Ох, не рубите, господа да батюшки, не рубите!..
Недавно в один из знойных по-африкански дней взнуздал я
пролетарско-интеллигентское средство передвижения велосипед и помчался
на свою фазенду, или, попросту говоря, огород — спасать нехитрый овощ
от засухи. Путь лежал по старой тулиновской дороге по-над правым
берегом Цны. Там сразу за дачно-огородным посёлком начинается чудесный
и ещё вполне дикий лес. Красотища и благодать! Асфальтовая раздолбанная
дорога петляет то прямо сквозь чащу, то вырывается на простор
прибрежной прогалины.
И вот, за очередным поворотом я увидал на такой
прогалине уткнувшийся в обочину красный «жигуль», а рядом человек
степенных лет деловито обдирал топором ветви у молодой и ещё не
срубленной осины. Из открытой дверцы машины торчал целый пук уже
заготовленных свежих обрубков, видимо, — на помидорные подпорки.
Невольно поразила наивная мысль: ведь меня только что
одна за другой обогнали пять-шесть машин — почему же он так открыто
браконьерствует? Я тормознул, как можно строже окликнул:
— Эй, что же это вы делаете?!
Мужик — плотный, красномордый, высоченный —
пренебрежительно смерил меня взглядом от очков до сандалет вместе с
моим «лисапедом», шагнул к дороге, перехватил недвусмысленно топор,
играя зайчиками, лениво посоветовал:
— Езжай-ка дальше от греха, не мешай тут!..
Мимо промчались ещё два-три авто, грузовик. Люди на ходу
посматривали с любопытством на занятную сцену… Клянусь, если бы у меня
был пистолет, я бы конфисковал у наглого мордоворота топор, выбил бы
все стёкла в его воровской тачке и вдобавок прострелил бы все четыре
колеса! Но так как пистолета, хотя бы завалящего какого «Макарова» или
на худой конец «Люгера» у меня, увы, не было, пришлось внять гадскому
совету и крутить педали дальше, вспоминая на ходу запись И. А. Бунина в
дневнике 1917 года «Окаянные дни» о том, как мужики, почуяв беспредел,
принялись открыто и нагло рубить-валить чужой лес. Теперь, как и тогда,
в окаянно-перестроечно-революционные дни, лес, видать, никто уже не
охраняет, брошен наш зелёный друг на разграбёж.
В этом я ещё сильнее убеждаюсь каждый раз на подъезде к
своему убогому неогороженному огородцу в Липунцах. То тут, то там
предприимчивые соседи принялись отгораживаться от мира самым доступным,
дешёвым и, по их мнению, безнаказанным способом. Близлежащие лесополосы
и перелески, которых и так в Липунцах маловато, редеют на глазах с
каждым днём. Бывают браконьеры-грабители поскромнее: только загородку
от бродячих коров из столбиков и жердин-поперечин сооружают, ну а кто и
настоящий частокол из дармовых берёзок и сосенок заварганивает —
аккурат полрощицы на такой тын фазендный и уходит…
Да, в этих фазендах живут-обитают обнаглевшие сволочи и
негодяи хапужные, но, да простит мне Господь, через несколько дней я
начал их даже и оправдывать. Как и того куркуля с топором на дороге.
Они-то хоть пусть для личного, но всё же дела наши с вами деревья
губят. А вот какая кошмарная картина предстаёт взору в праздник Святой
Троицы — человека, любящего природу, может даже инфаркт хватить. Словно
не православные люди один из своих великих двунадесятых праздников
отмечают, а нехристи, варвары справляют шабаш, губя безжалостно и без
счёта молодые берёзки — символ жизни и благолепия мира.
Мне приходилось уже писать как-то об этом и, в
частности, в связи с церковью Иоанна Предтечи бывшего Казанского
монастыря. Тешу себя мыслью, что урезонивающие слова мои подействовали,
и именно потому в нынешнем году в этом храме на Троицу загубили гораздо
меньше берёзок, чем в прошлом. Относительно скромно был украшен зеленью
молодых дерев и кафедральный наш Спасо-Преображенский собор.
Но, Боже ж ты мой, люди добрые, что натворили служители
самого старого и скромного нашего собора — Покровского! Только снаружи,
во дворе церкви, в этот день торчало ровнёхонько 60 (шестьдесят!)
трупов загубленных 3-5-летних берёзок. А уж внутрь я и заходить не
стал, ибо богомерзко мне сделалось находиться даже рядом с этим храмом,
правят службу в котором безбожные люди, без креста на шее. Самое
поразительное, что во дворе Покровского собора растут прекрасные
ветвистые живые берёзы, и вот зачем-то рядом с ними ещё и навтыкали
порубленных и погубленных красавиц из леса, которым бы расти и расти,
украшая землю, прославляя красоту созданного Богом мира… Да ниспошлёт
Господь Бог кары свои на этих малопочтенных попов-фарисеев!
Хочу им, кстати, напомнить, что по православному
древнему обычаю в день Святой Троицы храмы и дома принято было украшать
берёзовыми ВЕТВЯМИ и цветами в честь Духа Божиего животворящего.
Раскройте и почитайте хотя бы книгу «Начала православия» (М., 1991.),
подучитесь-вспомните… Ветвями, но не целыми деревьями!
Впрочем, напомнить погубителям лесов не столько о
народно-религиозных обычаях, сколько о законе должны люди, получающие
зарплату за охрану природы. Понятно, что нынешним Бирюкам, не в пример
тургеневскому герою, стало тяжелее исполнять службу. В те времена
браконьеры-порубщики были редкость. Сейчас же такое впечатление, лес
стал по-коммунистически всеобщим и буквально ничьим. Руби не хочу! Да и
лесников, этих самых Бирюков, вероятно, стало теперь меньше.
Но ведь закавыка-то в чём: не надо по тревоге собирать
дивизию лесных охранников и прочёсывать дубравы, рощи и боры в поисках
порубщиков. Не надо поднимать опять же в воздух эскадрильи самолётов и
вертолётов. Не надо! Достаточно охранникам природы всего лишь сесть на
троллейбус да проехаться в Троицын день по храмам, найти велосипедишко
да прокатиться по дачным пригородам. Улики-то налицо, их никто не
прячет и прятать не собирается, уверенный в безнаказанности. Вот
главное-то и состоит в том, чтобы создать прецедент: наказать двух-трёх
браконьеров-хапуг да пошире весть распространить — мол, за каждое
деревце можно и схлопотать…
Увы, боюсь, слова мои и советы пропадут втуне. В нашем
обществе уже витает, уже утверждается мысль, будто сейчас, когда кругом
нищета, разруха, террор, войны — не до охраны природы. Хай, мол, с ней!
Не так давно известная в узких кругах критикесса Татьяна Иванова в
очередном своём обзоре на «Радио России» кликушествовала: дескать,
милиция вместо того, чтобы «фашистов» отлавливать и уничтожать,
гоняется за безобидными старушками с подснежниками. И никто не поправил
популярную среди своих критикушу, не возразил: мол, «фашизм русский» —
это нечто эфемерное, плод больной фантазии псевдодемократов, а вот
подснежники, занесённые в Красную книгу России, уже на нашем с вами
веку могут исчезнуть из мира вовсе…
И если дело пойдёт так и дальше, то новоявленным нашим
господам да попам-берёзогубителям придётся дышать кислородом за
специальную плату из автоматов и берёзки выращивать, как это делают
японцы, в кадках да горшках.
Ох, не рубите сук, на котором сами же сидите!..
/1995/
_____________________
«Тамбовский курьер»,
1995, №23.
|