Горькие уроки истории
Буквально каждый день мы узнаём из газет и книг, по
радио и телевидению всё новые подробности недавней истории нашей
страны. Правду узнаём горькую, но такую нам всем необходимую.
Однако ж иногда возникает чувство, что все эти бурливые
события свершались где-то «там», далеко. Хотя и у нас, на Тамбовщине,
проходила коллективизация, велась жестокая борьба с «врагами народа»,
наши отцы и деды слушали по радио сообщения о XX съезде партии…
Очевидцы и участники всех событий живут рядом с нами.
Один из них — Николай Георгиевич Мамонтов. В юности он
был учителем, агрономом, возглавлял до войны Ржаксинский райком
комсомола, заведовал отделом крестьянской молодёжи обкома ВЛКСМ. Воевал
на фронте. Окончил военную академию. Уже в 60-е годы работал в
областном суде, сейчас, будучи на пенсии, продолжает трудовую
деятельность юрисконсультом.
— Николай Георгиевич, что лично для Вас значат эти
горькие понятия — «культ личности», «репрессии», «враги народа»?
— Видите ли, мне пришлось непосредственно принимать
участие в реабилитации…
— Это в какие годы! Уже после двадцатого съезда?
— Нет, это ещё до съезда началось. После смерти Сталина,
после разоблачения Берии. Я был как раз членом военного трибунала
Киевского военного округа, и мы, помню, уже начали этим делом
заниматься. Но в основном, конечно, реабилитация проходила после XX
съезда, после речи Хрущёва.
— Кстати, насколько я знаю, речь эту народ так до сих
пор и не знает полностью, ведь она не передавалась ни тогда, ни позже
по всесоюзному радио, не публиковалась в газетах?
— Да, к сожалению. Чем это было вызвано — непонятно. Но
содержание доклада в общем было широко известно, а на местах партактив
знакомили с текстом доклада полностью. Нам, непосредственно
занимающимся реабилитацией, помню, прочитали доклад Хрущёва на
совещании в политуправлении округа.
Надо сказать, что отношение к решениям съезда было,
конечно, неоднозначным. По разному истолковывали: надо, не надо было
правду говорить? Особенно те, кто свято верил в Сталина, с его именем
ещё недавно шёл в атаку на врага. Я, например, сам на фронте, будучи
парторгом роты, бежал в атаку, увлекая бойцов призывом: «За Родину! За
Сталина!». Это всё было искренне: понятия Родина и Сталин были для
многих из нас синонимами. Этого не перечеркнёшь.
И, представляете, какое потрясение мы испытывали, когда
начали узнавать правду о Сталине. Рассматриваешь дело о реабилитации…
Собственно, дел-то по существу и не было. Как они составлялись?
Собиралась «тройка»: секретарь обкома, председатель облисполкома и
начальник местного НКВД — и решали судьбы людей. Поражало, что дела ими
рассматривались, как правило, в списочном порядке. Вот, помню, уже
позже, в Харькове, я занимался делом о расстреле девяносто девяти
армян. Был список из девяносто девяти фамилий. В чём они обвинялись?
Абсурд! Написано: враги народа, создали тайную организацию с целью
свержения Советской власти и создания в Харькове армянской территории.
Смотрю, кто они есть. Указаны профессии: чистильщик сапог, швейцар,
парикмахер… То есть самые простые трудовые люди. А на списке — общая
страшная резолюция: расстрелять!
Приходилось мне видеть и единый список с подобной
резолюцией сразу на пятьсот человек…
Может быть, оказались среди уничтоженных и настоящие
враги Советской власти, но всё разбирательство проходило с таким
нарушением законов, что доказательств и быть не могло. Главной уликой
считалось самопризнание арестованного. А «выбивать» признания подручные
Берии и его предшественников умели. Человек, попавший в их руки, как
правило, погибал.
— Только что в «Литературной газете» опубликован
материал Аркадия Ваксберга «Тайна октября 1941-го», где речь идёт о
том, как и после начала войны продолжались аресты видных военных и
партийных деятелей, как выбивались из них чудовищные признания на
допросах…
— Да, это, может быть, самое страшное, что вместе с
фашистами советских людей продолжали уничтожать и «свои». А возьмите
так называемое «Ленинградское дело». Кузнецов, Попков и Вознесенский,
люди, сделавшие для Ленинграда, для народа так много в дни блокады,
пережившие войну, были безжалостно уничтожены. Мне довелось воевать под
Ленинградом, лично общаться с Алексеем Александровичем Кузнецовым — я
был помощником по комсомолу начальника политотдела армии, а он как
секретарь обкома партии — членом военного совета Ленинградского фронта.
Однажды мы с ним жили несколько дней под Кронштадтом в одном блиндаже —
выезжали для инспекционной проверки. В 1956-м году, когда я принимал
участие в работе военной коллегии Верховного суда, мне довелось читать
бумаги «Ленинградского дела» — впечатление тяжёлое. Таких стойких,
честных коммунистов, как Кузнецов, сделать «врагами народа»…
— Николай Георгиевич, прозрение у многих из вашего
поколения наступило позже, в пятидесятых. А что Вы лично чувствовали,
как жили, когда все эти перегибы и беззакония творились вокруг вас в
реальной жизни?
— Подчеркну, что ни меня, ни моих ближайших
родственников репрессии каким-то чудом не коснулись. Хотя я постоянно
был в активистах, недоброжелателей имел немало. А что мы чувствовали?
Мы были детьми своего времени. Вот когда я перед войной работал в
комсомоле, как раз арестовали тогда всю верхушку Центрального Комитета
во главе с Косаревым. Докатилась, конечно, волна и до нас — забрали
нескольких работников обкома комсомола… Что ж, мы на собраниях — так
было! — клеймили позором их, мы верили, что зря не арестуют. Но
гнетущая атмосфера чувствовалась: говорили об арестах шепотом,
советоваться по этим вопросам было нельзя… Помню, что арестовывали
всегда только по ночам — утром придёшь на работу и узнаёшь, кого взяли
минувшей ночью. Помню страх, который внушал всем в Ржаксе тогдашний
начальник райотдела НКВД… Помню свой страх, когда исчез мой друг,
начальник районного земельного отдела Ситников — родственниками и
друзьями «врагов народа» очень опасно было быть…
А с другой стороны, существовал в то время, в 30-е годы,
и огромный энтузиазм, работали, не считаясь со временем, радовались
победам советского строительства. Вот так всё перемешалось. Возникала
какая-то двойственность в душе и сознании. Я считаю, мы были в какой-то
слепоте, хотя и чувствовали тревогу от происходящих событий. Но вот что
интересно: Сталин был вне подозрений, Сталин был божеством.
— Николай Георгиевич, особенно, по-моему, горько
сознавать, что люди, ставшие жертвами репрессий в 30-40-е годы, на заре
Советской власти защищали её своей грудью на фронтах Гражданской войны,
пережили тяжелейшие времена коллективизации, страшный голод 33-го года.
Расскажите хотя бы вкратце, как Вы, один из комсомольцев тех лет,
воспринимали происходящие события, участвовали в них.
— Да, лёгких периодов в жизни нашей страны не было,
особенно в первые годы, десятилетия. Мне было 17 лет, и меня, студента
Чакинского сельхозтехникума, направили уполномоченным от райкома в село
создавать колхоз. Как я мог тогда убедить мужиков вступать в колхоз,
сам не знаю. Не сразу, но удалось. Приходилось принимать участие и в
реквизировании излишков хлеба у кулаков, вообще в раскулачивании. Так
надо было. Ведь я уполномоченным был, проводил линию партии —
кулачество уничтожить как класс.
— Сейчас всё чаще говорят и пишут, что раскулачивание по
существу стало как бы начальным этапом массовых репрессий. Слишком уж
много перегибов, много несправедливостей в отношении самых работящих,
знающих, умелых крестьян происходило в те годы. Вы согласны с этим?
— Сейчас — конечно. Но разве тогда могли мы в полной
мере понимать, что, сослав крепкого хозяина куда-нибудь на Соловки, а
во главе колхоза поставив неопытного и неработящего, но умеющего
кричать лозунги за Советскую власть мужика, мы тем самым совершаем
ошибку, которая аукнется через годы разорением деревни, упадком
сельского хозяйства…
Вот сейчас есть мнение, что не надо было и отбирать хлеб
у зажиточных мужиков. Мы тогда считали, что другого пути нет. Страна
голодала. Я помню, в Тимофеевке, это недалеко от Чакино, был подшефный
сельсовет нашего техникума. Организовали там ликбез, каждый вечер
ходили туда за семь километров… И вот мы как-то поехали в Тимофеевку
вдвоём с ещё одним комсомольцем, Виктором Селянским, он сейчас
профессор, преподаёт в одном из московских институтов, поехали
реквизировать хлеб. Знали уже, в какой избе спрятано зерно, подвод на
пять. Уже темнело, а ночью хлеб запрещено было забирать — только днём,
принародно. Но до утра нельзя оставлять — вывезут, спрячут. Подогнали
подводы, начали мешки засыпать и выносить — и вдруг свет погас. Пока
спички нашарил, лампу зажёг, гляжу — парень здоровый стоит у входа,
руки за спиной. Понятой мне шепчет: «Сын хозяина!» Он стоял, молча
смотрел, смотрел, повернулся и пошёл. А в руках у него, оказывается,
был руль железный от велосипеда… Представьте, что мы чувствовали, когда
по ночной дороге ехали потом с хлебом! Но обошлось. Зато мне за такое
«геройство» выговор объявили — нарушили инструкцию-то.
Я это рассказываю к тому, чтобы подчеркнуть: мы в этом
парне, сыне зажиточного крестьянина, видели врага, который готов на
всё. А он, естественно, ненавидел нас. Вот такое время непримиримой
борьбы. Слово «враг» было в широком ходу. И, к великому сожалению,
слишком много лет это слово было очень «популярным» у нас.
— Если позволите, задам в связи с этим такой вопрос: как
лично Вы относитесь к Сталину?
— Из сегодняшней нашей беседы уже в общем-то понятно,
что отношение к этому человеку менялось у меня, как, наверное, и у
многих из моего поколения, с возрастом и со временем. Скажу прямо:
когда узнал по радио о его смерти — плакал. Мы считали, что только
благодаря ему мы победили в войне. Мы думали, даже и после его смерти,
что это Берия творил беззакония без его ведома, что Сталин сам был
обманут, дезинформирован ложными сведениями о заговорах внутри страны.
Даже когда уже реабилитацией занимались, думали, к примеру: ну как
Сталин мог знать, что по резолюции Берии расстреляны в Харькове те
девяносто девять армян?..
А теперь, конечно, после того, как столько узнали об
этой личности, произошла переоценка. Горько, что столько людей
загублено, столько пережила наша страна по вине этого человека.
— Николай Георгиевич, недавно довелось разговаривать с
одним ветераном — он очень недоволен, что народу сообщается правда
истории: ни в коем случае, ворчал он, нельзя всё это разоблачать перед
молодёжью. Мы жили хорошо, дескать, а молодые теперь ни во что не верят
— узнали, что Сталин «не тот», и Хрущёв «не тот», и Брежнев «не тот»!
Хватит, мол, об этом писать и говорить!.. Что вы думаете по этому
поводу?
— Я считаю, что раскрыть глаза молодёжи на историю
страны, рассказать правду, без сомнения, надо…
— Но, видимо, не только молодёжи, но и самим себе?
— Да, да, правду надо знать нам всем! Ведь как раз тот
ветеран и подобные ему из моего поколения ещё не знают или не хотят
знать всю правду, горьких уроков собственной истории. А без этого
невозможно идти вперёд. Невозможна перестройка.
/1988/
_____________________
«Комсомольское
знамя»,
1988, 29 апреля.
|