Джулия Робертс — королева красоты и подтекста
В конце 1980-х в одной из клиник Америки умерла девушка.
Умерла неожиданно для родных и близких, в расцвете юности и красоты. Её
старший брат, Роберт Харлинг, сценарист по профессии, никак не мог
смириться со смертью горячо любимой сестры. В очередном своём сценарии
он воссоздал её образ и судьбу, не столько для того, чтобы оживить её
хотя бы на экране, сколько для того, чтобы наглядно показать всему миру
и самому Господу Богу (хотя Вседержитель вряд ли смотрит кино!) всю
нелепость, весь трагизм такой ранней несправедливой смерти. Только вот
кто сыграл бы это? У молодых актрис опыта умирания нет, старые — по
возрасту не годятся…
Режиссёр фильма «Стальные магнолии» выбрал на роль Шелби
малоизвестную начинающую актрису Джулию Робертс, у которой в творческом
багаже имелось всего лишь 3-4 эпизода в проходных боевиках и одна
более-менее заметная роль в картине «Мистическая пицца», где она
сыграла разбитную красавицу-португалку. Харлинг приуныл, но каково же
было его изумление, когда увидел он эту Джулию Робертс на съёмочной
площадке — его буквально потрясла сцена, где она играла приступ удушья:
она была так близка к смерти, как только возможно для ещё живого
человека! Мало этого, на съёмках присутствовала мать Харлинга, и он ни
в коем случае не хотел показывать ей сцену смерти Шелби, но мать
настояла и именно потому, что видела невероятную достоверность игры
Джулии и хотела лично убедиться, что она встанет после съёмок, что это
«просто кино». Да что там старая мать сценариста, профессиональные
актёры были поражены: после каждого дубля Джулию еле живую уносили с
площадки и откачивали лекарствами. Это просто феномен какой-то: она, не
имея профессионального актёрского образования, просто-напросто не умела
играть, или, сказать точнее, не различала кино и жизнь. Впрочем, к чему
здесь прошедшее время? Это и до сих пор так — после 25 фильмов,
нескольких престижных наград, миллионных гонораров…
За образ Шелби она сразу получила «Золотой глобус» —
приз года американской кинокритики. Была она выдвинута и на «Оскар» за
роль второго плана (интересно, что осталось бы от фильма без этой
«второплановой» роли?), но золотую статуэтку американская киноакадемия
на этот раз зажала. Что ж, тем хуже для академии!
В следующем, 1990-м, году на экраны выходит «Красотка»,
и это ещё более оглушительный успех молодой актрисы (ей — 23).
Снова награждение «Золотым глобусом» и снова выдвижение на «Оскар»,
теперь уже — за лучшую женскую роль года. Но и на этот раз академики
главную награду в мире современного кино пронесли мимо Джулии. И только
спустя десять лет её вклад в кино, наконец-то, был оценён по
достоинству не только зрителями и критиками (которые успели дать ей
свой «Глобус» ещё и в 1997-м за «Свадьбу моего лучшего друга»), но и
старичками из киноакадемии (впрочем, может, там и не старички, но,
по-моему, только вконец одряхлевшие душами люди да половые извращенцы
не способны восхищаться талантом и красотой Джулии!): в 2000-м году за
роль Эрин Брокович в одноимённом фильме она получила не только
рекордный, просто немыслимый (особенно для нас, людей рублёвых!)
гонорар в 20 миллионов долларов, не только уже привычный для себя
«Золотой глобус», но и, наконец, давно заслуженный «Оскар». Ну ещё бы:
только благодаря её страстной талантливой игре этот странный фильм, в
общем-то, с производственным прямолинейным сюжетом имел такой огромный
зрительский и финансовый успех.
А началось всё 33 года назад, в маленьком зелёном
городке Смирна, что расположен в южном штате Джорджия. Это тот самый
штат, где происходили основные действия романа «Унесённые ветром» (и,
соответственно, снимался не менее знаменитый фильм с Вивьен Ли в
главной роли). Но это так, к слову. К слову же стоит упомянуть, что
символом штата является персик (он даже изображён на номерах всех
местных автомобилей), и наверняка все новорождённые девочки здесь
похожи на персик. Так шутили, вероятно, и в тот день, 28 октября 1967
года, когда у Бетти и Уолтера Робертс родился второй ребёнок и именно
девочка. Имя ей дали — Джули Фиона. Впрочем, сама она, подрастая,
персиком себя отнюдь не считала, относилась к своей внешности
скептически (тощая, нескладная) и о карьере кинозвезды если и мечтала,
то только в самых потаённых грёзах.
Впрочем, наследственность какая-никакая, а была. Отец
Джулии (будем уж называть её этим, привычным сегодня, именем) продавал
пылесосы, мать работала секретарём в местной церкви, но большую
часть свободного от основных работ времени они отдавали самодеятельному
театру. Правда, когда девочке было четыре года, родители расстались,
отец со старшим сыном Эриком уехал в другой город, а с матерью остались
Джулия и самая младшая — Лиза (Лайза). В доме появился отчим, зато из
жизни семьи исчез, видимо, театр, поэтому театральная учёба будущей
кинозвезды на этом кончилась. Во всех бесчисленных биографиях Джулии
Робертс, гуляющих по Интернету, сведения о периоде после окончания
школы и до первой роли в кино туманны, запутаны и противоречивы.
Достоверно одно: брат Эрик, который старше Джулии на 13 лет, уже давно
стал к тому времени профессиональным актёром, снялся в двух, а то и
более десятках фильмов (между прочим, и у нашего «американца» Андрона
Кончаловского в «Поезде-беглеце»), был даже номинирован на «Оскар».
Он-то и протежировал сестрёнке, помог получить самую первую роль в
боевике «Красная кровь». Дальнейшее нам уже известно. Стоит добавить,
что последние годы брат с сестрой, увы, живут в сильном разладе, и
Эрик, видимо, справедливо обижается, что Джулия, которая несравненно
теперь авторитетнее его в Голливуде, так ни разу и не пригласила его
сняться вместе…
Джулию нельзя назвать баловницей Судьбы, знала и она
горечь творческих неудач-поражений. После первого взлёта был в её жизни
жестокий период, когда после ряда неудач и провалов (второй
неполученный «Оскар», фильмы «Капитан Крюк» и «Умереть молодым») она
почти совсем перестала сниматься, пережила жесточайшую депрессию,
ретивые критики поспешили даже вынести приговор: звезда Джулии Робертс
погасла, так и не успев до конца разгореться. Но она смогла преодолеть
кризис и после ряда просто хороших, профессиональных работ в лентах
«Дело о пеликанах», «Я люблю неприятности», «Есть о чём поговорить»,
снова одну за другой так сыграла роли в «Свадьбе моего лучшего друга»,
«Мачехе», «Сбежавшей невесте», «Ноттинг Хилле» и, наконец, «Эрин
Брокович», что большинству здравомыслящих людей стало ясно —
конкуренток ей ни в Голливуде, ни в мировом кино пока ещё нет. Так что
Камерон Диаз, Ума Турман, Сандра Баллок и все другие более молодые
звёзды, которых то и дело спешат объявить «новыми Джулиями Робертс», —
могут пока отдыхать и набираться сил и опыта.
Пора коснуться, разумеется, и личной жизни. Тем более,
что в большинстве материалов о Джулии тема эта поставлена во главу угла
и усиленно муссируется. Причём, именно в этой области недобросовестные
журналюги пытаются приврать, утверждая, что в жизни актриса сто очков
вперёд даст своей героине, проститутке Вивьен из «Красотки». Вот совсем
недавно, к примеру, один такой шустрик из нашей местной газетки
надёргал интернет-сплетен и выдал материал на целую полосу о
«своевольной красотке» из Голливуда, которая по натуре своей шлюха и
страдает нимфоманией (по-русски — бешенством матки), что она обручена
была целых восемь (!) раз, а в постель ложится со всеми официантами и
парикмахерами, которые только встретятся ей на пути, и недавно
папарацци, якобы, застали её в ночном мужском клубе, танцующей
полуголой на столе…
Да, в личной жизни Джулии не совсем везло, и помолвлена
она была не раз, но и не восемь. Это утверждение не подходит даже к
Мэгги из комедии «Сбежавшая невеста», и весь юмор в том, что как раз в
этом фильме героиня Джулии Робертс сумела наказать героя Ричарда Гира,
недобросовестного журналюгу, который написал в статье, будто она уже
семь раз сбегала из-под венца, хотя на самом деле всего трижды — его с
треском попёрли из редакции газеты. Сама Джулия Робертс была обручена
четыре раза: с Диланом Макдермоттом (партнёр по фильму «Стальные
магнолии»), Кифером Сазерлендом (с ним она снималась в «Коматозниках»),
Лайлом Ловеттом (музыкантом, за него она вышла замуж — брак длился
почти два года) и, в настоящее время, с актёром Бенджаменом Брэттом.
Ну, а измышления доморощенного «киноведа» о
«многодневных оргиях» Джулии и беспорядочных половых связях с
«парикмахерами» — пусть вообще останутся на его совести, только очень
хотелось бы узнать: где, на каком конкретно сайте или в каком журнале
видел он фото Джулии Робертс, «вытанцовывающей на столе в мужском клубе
обнажённой по пояс»? Он, видимо, запамятовал, как сам же чуть выше
правильно утверждал, что Джулия ещё в «Красотке» «наотрез отказалась
обнажаться перед камерой». Стоит и добавить, что она принадлежит к тем
немногим звёздам Голливуда, которые никогда не позировали голыми — так
что если бы «вездесущие журналисты» действительно застукали её
танцующей в полуголом виде, этот кадр заполонил бы весь Интернет и
обложки всей жёлтой прессы…
В одном из интервью двухгодичной давности Джулия
Робертс, отвечая на вопросы о Бенджамене Брэтте и объясняя тот
факт, что таблоиды стали меньше судачить о её личной жизни, пошутила:
«Думаю, они боятся Бенджамена — он легко может надрать задницу любому,
кто осмелится писать обо мне гадости!..» Право, жаль что жених Джулии
не читает тамбовских газет!
Впрочем, хватит о всяких проходимцах от журналистики, им
даже и «задницы надирать» не стоит (тем более, что, может быть, они
какие-нибудь педики-гомики и получат от этого только удовольствие!),
лучше стоит подчеркнуть, что не только в последнее время, когда
отношения с Бенджаменом Брэттом прошли испытания на прочность (они
вместе уже четыре года) и уже назначен день их свадьбы, но и во все
времена о Джулии Робертс писали много хорошего и с восхищением. Вот
лишь несколько выдержек-цитат:
– у неё самый большой в Голливуде рот, самые длинные волосы, самые
длинные ноги, самое большое обаяние…
– никто не сомневается, что Джулия Робертс — самая
яркая, самая популярная, самая блистательная и самая красивая звезда
Голливуда…
– когда она входит в комнату с улыбкой, такое
впечатление, будто включается свет, а когда уходит — снова выключается…
– её называют новой Одри Хепбёрн, как и Хепбёрн, Робертс
обладает нетипичной для Голливуда красотой…
– её героиня — это оленёнок Бэмби, заблудившийся в
дебрях большого города…
– длинноногая, громогласно хохочущая сирена возвращена
нации… (после фильма «Свадьба моего лучшего друга»)
– она — королева подтекста…
– её большие карие глаза и большой рот обладают
возможностью передавать даже самые незначительные эмоции на экране…
– от Джулии исходит такое обаяние, такая магия, что
невозможно отвести глаза. Господи, а ещё когда она улыбается!..
На экраны Америки (и пиратское видео) вышел недавно совсем свежий фильм
с участием Джулии Робертс — «Мексиканец». Увы, лента разочаровывает:
грубоватый натужный юмор, унылые пейзажи мексиканских захолустий,
совершенно вульгарная и даже глуповатая героиня…
На мой взгляд, это именно тот случай, когда у Джулии
после ряда блистательных удач случается-выпадает и проходная,
провальная роль. Видимо, не один я так думаю: вокруг «Мексиканца»
ажиотажа, как в своё время вокруг «Красотки» или «Ноттинг Хилла», нет
как нет. Кстати, именно эти две картины из «Робертсианы» лично мне
больше всего и нравятся. В первой картине вариант вечной истории про
Золушку рассказан для женщин, во второй новый вариант подобной истории
— для мужчин. И, несмотря на избитый сюжет, фильмы эти получились
замечательными, убедительными и популярными во всём мире во многом
именно благодаря талантливой игре (жизни на экране) Джулии Робертс.
Она, воистину, в лучших своих ролях — королева подтекста. Ну и,
конечно, — королева красоты…
К сожалению, край газетной страницы неумолимо близок. Но
всех, кто имеет доступ в Интернет и желает узнать побольше о Джулии
Робертс, я приглашаю на свой персональный сайт, где ей отведён целый
раздел: сейчас там можно будет прочесть полную версию данной статьи,
ознакомиться со своеобразной фотоповестью из 60 лучших портретов
актрисы, выстроенных в сюжетный ряд, а вскоре на сайте начнётся
публикация первых глав моего нового художественного романа, где Джулия
играет одну из главных ролей.
Он называется — «Меня любит Джулия Робертс».
/2001/
_____________________
«Наедине», 2001, 17
июля.
«Меня любит Джулия Робертс», 2005.
|