Николай Наседкин


КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

КУЛЬТУРА


Обложка

Неувядаемый «Лес»

В этот душный июньский вечер у здания областного театра было весьма и весьма многолюдно. Очередь терпеливых зрителей стояла у кассы в надежде, что перед самым началом спектакля в свободную продажу пустят бронь. Иные тамбовчане спрашивали у прохожих, нет ли «лишнего», а счастливые обладатели билетов спешили в зал, где оставалось всё меньше и меньше свободных мест…

Орловский драматический театр — гость нашего города — давал в этот вечер неувядаемый «Лес» по Александру Николаевичу Островскому. Вот начал меркнуть свет в партере, смолкли голоса зрителей, и на авансцену вышли неунывающие Счастливцев и Несчастливцев — провинциальные русские актёры эпохи Островского.

— Ты куда, Аркадий?

— Я? Из Керчи в Вологду. А ты?

— А я, брат,— из Вологды в Керчь…

Признаюсь честно, в последнее время я с довольно-таки стойким предубеждением отношусь к постановкам классической драматургии в театрах, да ещё провинциальных. Ну что нового можно открыть в пьесах Островского или Чехова после сотен и тысяч постановок, после всех и всяческих режиссёрских открытий и интерпретаций? Текст же мы, зрители, знаем давно уже чуть ли не наизусть.

Правда, услышав, что тот или иной режиссёр поставил чеховскую «Чайку» и обличил в спектакле сталинизм, или, узнав, что в постановке по грибоедовскому «Горю от ума» речь идёт о брежневщине, невольно одолеет любопытство и против воли побежишь в театр. Но в данном случае лично мне было заранее известно, что орловская труппа поставила «Лес», если можно так выразиться, строго, канонически, в духе и традициях девятнадцатого века. Поэтому-то я с таким предубеждением и скептицизмом в душе занял своё место в зрительном зале…

Вышли Счастливцев и Несчастливцев, начали свой знаменитый диалог, и случилось то, что и должно всегда случаться в Театре: граница рампы между сценой и залом исчезла, мы перенеслись в мир бедных актеров и богатых помещиц, плотоядных купцов и флегматичных лакеев, наглых ключниц и униженных приживальщиц… В мир Островского, в мир, казалось бы, прошловековой России.

Что же произошло? Что сумели орловцы сделать из давно и хорошо всем известной пьесы нового, необычного? А ничего особенного. Они сделали единственно возможное в данной ситуации: поставили пьесу, сыграли её с вдохновением, с жаром души, я бы даже  сказал — талантливо, и это предопределило успех. Произошло то, что так достоверно показано в недавнем фильме именно с таким названием — «Успех». Помните, там заезжий столичный режиссёр в исполнении блистательного Леонида Филатова сумел на сцене областного театра поставить заезженную «Чайку» так, что зрители были потрясены…

В Орле не менее исхоженный вдоль и поперёк «Лес» Островского поставил главный режиссёр театра Б. Голубицкий. Мне не хотелось бы сейчас чересчур много рассуждать о мизансценах и прочих специфических театральных премудростях, которые (я имею в виду рассуждения) не так уж и интересны читателям рецензии. И уж тем более бессмысленно пересказывать содержание классической пьесы. Важнее поговорить о том, почему эта пьеса интересна сегодняшнему зрителю, и об игре актеров, сумевших очень убедительно примерить характеры действующих лиц на себя.

Я вот только что позволил себя слегка поиронизировать над лобовым осовремениванием старой драматургии. Можно соглашаться или не соглашаться с такой позицией, но, по-моему, классика сама по себе потому и бессмертна, что она всегда современна. Дело ведь не в костюмах и декорациях, дело в характерах, в страстях, в жизненных коллизиях. И в этом плане «Лес» —очень даже современная вещь.

Ведь основные темы пьесы — любовь счастливая и несчастливая, честность и подлость, гордость и подхалимство, угодничество, лакейство не столько внешнее, сколько внутреннее, добровольное, лакейство как состояние души. А разве не современна мысль, исследуемая в «Лесе», что истинному таланту, творческой натуре совсем несладко живётся в этом материальном мире? Да хоть сейчас можно назвать немало имён современных счастливцевых и несчастливцевых из мира театра, литературы, изобразительного искусства, влачащих жалкое существование, совершенно не соответствующее их одарённости и нужности обществу…

А взять тему «Леса», заявленную Александром Николаевичем Островским в заглавии своей комедии. В пьесе лес, наш русский красавец лес отдаётся, продаётся, изводится ради сиюминутных прихотей взбалмошной помещицей-хозяйкой, пускается под топор новым хозяином опять-таки ради сиюминутной выгоды: а после нас хоть потоп! Не правда ли, стародавний, но и весьма современный лозунг наш по отношению к родимой природе-матушке, земле?..

Впрочем, стоит ли так подробно доказывать, что классика сегодня современна и актуальна? И очень хорошо, что это остро чувствуют режиссёр-постановщик спектакля и исполнители ролей. Конечно же, самые колоритные и выигрышные роли — Геннадия Несчастливцева и Аркадия Счастливцева. Недаром они и открывают перечень действующих лиц в «Лесе». Заметно, с каким наслаждением создают эти образы на сцене заслуженные артисты РСФСР П. Воробьев (Несчастливцев) и В. Фролов (Счастливцев). Легко представить себе, какое вдохновение и творческий азарт надо иметь, чтобы артисту играть роль артиста, который сам в свою очередь по ходу действия играет несколько ролей, то и дело перевоплощается.

Думаю, многие зрители получают наслаждение от игры заслуженного артиста РСФСР А. Макарова, надевшего на себя личину купца-сквалыги Ивана Петрова Восмибратова. Право, иногда даже кажется, что исполнитель по ходу спектакля прямо-таки импровизирует.

Несколько, мне кажется, переигрывают более молодые и менее опытные артисты. Например. С. Коленов в роли подловатого молодого человека Буланова чересчур откровенно и настойчиво стремится посмешить публику, хотя по сути своей его герой довольно страшен. А вот Е. Полуэктова, представляя бедную девушку Аксюшу, наоборот, чересчур уж драматизирует роль, хотя у её героини есть счастье молодости и красоты…

Но в целом, повторяю, практически все артисты — и упомянутые, и не упомянутые — играют с чувством, по-хорошему профессионально, создавая на сцене единый исполнительский ансамбль. Хочется сказать и о таком весьма существенном моменте, как очень выразительное музыкальное оформление (Н. Михайлина). Мало того, что всё действие сопровождает фоновая удачно подобранная музыка, но и на сцене появляются то гитара, то балалайка, и не просто появляются, а — звучат. К слову сказать, звучат и песни в «живом» исполнении. Не так уж часто встретишь подобное в драмтеатрах…

В общем, можно только порадоваться за орловцев, что эта их новая работа (премьера «Леса» состоялась в марте нынешнего года) получилась. Спасибо им большое за то, что привезли они этот спектакль на гастроли в наш город. Только вот…

Только вот пора признаться, что первый абзац данных заметок, увы, — плод фантазии автора. Не было очередей, никто не спрашивал лишних билетиков, и в зале было в тот вечер удручающе много пустых мест. Правда, те немногочисленные тамбовские зрители, которые пришли на спектакль, сумели по достоинству оценить искусство коллектива Орловского драмтеатра имени И. С. Тургенева. Если артисты играли на подъёме, — словно для переполненного зала, то и зрители преподнесли столько цветов и так жарко аплодировали, что подобное редко увидишь даже и на спектаклях, где нет свободных мест.

/1989/
_____________________
«Тамбовская правда», 1989, 16 июня.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru