Николай Наседкин


САТИРА И ПУБЛИЦИСТИКА

САТИРА


Обложка

Фарисеи

Во времена оны работали мы с женой в одной молодёжной газете. Случилось у нас грандиозное событие — новоселье. Пригласили мы на праздник весь коллектив. Кто смог придти, кто нет, но гость номер один, товарищ Редактор, с приличествующим чину и сану опозданием пожаловал. Естественно, мы не знали, куда высокого гостя посадить, чем угостить. Редактор снисходительно жмурился на нашу суету, благосклонно посматривал… (Не государство, нет — он, лично он, одарил нас квартирой!)

И вдруг слегка уже осовелые глаза нашего начальника округлились, он икнул и побледнел, уставившись в одну точку. Что такое? Отравился? Подавился?.. Уж я кинулся было к соседям — звонить в «скорую», но тут тов. Редактор оклемался малость, ком в горле сглотнул и приказал моей жене: айда, дескать, на кухню — срочный разговор. Через десяток минут тов. Редактор резко распрощался и покинул нашу компанию, а жена, встревоженная и в свою очередь побледневшая, вызвала на кухню меня:

— Редактор приказал Христа снять!

Ах, вот в чём заноза! В комнате на стене висело пока единственное у нас украшение — искусно сделанное деревянное распятие, подарок одного из наших коллег. И вот наш начальник, наткнувшись на него взглядом, словно не Бога узрел, а дьявола. «Как вам не стыдно, — шипел он на мою жену, — ведь вы — секретарь парторганизации! Вы позорите звание коммуниста! Если не снимете это религиозное безобразие со стены, ваше персональное дело будем разбирать на партийном собрании!..»

Жена натиск в тот день выдержала. «Муж повесил распятие, снять не разрешает…» Но когда уже на работе Редактор принялся вызывать её по три раза на дню, мотать нервы на кулак, что он талантливо умел делать, супруга начала поддаваться и склонять меня к предательству Христа. Но, слава Богу, я коммунистом не был, был я несознательным беспартийным — какой с меня спрос? Иисуса Христа я отстоял.

И вот представьте моё изумление, когда какое-то время спустя я читаю в статье этого самого Редактора фразу: «Как глубоко и мудро сказано в Евангелии от Матфея…» Бог мой, да неужто так замечательно скоро и так на диво кардинально можно перестроиться?

Не верю! Это — фарисейство.

Не называю фамилию этого фарисея только лишь потому, что он не один такой. Он — типичен. Имя этим фарисеям — легион.

Следующий редактор той же молодёжной газеты, прилежный выученик предыдущего, продолжил кардинальную линию на разделение всех сотрудников редакции на «чистых» (коммунистов) и «нечистых» (прочее быдло). «А как это вы можете возглавлять отдел пропаганды (так назывался в той газете отдел культуры), не будучи членом партии?», — вопрошал он меня однажды во время аттестации, многозначительно косясь в сторону представителя обкома.

Кстати сказать, в редакции существовала негласная очередь жаждущих пролезть в партию. Место в очереди было главным и самым ценным способом поощрения за подобострастную по отношению к начальству службу. И вот редакторов (и того, и этого) почему-то очень бесило и угнетало, если человек вдруг не изъявлял желания пристроиться к их партийной кормушке…

Ну да — чёрт с ними! Однако ж, гадостно на душе и тревожно за страну, что эти же самые люди, вмиг отрёкшись от «ума, чести и совести нашей эпохи», опять каким-то чудом стоят у штурвалов, крутят эти самые штурвалы (отнюдь не на комбайнах) с деловым начальническим видом, работают, видите ли, на перестройку.

Но как же так: с вечера он ещё был ярым коммунистом, членом горкомов и обкомов, а сегодня поутру он уже с пеной у рта кричит — да здравствуют демократы! Это ль не фарисейство?

Если кто забыл, напомню: фарисеи — члены религиозной группировки в древней Иудее, которые показушно возглашали, что ревностно следуют всем еврейским законам и обычаям. Уже в Евангелии фарисеи названы лицемерами. В словаре С. Ожегова добавлено, что фарисеи не только лицемеры, но и — ханжи.

Так вот, фарисеев в наши тревожные судьбоносные дни развелось, как тараканов на кухне у замарашной хозяйки. Вчера они, губя и разрушая страну, кричали, что ведут, нас к светлому будущему, к коммунизму. Сегодня, перевернувшись, они вопят, что ведут нас к изобильному будущему, к капитализму… Почему мы им верим?

Сейчас то там, то сям слышны тревожные предупреждения: не надо, мол, открывать «охоту на ведьм». Конечно, не надо. Пусть эти «ведьмы», эти фарисеи живут и здравствуют, пусть спят спокойно. Но вот попросить вежливо, но настойчиво явного фарисея опростать кресло начальника, которое он занял благодаря партийному билету (всем известно, что начальниками коммунисты ставили только коммунистов), это, по-моему, нужное, благородное и умное дело. Никогда не станем мы жить лучше, если управлять и командовать нами будут бывшие махровые большевики, нынешние фарисеи.

Фарисеи не перестраиваются, они лишь меняют личину, привычно паразитируя на доверчивости народа.

/1991/
_____________________
«Послесловие», 1991, №16.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



<Рейтинг@Mail.ru