Театр ждёт возрождения
В областном драматическом театре — перестройка? Может
быть. Коллектив возглавил заслуженный деятель искусств РСФСР А. Савин.
Давайте знакомиться.
— Анатолий Афанасьевич, неисповедимы пути театрального
режиссёра, но всё же хотя бы вкратце расскажите: где вы работали до
Тамбова?
— Сам я родом из Львова. Окончил режиссёрский факультет
ГИТИСа. Три года отдал Новокузнецкому городскому театру — это в Сибири,
а потом двенадцать лет моя судьба была связана с Уралом, с театром в
городе Лысьве. Последние пять лет являлся его художественным
руководителем и одновременно директором. На такие должности пригласили
меня и в Тамбов.
— Но почему именно в наш город и почему именно вас? Это
случайный или закономерный факт?
— Случайностей много. Министерство культуры России
рекомендовало в Тамбов шесть кандидатур на должность главного режиссёра
— среди них и мою. Я, в свою очередь, имел к тому времени три
приглашения из разных театров страны. Так что выбор и с той, и с другой
стороны был. Но и закономерности сыграли свою роль. Я часто до этого
бывал в вашем городе, имел представление о театре, он мне нравился. А
бывал в Тамбове часто потому, что жена у меня — тамбовчанка.
— Теперь всё понятно. И каковы же ваши впечатления после
первых недель работы на новом месте?
— Признаться, трудностей оказалось больше, чем я
предполагал. И в первую очередь, хозяйственно-экономического плана. В
театре в этом отношении царят хаос и стихийность. Вот только один
пример: театр «стоит» в год 838 тысяч рублей. Дотации — да и то только
пока! — составляют менее половины: 400 тысяч. Примерно 160 тысяч
зарабатывает труппа на спектаклях, а вот где брать-доставать остальные
200-250 тысяч, надо думать и думать.
Я очень надеюсь на спонсорство — в Тамбове столько
богатых предприятий. Будем, конечно, стараться и сами больше
зарабатывать: для этого надо сделать всё, чтобы зал зрительный на
каждом спектакле был полон.
— А успех каждого спектакля зависит от трёх
составляющих: таланта драматурга, таланта режиссёра и таланта актёра.
Что вы, Анатолий Афанасьевич, ставите здесь во главу угла?
— Вообще-то, спор давнишний идёт, о том, кто «главнее» в
театре: режиссёр или актёр. Я не сторонник этих теоретических споров. Я
поставил в своей жизни девяносто шесть спектаклей, опыт какой-никакой
есть, и твёрдо убеждён: один режиссёр, как бы талантлив и даже гениален
он ни был, спектакль не создаст. Необходимо содружество постановщика и
артистов, слияние их усилий для создания подлинного сценического
произведения. Для меня самое важное, чтобы на сцене действовали живые,
умные люди, а не манекены и лицедеи-дураки.
Я рад, что в тамбовском театре, по-моему, немало
хороших, настоящих, талантливых артистов. Сейчас мы репетируем
«Вишнёвый сад»: прекрасное впечатление производят Валентина Попова в
роли Раневской, Михаил Березин в роли Лопахина, Клим Фурман — он играет
Гаева… Да практически все занятые артисты работают над спектаклем с
вдохновением — равнодушных нет. Думаю, до конца сезона удастся
посмотреть в деле, на сцене всю труппу, надеюсь не разочароваться ни в
ком.
— Анатолий Афанасьевич, вы начали с «Вишнёвого сада» —
почему? И вообще, должен вам высказать мнение тамбовских критиков и
многих любителей театра: репертуар — одно из самых слабых мест
тамбовского театра. И вы, как я понял из предыдущего ответа, ставите
драматургию на последнее место. Так ли это?
— Конечно, нет. И артист, и режиссёр, и драматург —
равно важны в мире Мельпомены. Многие театры в наши дни делают полные
сборы на скандальном репертуаре…
— Ставят даже «Библию», «Архипелаг ГУЛАГ», гонят
спектакли про извращенцев, проституток…
— Совершенно верно. Сразу говорю, я это как режиссёр не
приемлю. Всё же театр должен оставаться храмом искусства, а не
превращаться в балаган. Я решил начать именно с бессмертной драматургии
Чехова, чтобы сразу установить на должной высоте творческую планку.
Именно драматургия Антона Павловича Чехова позволяет актёру наиболее
полно выразить себя, заставляет его играть с наибольшей отдачей.
Притом, как я знаю, пьеса «Вишнёвый сад» уже не раз заявлялась в театре
в прежние сезоны, так что коллектив морально давно готов к её
воплощению на сцене.
— Хорошо — Чехов. А дальше? Вы в своей репертуарной
политике собираетесь делать упор на классику?
— И на классику тоже. Но не только. Совсем нет в театре
молодёжных спектаклей, чрезвычайно мало так называемых развлекательных,
зрелищных. Мы на художественном совете решили до конца сезона
осуществить ещё три постановки: по пьесам «Семейный уикенд» Жана Пуарэ,
«Моя парижанка» Р. Ламуре, «…И аз воздам» А. Кузнецова. Последняя пьеса
— об убийстве царской семьи, очень остра, зрелищна и идёт пока только в
Малом театре в Москве. А на следующий сезон к составлению репертуара
подойдём самым тщательным образом. Есть задумки, о которых говорить
пока рано.
— И напоследок, Анатолий Афанасьевич, вот такой
приземлённый вопрос: наверняка на Урале у вас все, скажем так, бытовые
вопросы были решены, а что здесь обещают?
— Да, в Лысьве у меня хорошая квартира — я её оставляю
городу. В Тамбове мне обещана квартира к концу апреля. Очень надеюсь,
что так оно и будет. Я приехал сюда не на год — надолго. Трудностей не
боюсь, все силы приложу для возрождения славного Тамбовского драмтеатра
и хочу, чтобы ко мне также не относились как к временному «перелётному»
человеку, как к «гастрольному» режиссеру.
— Что ж, творческих вам удач.
— Спасибо!
/1991/
_____________________
«Тамбовская правда»,
1991, 24 января.
|