Год театра в России
Нафталиновый запах кулис
Итак, в
Тамбове состоялись долгожданные первые
премьеры Года театра. Чем удивили, чем новеньким порадовали зрителя?
Главный наш
драматический и академический театр замахнулся аж на первый вариант
пьесы М. Горького
«Васса Железнова» (1910 год), Молодёжный театр представил публике пьесу
Э. Радзинского 1964 года «104 страницы про любовь», а в
Мичуринском
драматическом театре — пьесу А. Володина, рождённую в 1961 году,
«Старшая
сестра». Что называется, вещи, проверенные временем, обкатанные в
других
театрах — какой-никакой, а успех гарантирован…
Глянул ради интереса, чего
там в афишах наших
театров значится в премьерах прошлого года. В славном академическом —
А. Чехов,
А. Островский, Ж.‑Б. Мольер, У. Теннесси … В Мичуринском
—
А. Чехов, П. Бомарше, У. Теннеси… В Молодёжном (глазам
не верю!)
— А. Пушкин, У. Шекспир, В. Катаев… Словно не XXI век на дворе, а по крайней мере
середина прошлого века. Ну и, конечно, в довесок всякая западная и
столичная
водевильно-балаганная клоунада. Современной серьёзной драматургии,
сегодняшней российской
жизни-действительности, а уж тем более тамбовского духа и колорита на
сценах
наших доблестных местных театров нет и в помине.
Мне уже приходилось вести
разговор о безликости
Тамбовского драмтеатра. У него, увы, нет самобытности, своего лица. Он
ничем не
отличается от тверского, рязанского или курского, только здание его
находится в
нашем родимом Тамбове на центральной площади и финансируется он из
тамбовского
бюджета — наших, всех тамбовских обывателей, налогов. А ведь в истории
Тамбовского театра, основанного ещё Гавриилом Державиным, немало
славных
страниц. Была эпоха замечательного режиссёра Анатолия Иванова. Чего
стоит
грандиозная постановка 1983 года «Что есть истина…» по пьесе
тамбовского писателя
Ивана Елегечева, которая с триумфом шла на сцене театра несколько лет,
стала
его визитной карточкой, восторженно принималась столичными зрителями во
время
гастролей в Москве…
С тех пор (35 лет!) наш
родимый тамбовский театр к
тамбовским авторам, к тамбовской тематике, к тамбовской жизни не
обращался
— стал совсем неродным. Остались
невостребованными новые пьесы того же Ивана Елегечева, напрасно
предлагали свои
пьесы, наполненные тамбовскими реалиями, писатели Василий Кравченко,
Пётр
Алёшкин, Сергей Кочуков, Елена Луканкина… Совсем непонятна история с
профессиональным (!) драматургом и режиссёром Андреем Кружновым,
который
работал одно время завлитом Тамбовского драмтеатра, на малой сцене был
представлен один моноспектакль по его пьесе «Советские Штаты Америки»,
и сейчас
на сценах многих городов России и Ближнего Зарубежья идут его пьесы, а
родной
Тамбовтеатр автора двадцати пьес, что называется, в упор не замечает. А
какие интересные
инсценировки (и, соответственно, самобытные спектакли) можно сделать,
допустим,
по известным романам «Крепость на Цне» Александра Акулинина,
«Оккупация» Ивана
Елегечева, историческим повестям Владимира Селивёрстова… Да и спектакль
о
Державине «Что есть истина…» неплохо бы восстановить. Но нет, проще
взять
обкатанные временем общеизвестные вещи, пригласить второразрядных
столичных
режиссёров (в театре уже много лет нет художественного руководителя!) и
выдавать на гора очередные проходные безликие спектакли. Театр наш
упорно теряет
(уже потерял!) почётное, высокое и уникальное звание ТАМБОВСКОГО,
взамен
получив, словно в насмешку, звание «академического».
Позволю себе здесь и личный
пример — уж больно он характерен
и нагляден. С 2003 года (15 лет!) лежит в тамбовском театре
(одобренная!) моя
пьеса «Город Баранов», завоевавшая несколько наград на международных
драматургических конкурсах и фестивалях, высоко оценённая такими
авторитетными
в театральном мире людьми, как Э. Бояков, Г. Заславский,
Н. Коляда. В «Независимой газете», «Известиях», «Культуре» и
других
центральных изданиях особо подчёркивалось, что «замечательная пьеса
Николая
Наседкина из Тамбова» не только частная история о воскрешении совсем
уже было
погибшего человека, попавшего в руки «чёрных риэлтеров», не только
пьеса о
любви, но особенно важно, что в ней дан срез времени, сегодняшней
России,
причём без упаднического настроя, без «чернухи»: «Это, безусловно,
некий
позитив, уход от вялой констатации… Этот драматург ощущает потребность
в
самоидентификации: национальной, нравственной, социальной — какой
угодно.
Появляется активное начало, некое социальное видение, если хотите,
новая
гражданская позиция…» («Культура», 4 сентября 2003 г.)
А ещё чуть позже, 27 апреля
2004 года, тогдашний
директор Тамбовского драмтеатра Алексей Нешко (он и сейчас в
администрации
театра — замдиректора) в интервью агентству «Тамбов-Информ» подчеркнул:
«Сенсацией
сезона может стать постановка пьесы тамбовского автора Николая
Наседкина…»
Одно дело, что не хватает у
тамбовских театральных
начальников творческой смелости и тамбовского, так сказать, патриотизма
(поразительное равнодушие к истории, литературе, культуре родного
края!), но
они ещё и ссылаются, вот как в моём случае, на нехватку финансирования.
Однако
ж позвольте, деньги из областного бюджета (а ныне, в Год театра, ещё и
значительные субсидии-гранты из Москвы) выделяются не только
администраторам и
актёрам, но и на развитие тамбовского театра в целом, то есть, и на
тамбовскую
режиссуру, и на тамбовскую драматургию. Это же непреложный факт.
Но нашим театральным
начальникам, считающим, что
они-то уж точно разбираются в сценическом деле (хотя имеют, в лучшем
случае, всего
лишь диплом местного «кулька», а в большинстве своём филфака или
истфака
пединститута), удобнее убедить себя, зрителей и руководство области,
что-де
тамбовская земля директоров театров и актёров рождать, видите ли,
может, а
режиссёров и драматургов почему-то нет. Абсурд!
Право, хочется предложить:
может, отказаться
тамбовскому театру не только от местных авторов и режиссёров, но пойти
ещё
дальше — показывать только антрепризные гастрольные спектакли с
участием
московских, питерских, а то и забугорных лицедеев? Известные
раскрученные
актёры наверняка сыграют интереснее, и зрителей привлекут намного
больше…
К слову, в нынешней России
театров стало-развелось
больше, чем было в Советском Союзе — нормально ли это? И все они
содержатся за
счёт местных бюджетов и требуют от государства субсидий. Может, пора
перейти на
систему частных и каких-то акционерных театров, которые будут
находиться на самоокупаемости,
и сами владельцы, рискуя своими, а не бюджетными деньгами, будут вольны
год за
годом ставить хоть Софокла с Эврипидом, хоть Хераскова с Фонвизиным…
Итак, дорогие любители театра
(обращаюсь к истинным
ценителям, а не к тем, кого уже приучили к нафталиновому запаху кулис),
судя по
всему, и Год театра пройдёт у нас на Тамбовщине без каких-либо
открытий, без
дыхания современности и тамбовского колорита.
Обойдёмся, короче говоря, без
сенсаций…
/2019/
_____________________
«Литературная
Россия»,
2019, 29 марта.
«Тамбовская жизнь», 2019, 5 апреля.
|