Театр сегодня: быть или не быть?
Проблемами сегодня никого не удивишь. Куда ни кинешь
взгляд, везде проблемы — острые, животрепещущие, наболевшие, громадные…
Но то количество и та острота проблем, о которых речь шла на
состоявшемся недавно расширенном заседании правления Тамбовского
отделения Союза театральных деятелей, признаюсь, поразили. В повестке
дня заседания первый и единственный вопрос так и был сформулирован:
«Проблемы драматических театров области и СТД».
Но прежде надо объяснить, что означают слова —
«расширенное заседание».
Дело в том, что это была как бы премьера созданного
недавно координационного бюро местных отделений СТД Центра России.
Театральные деятели решили совместить усилия для коренного улучшения
дел в своём «хозяйстве». Кризис провинциального театра настолько
очевиден, что впору речь вести о его реанимации.
И в Тамбов приехали для такого вот широкого совместного
разговора представители центрального правления Союза театральных
деятелей РСФСР, Воронежского, Рязанского и Калининского отделений СТД.
Широкое представительство Тамбовщины само собой понятно: в Доме актёра
собрались члены правления СТД, артисты областного и Мичуринского
театров, театральные критики, работники партийных органов и управления
культуры.
Уже в докладе председателя Тамбовского отделения СТД Д.
Дульского были названы практически все те проблемы театра, которые
обострились до предела. Вот только самый беглый их обзор. К примеру, в
областном театре имени А. В. Луначарского в этом сезоне сложилась
такая ситуация, что в штате не оказалось одновременно директора,
главного художника, заведующего литчастью, заместителя директора по
зрителю… Да, театр с финансовым планом справляется, но какой ценой? Вот
в чём вопрос. Отсюда и большие прорехи и огрехи в репертуаре, и быстрая
«гибель» спектаклей, и потеря зрителя, и падение авторитета областного
театра.
Главнейшая беда наших театров — отсутствие к ним
внимания со стороны властей. И в первую очередь это проявляется в
крайне тяжёлом положении с жильём. Квартир театральным работникам и в
Тамбове выделяется мизерное количество, а в Мичуринске не выделяется
практически совсем..
Кстати сказать, на заседании единодушно признали, что
Мичуринский драмтеатр находится на краю краха. В коллективе идёт
сплошная чехарда с кадрами: за последнее время сменилось уже несколько
главных режиссёров и директоров театра, репертуар лихорадит — на
сегодняшний день играть и смотреть практически нечего. Зритель, по
существу, потерян, финансовый план нынешнего сезона выполняется всего
на 55 процентов. Достаточно сказать, что пять месяцев (пока последний
главреж, подав заявление об уходе, не работает, а его почему-то не
отпускают и зарплату ему платят) не было постановок, труппа была
безработной.
Одним словом, театр в Мичуринске находится на положении
пасынка. Вот характерный штрих: уже долгое время театр просит и умоляет
решить простую проблему — выделить автобус, который бы после вечернего
спектакля отвозил зрителей в отдаленный жилмассив. Но даже эта
пустячная проблема горисполкомом никак не решается.
Естественно, многие выступающие не только выплёскивали
обиды и говорили о недостатках, но и предлагали свои решения и проекты.
Например, прозвучали вот такие идеи о возрождении некогда славного
Мичуринского театра: создать на его базе кооператив или заключить
договор между театром и городом. Подобные прецеденты уже не новость в
театральной жизни страны.
Вообще было немало интересных конструктивных
выступлений. Мне, опять же к примеру, понравилось программное
выступление нынешнего главного режиссёра и директора областного театра
А. Лапикова, которое, по сути, можно свести к формуле: театр должен
стать меценатом самого себя. И у творческого лидера есть конкретные
намётки, как получить экономическую независимость, как своими силами
заработать… миллионы рублей. Не будем вдаваться в подробности и гадать,
реальны или нет планы главрежа, важно другое — у него есть убеждённость
в том, что «богатство» позволит театру резко поднять творчество на
большую высоту, и есть идея, как «разбогатеть». Сумеет или нет А.
Лапиков осуществить свои мечты, естественно, зависит не только от него…
Главный итог разговора заключается в том, что конкретные
театральные проблемы и предложения по их решению зафиксированы в
постановлении заседания и будут доведены до сведения всех лиц, от
которых зависит коренное улучшение положения с театрами в нашей области.
Вопрос, быть или не быть сегодня государственному театру
(в условиях неравной конкуренции с кооперативами, студиями, видеотеками
и т. д.), стоит очень остро.
Пора это понять.
/1989/
_____________________
«Тамбовская правда»,
1989, 23 марта.
|