Детдом
Очень плохо, когда школьник курит. Это просто ужасное
преступление с его стороны. А чтобы отучить его от этой хулиганской
привычки, надо поступить очень просто — насыпать табаку в суп, в
котлеты, в чай и заставить стервеца всё это съесть. А если
девчонка-негодница вдруг расшалилась, надо просто остричь её наголо, и
она сразу перевоспитается. Если же подобные педагогические методы
окажутся не очень эффективны, что ж, тогда следует слегка посечь
маленьких строптивцев, лучше всего резиновым шлангом — он следов не
оставляет…
Не подумайте, что это бред какой-то или мрачная неумная
фантазия. Это реалии повседневности в детском доме имени Макаренко. В
обыкновенном детском доме, в котором живут дети, оставшиеся без
родителей. В его стенах и происходят события в пьесе Юрия Каменецкого и
Эжена Щедрина «707, или Воскресенье в пятницу», по которой режиссёр В.
Регурецкий поставил спектакль на сцене областного театра.
Обычность, стандартность детдома подчёркнуты и в
оформлении сцены (художник В. Кашин). На переднем плане белеют
традиционные гипсовые пионер и пионерка, ещё одно белое изваяние,
изображающее, по-видимому, пионервожатого, держит в гипсовых руках
традиционное красное знамя. Присутствует, разумеется, и фикус в кадке —
как символ вполне благополучного быта. Недаром корреспондентка журнала,
забежавшая сюда взять интервью у директрисы детского дома (с этой сцены
и начинается спектакль), уже, оказывается, заранее всё набросала,
написала — ведь не раз ей доводилось лепить подобные материалы, везде
одно и то же: директор возглавляет коллектив опытных педагогов, все они
любят детей, дети визжат от восторга, живя в этом раю, а сам детский
дом — полная чаша…
Что ж, вынужден признать, что сатира на работников
прессы вполне даже убедительна, хотя, конечно, и есть в образе
журналистки Гали (артистка Л. Кожаева) явный гротеск. Как, впрочем, и
вообще во всём спектакле. Чтобы показать пороки нашего общества более
ярко и узнаваемо, авторы спектакля решили прибегнуть к гиперболе,
саркастическому сгущению красок, концентрации негатива. Если б такое
показать на сцене ещё два-три года назад, то приговор —
«очернительство!» — был бы авторам обеспечен. Теперь, конечно, времена
другие, но, право, чересчур уж мрачное и безысходное чувство остаётся в
душе после этого спектакля.
Бог с ней, с журналисткой Галей, которой дали задание
состряпать хвалебную статью о директрисе детского дома, и она с
профессиональным цинизмом исполняет поручение. Этой Гале-то хотя бы
есть в какой-то мере противовес в спектакле — письмо-жалоба
воспитанников детдома, опубликованное в газете «Московский комсомолец»
(всё же можно найти в прессе правду!). Но вот шайке воспитателей
детского дома, увы, альтернативы нет, все они (воспитатели! педагоги!)
— пьяницы, воры, садисты и убийцы. Все они за два часа театрального
действа предстают перед нами в таком отвратительном виде, так обнажают
свои ущербные паучьи души, что, ей-богу, дальше, кажется, и некуда.
Невольно вспоминается рассказ Достоевского «Бобок» из
«Дневника писателя», где персонажи решились рассказать друг другу все
самые бесстыдные тайны своей жизни, откровенно выставить напоказ свои
пороки и мерзости. «Заголимся и обнажимся!», — кричали они, и слова эти
можно поставить эпиграфом к пьесе «707, или Воскресенье в пятницу».
Правда, у Достоевского в его фантастическом рассказе действовали всё же
обитатели кладбища, мертвецы, а здесь-то — внешне живые люди, да к тому
же (ещё и ещё раз подчеркну!) педагоги.
Ни единого положительного героя нет в спектакле
(разумеется, кроме детей, но они в действии практически не участвуют).
Даже Оля (артистка Е. Фёдорова), дочь одной из воспитательниц, которую
считают то пропавшей без вести, то убитой, — даже эта Оля, тихая,
милая, бескорыстная, гневно обличающая воспитательниц, даже она не
может вызывать симпатий, ибо трудно поверить, что она ничего не знала о
садистских наклонностях и тёмных махинациях своей мамаши. А уж бывшая
уголовница Ирина Никитична (Н. Антипова), бывшая директриса другого
детдома, которую, грубо говоря, попёрли оттуда за преступления,
Антонина Павловна (С. Томилина) — именно её и зовут за глаза
воспитанники Паучихой, сама директриса-главарь Валентина Александровна
(засл. арт. РСФСР Е. Мамонтова) — все они представляют собой такую
мерзость в человеческом облике, что невозможно себе и представить.
Цинизм их не имеет границ, достаточно упомянуть о таком штришке: труп
убитой своей подруги по работе и шайке они спокойно завернули в…
переходящее знамя, чтобы незаметно вынести тело и утопить. Ничего себе,
да?
Кстати, это переходящее Красное знамя за победу в
социалистическом соревновании, хвалебные статьи в газетах и журналах,
имя Макаренко на вывеске — все эти атрибуты внешнего благополучия
наводят на весьма и весьма мрачную мысль: если таковое творится в
передовых детских домах, то что скрывается за фасадом, так сказать,
отстающих?.. Честное слово, не преувеличение ли это? Мне лично, да,
думаю, и не только мне хотелось бы узнать, что думают по этому поводу
те, о ком рассказывает пьеса. Может быть, воспитатели и воспитанники
наших, тамбовских, детских домов, посмотрев спектакль, поделятся своими
впечатлениями на страницах газеты? Новая работа областного театра
серьёзный повод для широкого разговора, мне кажется, даёт.
И остаётся ещё добавить. что «707, или Воскресенье в
пятницу» по жанру — криминальная история. Есть в спектакле интрига,
туго закручен сюжет, неплохо сделаны сцены, где большую роль, как и в
любой криминальной истории, играет таинственность, впечатляет финал,
который не может не взволновать зрителя, имеющего сердце. И особо надо
сказать, что увлечённо играет исполнитель единственной мужской роли В.
Голобородов. Именно его герой, Костя, как бы сам создаёт на сцене
спектакль, раскручивает сюжет таинственной уголовной истории, держит в
своих руках все ниточки действия и почти до самого финала
представляется нам положительным…
Впрочем, не будем излишне вдаваться в подробности —
любой детективной истории это только вредит. Лучше, конечно, самому
посмотреть новую постановку нашего театра, которая является как бы
своеобразным вкладом на счёт 707 — счёт Детского фонда.
Фонда, который был создан для того, чтобы в первую
очередь детям-сиротам стало жить лучше.
/1989/
_____________________
«Тамбовская правда»,
1989, 15 февраля.
|