Коньячный обман
Когда обманывают в любви — разбивается сердце. Когда
обманывают в гастрономии — страдает желудок. Мой желудок разбил
гастроном № 3.
Увидев на его полках батарею коньяков, и среди них —
«Энисели», я встрепенулся: давно мечтал попробовать знаменитый
грузинский марочный коньяк. И за этот божественный напиток 12-14-летней
выдержки требовалось выложить всего 240 рубликов. По нашим
коммерческо-беспредельным временам — не смертельно. И даже, что
особенно трогательно, пустую посуду на обмен, как это сейчас принято,
не вымогали. Короче, бутылочку благородного «Энисели» я приобрёл.
Правда, я слыхал краем уха, будто сейчас под видом
коньяка можно приобрести такую отраву, что в миг, откушав, перенесёшься
к праотцам. «Ну, это где-нибудь в частной лавочке обмануть могут, —
успокоил я себя. — Государственному продавцу надо верить!»
И вот пробка свинчена (свинтилась она подозрительно
легко), и вот гордость грузинского виноделия — в хрустальной рюмке, и
вот я уже, вспомнив теорию, кручу носом, пытаясь уловить букет коньяка…
Гм, может быть, у меня насморк? Букет пахнет более чем странно —
прокисшим компотом. Я пробую «Энисели» на язык и закашливаюсь… Да-а-а,
видно так отбили мне вкус водкой так называемой «Русской» и бормотушным
«Кавказом», что я, бедный, уже не в состоянии оценить достоинства
марочного коньяка.
«Ладно, — решил я, закручивая обратно пробку, — заглянет
какой-нибудь грузин в гости — угощу. То-то обрадуется!»
И вдруг 28 октября по ЦТ сообщают жуткую новость, во
городе во Владимире, мол, торгуют фальшивым «Энисели». А распознать
его, оказывается, очень просто: у подлинного коньяка должна быть вторая
этикеточка на горлышке бутылки и, главное, на пробке или на обратной
стороне основной этикетки — знак завода-изготовителя. Кинулся я к своей
бутылке: так и есть — фальшивка.
Естественно, я побежал в гастроном «у Зои». Гляжу,
торгуют официально водкой и «Перцовой», а сбоку эдак скромненько
бутылка «Энисели» стоит — без ценника. Я — к директору магазина, спешу
предупредить об опасности.
— Знаю, — грустно сказала Л. Д. Шитова, — знаю, что
коньяк этот вовсе не коньяк. И мы им уже не торгуем. Обманули нас…
Выяснилась такая интересно-перестроечная история. Пришли
к представителям товарищества с ограниченной ответственностью «Успех»
(которое располагается аккурат внутри гастронома № 3 и которое
возглавляет сама Людмила Дмитриевна) представители малого предприятия
«Гуджаби» из знойной республики Грузия, показали красивую печать и
предложили: мол, вай-вай, генацвале, все кругом бартер делают — давай
бартер делать!
И ударили по рукам. ТОО «Успех» (гастроном № 3) передал
грузинским улыбчивым дельцам партию куриного яйца и сливочного масла, а
от «Гуджаби» (вот бы разгадать — как переводится) получили несколько
тысяч бутылок коньяка «Энисели», «Арагви» и «Кварцихе». А так как
тамбовско-русская сторона пожертвовала для сделки натуральный свежий
продукт, то и заезжим усатым молодцам поверила на слово: так, для
проформы понюхали напиток — вроде бы спиртное.
Короче, пока покупатели распробовали, пока начали назад
приносить подозрительный «коньяк», пока настоящую экспертизу
организовали, пока охали и ахали — товару осталось чуть. 25 сентября с.
г. были забракованы и запрещены к продаже мизерные остатки: 920 бутылок
«Арагви», 440 — «Энисели» и 960 — стограммовых бутылочек «Варцихе».
Вердикт контролёров был строг: этот спиртовой раствор к коньякам, даже
ординарным, не имеет ни малейшего отношения.
Банальная история в наше обманное время.
«Господи, — думал я, возвращаясь из директорского
кабинета в торговый зал, — неужели я никогда в жизни не попробую
настоящий марочный коньяк? И кого винить? Продавцы нас, покупателей,
обманули, но ведь и сами обманулись: вон сколько бутылок псевдоконьяка
не допродали…»
Я глянул: бутылка фальшивого «Энисели», стоявшая
скромно, без ценника, рядом с водками и перцовками, с прилавка исчезла…
/1992/
_____________________
«Тамбовская жизнь»,
1992, 6 ноября.
|