Николай Наседкин


КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

КУЛЬТУРА


Обложка

Кино и... деньги

|На вопросы отвечает заместитель директора Производственного киновидеообъединения при управлении культуры Тамбовского облисполкома Л. Иванова.

— Любовь Асултановна, я уверен, что большинство читателей и знать не знают, ведать не ведают, что такое производственное киновидеообъединение и откуда оно появилось в нашей области…

— И неудивительно. Создано оно только что, в начале этого года, вместо упразднённых управления кинофикации и конторы кинопроката. Подобная реорганизация прошла, во всех областях Российской Федерации.

— Надо понимать, кинофикация и кинопрокат объединились для того, чтобы вывести наш киносервис из кризисного состояния, не так ли?

— Да, главная цель, конечно же, эта. В последние годы всё меньше и меньше людей становились кинозрителями. И немудрено, ведь большинство фильмов, которые, не спрашивая нашего согласия, присылали нам из «центра», не интересовали и не могли заинтересовать зрителей. Но сорок процентов плановой выручки (подчёркиваю — плановой!) мы обязаны были отчислять в Госкино РСФСР регулярно. Вот и выходило так, что мы, кинофикаторы, оказывались крайними: с одной стороны, нас наказывали, как говорится, рублём за невыполнение плана, а с другой — ругали зрители, критиковали вы, журналисты, за стремление сделать план только на индийских фильмах…

— Получается, вы расплачивались за брак в работе сценаристов, кинорежиссёров, артистов?

— Получается так. Теперь же изменился сам принцип выхода фильма на экраны. Теперь мы стали полноправными покупателями и выбираем «товар» сами на всесоюзных кинорынках. Сейчас я собираюсь ехать уже на третий по счёту, чтобы приобрести киноленты для области на четвёртый квартал нынешнего года.

А первый кинорынок состоялся в декабре, накануне реформы в системе кинофикации. На него я ездила, ещё будучи директором кинотеатра «Юность». Впечатлений очень много, постараюсь рассказать вкратце. Во-первых, роль покупателя оказалась невероятно трудной. За десять дней мы должны были просмотреть около девяноста фильмов. В кинозале находились практически с девяти утра и до одиннадцати вечера, но абсолютно все ленты посмотреть не удалось.

После каждого просмотра мы заполняли анкету из восьми пунктов, оценивали фильм. Что интересно, мы смотрели картины в Синем зале кинотеатра «Зарядье», а через стенку, в Красном зале, эти же самые ленты параллельно смотрели зрители «с улицы» и тоже заполняли анкеты. И знаете, не всегда наши мнения совпадали. Это было интересно и поучительно для нас, кинофикаторов, мы учились оценивать киноленты как можно шире и объективнее.

— Любовь Асултановна, а нет ли опасности, что при просмотре подряд такого количества лент человек — какой бы он ни был специалист — не в состоянии объективно оценить даже шедевр, если его покажут в конце десятого дня работы кинорынка?

— Теоретически такая опасность есть, смертельно уставшему зрителю и прекрасная кинокомедия может показаться скучной. Однако кинорынок раз от разу совершенствуется. Теперь часть наименее удачных, по мнению устроителей кинорынка, фильмов заранее рассылается по областям на видеокассетах. Вот сейчас, перед третьим кинорынком, Тамбов получил двадцать шесть видеокопий, мы их просмотрели и выбрали для покупки всего лишь четыре названия. Таким образом, в Москве мне осталось оценить две трети оставшихся работ. Со временем мы будем дома заранее просматривать не менее половины очередной порции «кинотовара».

— Ещё продолжу предыдущий вопрос. Простите за прямоту, но есть ли гарантия, что один человек, имеющий свои субъективные вкусы, пристрастия, может выбирать фильмы для целой области? Одним словом, Любовь Асултановна, вы уверены, что покупаете для тамбовчан только самые интересные ленты?

— Видите ли, нас там в зале сидит более двухсот человек, имеющих опыт работы в кинофикации. И ещё такой нюанс: уже подобралась группа, так сказать, покупателей-соседей — из Липецка, Воронежа, Белгорода, Тамбова… Так что мы советуемся, сверяем оценки, коллективно решаем, какие фильмы нам купить.

— И не ошибаетесь?

— Ну как сказать. Вот, к примеру, мы на первом кинорынке довольно низко оценили фильм Юрия Мамина «Фонтан», а зрители в Красном зале, напротив, очень высоко. И мы, кинофикаторы, дрогнули: я купила для области целых четыре копии — каждая примерно по тысяче рублей. И сейчас, увы, мы в Тамбове пока терпим на этой ленте убытки. Видимо, есть в этом и наша вина: не сумели хорошо подготовить выпуск ленты на экран.

А с другой стороны, мы, покупатели, были уверены в кассовом успехе картины Саввы Кулиша «Трагедия в стиле рок», купили довольно дорогие копии (свыше двух тысяч рублей каждая) и также пока в проигрыше — зрителей фильм собрал не так много, как хотелось бы. Тут и сезон виноват — зимой лента, конечно, прокатывалась бы лучше. Да и конкурентов у киновидеообъединения немало. Чего стоят только стадион «Ревтруд» и Дворец спорта «Кристалл», которые, забыв о своём основном предназначении, превратились в концертные залы. Короче говоря, «поведение» зрителя предугадать трудно.

— Любовь Асултановна. расскажите ещё хотя бы чуть-чуть о «кухне» кинорынка: какие фильмы оцениваются наиболее дорого, сколько они стоят?

— На первом кинорынке самыми дорогими были односерийный американский «Враг мой» — около двух тысяч рублей за одну копию, двухсерийный индийский «Любовь выигрывает» — около трёх тысяч, а из советских, как я уже говорила, — «Трагедия в стиле рок». Самые же дешёвые бывают и по сто рублей, да их никто не берёт. Но надо упомянуть ещё, что есть фильмы независимых объединений, которые продают свои ленты помимо кинорынка по очень дорогим ценам — до двадцати и более тысяч.

— Кстати, я слышал, что одни из таких фильмов — созданный в ленинградском объединении «Ладога» по сценарию Юрия Полякова «ЧП районного масштаба». Почему это самое «ЧП» до сих пор не выходит на экраны области, хотя уже были анонсы? Ходят всякие слухи…

— Копия этой ленты у нас действительно есть, её показывали в Тамбове на общественных просмотрах для идеологического актива, в киноклубе «Контакт». И так получилось, что часть её оказалась испорчена. Сейчас наша копия находится на реставрации на фильмокомбинате. Скоро фильм выйдет на экраны города и области. Пусть зрители следят за рекламой. Надеемся, он пройдёт с успехом.

— К слову, об успехе. А имеется в виду, как я понимаю, — кассовый успех. Не окажутся ли в обиде с воцарением кинорыночных принципов в киносервисе любители так называемого «серьёзного» кино? Не исчезнут ли вовсе с тамбовских экранов работы Александра Сокурова, Алексея Германа, Федерико Феллини?..

— Нет, не исчезнут. Подобные фильмы хотя бы по одной копии приобретать будем для киноклубов, малых залов. Или вот, к примеру, на последнем кинорынке я приобрела, не раздумывая, несколько замечательных фильмов — «Слуга», «Город Зеро», «Наш бронепоезд» и ещё ряд других, хотя, боюсь, кассовыми они не станут. Но эти ленты интересных режиссёров и с прекрасными артистами в главных ролях обязательно должны быть в нашем прокате. С другой стороны, скоро выйдут на тамбовские экраны картины, в кассовом успехе которых можно, не сомневаться — американские «Клуб “Котон”» и «Болезнь любви», французский «Сумасшедшие на стадионе», советские «Куколка», «Ожог», «Поджигатели»…

— И последний вопрос, Любовь Асултановна: от перестройки в кинофикации кто больше выиграл — вы или зритель?

— Мы, кинофикаторы, пока выиграли мало: хороших фильмов на кинорынке не хватает катастрофически. Специалисты кино уверяют, что ещё по крайней мере два-три года у нас будет мало интересных фильмов — пока не иссякнет поток уже утверждённых к съёмкам серых сценариев. Вся надежда на объединения, но у них кусаются кооперативные цены. Одним словом, проблем хватает. Но, думается, мы находимся на правильном пути — к полному хозрасчёту. Нам нужны фильмы только высокого художественного уровня и мастерски, кассово сделанные. Нынешнего зрителя не заставишь платить деньги за халтуру.

— Что ж, от имени всех тамбовских кинозрителей желаю вам удачных покупок на третьем Всесоюзном кинорынке.

/1989/
_____________________
«Тамбовская правда», 1989, 21 июня.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru