
внимательно приглядеться к рекламным роликам, то легко можно подметить,
что многие из них не только рассчитаны на шизодебилов, но и созданы
людьми, явно страдающими психическими расстройствами.
Вспомните: женщина вдруг раздваивается и сама себе как
бы со стороны говорит: мол, а ты попробуй мыло такое-то — оно, дескать,
микробов убивает… В другом ролике появляется железный умывальник времен
«Мойдодыра» и начинает весело отплясывать и человеческим голосом
рекламировать стиральный порошок «Миф»; причём не только папа и мама
семейства (видимо, алкаши), но даже детки, словно они страдают
галлюцинациями, охотно общаются с умывальником… Из холодильников то и
дело выскакивают какие-то полузверюшки-полугномики и помогают
домохозяйке печь булочки; курицы сами себя превращают в бульонные
кубики и с криком «ура» бросаются в кипящую кастрюлю; через экраны
рекламируемых телевизоров в городскую квартиру то с топотом врывается
стадо бизонов, то впрыгивает натуральный тигр… Ну, прямо — иллюстрации
к симптомам белой горячки!
Впрочем, не так смешна реклама своей глупостью, как
страшна тем, что находятся люди, которые ей верят. Иные люди просто
забывают, что заказчику и исполнителю рекламы главное — выманить из нас
деньги, а для этого, по их подловатому мнению, все средства хороши,
вплоть до откровенного обмана. Порой этот обман может быть вполне
безобиден, но зачастую даже и преступен.
Ну, например, когда с телеэкрана пытаются убедить
доверчивых стареющих женщин, будто бы такой-то крем разглаживает
морщины на 17,6 процента всего за одну неделю, — можно только
улыбнуться и сплюнуть. Или когда какие-то шарлатаны уверяют, что их
средство от алкоголизма можно незаметно подсыпать в пищу пьянице и тот
через неделю забудет о рюмке — можно опять лишь усмехнуться и пожалеть
наивных жен, потративших деньги. Им невдомёк, что самое наиглавнейшее и
непременное условие избавления от алкоголизма — это желание самого
пьющего бросить пить, без этого никакие «торпедо», кодирования и уж тем
более подсыпанные в суп травки не помогут…
Однако, повторяю, в данных случаях большой беды, кроме
потери денег, не случится — ни крем, ни «Наркодел» какой-нибудь вреда
здоровью не принесут. А вот когда, к примеру, рекламируют жевательную
резинку «с бесконечно устойчивым вкусом», здесь уж стоит задуматься
всерьёз: такое бесконечное жевание какого-нибудь «Сперминта» или
«Стиморола» очень быстро спровоцирует устойчивый гастрит, а затем и ещё
непременную язву. Какой же желудок «согласится» вхолостую и бесконечно
вырабатывать желудочный сок!
И уж совершенно жаль молодых мамаш, которые верят
заполонившей все программы рекламе детских подгузников и памперсов.
Вернее, жаль их малышей, которые чувствуют себя комфортно и сухо в
подгузниках-памперсах, но которым грозит уже вскоре столкнуться с
противным и позорным явлением под красивым названием — «энурез». Тогда
им придётся до самой старости спать в подгузниках, ибо сломанный
«ночной будильник» починить-восстановить ох как сложно. Дело в том, что
у детей первых месяцев жизни опорожнение мочевого пузыря совершается по
типу безусловного рефлекса. Но уже с 5-6 месяцев пора вырабатывать у
него рефлекс условный, и вот в этом-то одну из главных ролей и играют
неприятные раздражители в виде мокрых пелёнок. Думаю, большого ума не
надо, чтобы догадаться любой мамаше, что комфортные подгузники у малыша
могут аукнуться потом ночным недержанием мочи…
Думать надо, думать! Вот ещё одна характерная примета
наших дней: на лотках и полках книжных магазинов развелось
видимо-невидимо ярких книжек с заманчивыми названиями типа «Советы
колдуна» или «Как прожить до ста лет». И вот тут тоже хочется
посоветовать относиться ко всяческим «советам колдунов» трезво и
критически. Помните, что у вас голова на плечах не только для ношения
головного убора. Совет, даже самый убедительный, должен пройти в вашей
голове своеобразный тест на применимость. Что одному человеку хорошо,
то другому может быть худо. Да и порой одна и та же вещь с разных
сторон выглядит совершенно по-разному.
Вот вам простой пример. В одной книжке «советов» читаем:
пейте чай сразу после еды и побольше, ибо чай разжижает твёрдую пищу,
помогает желудку быстрее и легче её переваривать. В другой книге
находим такой совет: ни в коем случае не пейте чай сразу же после еды,
ибо чай разжижает желудочный сок, замедляет его действие и мешает
желудку переваривать пищу. Как видим, оба совета убедительны и хороши,
только вот какому из них последовать?
Или — ещё пример для, опять же, убедительности. В одной
книжонке написано так: зарядка по утрам очень полезна, так как
разогревает мышцы, взбадривает организм, пробуждает все силы и повышает
работоспособность человека, улучшает его настроение и здоровье. Тут же
рядом на лотке лежит книга, в которой совет о зарядке сформулирован
так: зарядка по утрам крайне отрицательно влияет на тонус человека,
сразу и резко создаёт в ещё не проснувшемся организме стрессовое
напряжение, резко сжигает энергетический запас, вследствие чего человек
очень быстро утомляется, чувствует вялость и сонливость…,
Чему же верить? Думаю, самое лучшее — поразмыслить и ни
в коем случае не насиловать себя чересчур и без особой надобности. Если
вам чай сразу после обеда доставляет столько радости, что буквально
продляет вам жизнь, действуя как эликсир, — Бога ради, пейте на
здоровье. Если вам зарядка по утрам в тягость, и вы её делаете, стиснув
зубы, — бросьте вы её к чертовой, простите за выражение, матери:
подобная зарядка только укоротит ваш век.
И в конце я надеюсь, что меня поймут правильно: я не
советую идти на поводу у всех своих желаний и хотений, я не советую
напрочь отметать всю рекламу, я только советую быть умным человеком,
всегда следовать умным советам и верить только умной и честной рекламе.
Перефразируя-дополняя бессмертного Козьму Пруткова, я
лишь советую: внимая рекламе и советам — зри в корень!
/1998/
_____________________
«Тамбовская жизнь»,
1998, 29 января.
|