Приватизируй, кто может?!
Господа, спешу сообщить вам пренеприятнейшее известие:
на железной дороге приватизация идёт полным ходом. По крайней мере — в
недрах фирменного нашего поезда «Цна», что под нумером 31 бис 32
колесит из Тамбова в Москву и обратно. Процесс приватизации идёт
бесшумно, без излишнего ажиотажа и звона фанфар. Я бы и сам не
догадался, что процесс, как выражаются наши политики, пошёл, не коснись
меня лично.
Итак, 16 октября сего года я по деловой телеграмме
срочно должен был выехать в столицу. Прибежал на вокзал, сунулся в
кассу: так и так, мол, хочу на 31-й одно место. Мест на 31-й скорый,
естественно, почему-то не оказалось. (Кто-нибудь, когда-нибудь брал
билет на наш фирменный тамбовский поезд в день отправления? Ау,
откликнитесь — памятник поставим!)
Вгорячах хотел уж было пешком в Москву бежать, прямо по
шпалам, да, спасибо, друг-приятель опытный подсказал; не тушуйся, мол,
беда поправима — подходи к отходу поезда и подмигни любой проводнице,
покажи кошелёк незаметно. Не сторонник я подобных криминальных методов,
но — что ж делать?
Вечером примчался на платформу, как сумел подмигнул
симпатичной хозяйке вагона. И — о, чудо! — двери вагонные, словно по
волшебному призыву «Сезам, откройся!», передо мной распахнулись. И вот
я сижу в совершенно пустом купе (номер 5, как сейчас помню), и вот я
уже пью прилично заваренный и вполне сладкий чай, и вот я уже
предвкушаю, как, постелив, улягусь на любой из четырёх полок и
отосплюсь перед суматошной Москвой…
Как вдруг — трах! — и все мои мечты разлетелись в мелкие
дребезги: хозяйка вагона вошла и, мило улыбаясь, попросила приготовить
денежки.
— Сколько?
— Тридцать.
— Сколько, сколько?!
— Тридцать рубликов!
Признаюсь, я совсем даже не миллионер. Скорее —
наоборот. Видимо, выражение лица у меня до того ошарашилось, что
хозяйка вагона и всех его купе начала как бы оправдываться:
— Я недавно здесь… Может, что не так… Вы сходите к
бригадиру поезда, может, она дешевле разрешит…
Но в Мичуринске я помчался не к бригадирскому вагону, а
в другую сторону — к вокзалу. Думаю: а куплю-ка я в кассе законный
билет в этот же самый вагон, на одно из этих же свободных мест в 5-м
купе. (Номер моего вагона, если это кого-то заинтересует, я сообщу
незамедлительно.)
Человек тридцать пассажиров, толпившиеся у касс
Мичуринского вокзала, дружно посмеялись моей наивности: оказывается, им
твёрдо заявили, что-де мест свободных в 31-м скором нет ни единого.
Я пристроился в хвост очереди и начал познавать секреты
железнодорожно-пассажирской жизни. Составы на Москву через Мичуринск
шастают один за другим, но на каждый или вовсе не продают, или одно,
два, много — три места. Оно бы и ладно: нет свободных мест, что ж тут
поделаешь? Но вот странность: вдруг к кассе подскакивает человек в
железнодорожной форме, кричит: «Я проводник с этого поезда!», — и
приобретает в свой собственный вагон несколько билетов. У меня голова
пошла кругом, но умные соседи из очереди объяснили мне хитрую механику:
проводник сам покупает билеты и сажает на эти места пассажиров, но уже
за двойную цену — и измученные пассажиры довольны, и проводник сыт, и
ревизор носу не подточит…
Отстояв ночь у касс, понаблюдав, как суровая с
пассажирами кассирша ласково и охотно обслуживает подбегающих ушлых
проводников, успешно приватизировавших государственные вагоны, я сел на
обратный из Москвы и покатил в родимый Тамбов. В вагоне я прикорнул, и
мне приснился странный, нелепый сон: в магазине дают колбасу по десять
рублей за кило. У кассы—миллионная очередь. И вдруг продавщица мне
подмигивает: платите, голубчик, двадцатку за килограмм, и колбаса ваша
без всякой очереди. Я её всю приватизировала…
Не дай Бог, сон в руку!
/1991/
_____________________
«Тамбовская правда»,
1991, 24 октября.
|