Николай Наседкин


КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

КУЛЬТУРА


Обложка

Театр начинается с детства

Грозный и жестокий король Топсед VII (прочитав это имя наоборот, вы убедитесь, что он — деспот) сидел на коленях у своей родной мамы, весело качал ногами и улыбался…

Всё дело в том, что происходило это в антракте между двумя действиями спектакля «Королевство Кривых Зеркал», и Люба Попова, играющая роль Топседа VII, злого правителя этой волшебной страны, отдыхала на коленях мамы-зрительницы от тяжёлых деспотических забот своего героя. Ведь между сценой и зрительным валом никакой границы, никакой рампы практически не было…

Впрочем, стоп, стоп, стоп! Надо всё по порядку, потому что многие читатели могут просто удивиться — ни в областном театре, ни в кукольном вроде бы спектакля с таким названием нет. Действительно, нет. Это сказочное представление в дни школьных каникул показывалось в актовом зале тамбовской средней школы № 2. А ставила спектакль по известной повести-сказке Виталия Губарева «Королевство Кривых Зеркал» драматическая студия «Маскарад», созданная в этой новой школе под руководством преподавателя режиссуры культпросветучилища Михаила Владимировича Белякова. Вот что он рассказал перед началом представления:

— Это уже вторая работа «Маскарада». Первая, небольшая постановка «Незнайка в гостях у малышек», стала своеобразной репетицией перед тем, как, приступить к такому сложному спектаклю. Над ним мы трудились в поте лица больше двух месяцев. Сразу решили инсценировать повесть Губарева, когда в студию пришли сёстры-близнецы Катя и Валя Ландер. Это — во-первых. А во-вторых, тема произведения, вы сами это легко заметите, чрезвычайно актуальна сегодня. Так вот, повторю, театр — это не только и не столько развлечение, это — большой труд. Много мне как постановщику помогли мои студенты: заочники третьего курса режиссировали отдельные сцены, очники-второкурсники взяли на себя постановочную часть — декорации, костюмы, осветительную технику… Очень многим мы обязаны директору школы Юрию Андреевичу Зусману и его заместителю по воспитательной работе Любови Викторовне Литовченко…

Да, несмотря на то, что рекламы у самодеятельного театра практически не было и нет, на большинство спектаклей были аншлаги. И здесь уместно будет упомянуть, что хотя студия любительская да ещё и школьная, но за своё искусство берёт со зрителей деньги. За первые шесть спектаклей скопилось в кассе театра ни много ни мало, а круглых триста рублей. И, думается, ничего в этом страшного нет, потому что любой серьёзный труд должен оплачиваться, поощряться.

Куда же тратятся деньги? На активный познавательный отдых. Всей труппой «маскарадовцы» сходили на концерт в областную филармонию, сами побывали в роли зрителей. На днях собираются съездить на экскурсию в Липецк. Ну а главное, весомую часть выручки ребята единодушно решили перечислить в Детский фонд имени В. И. Ленина…

Но вот слышится третий звонок, антракт кончился, пора нам возвращаться в зал. Мы снова уже не в сегодняшнем дне, не в актовом зале школы № 2, а вместе с двумя девочками, которых зовут Оля и Яло, как две капли воды похожих друг на дружку, преодолеваем все и всяческие опасности и козни властителей Королевства Кривых Зеркал, спешим на помощь всем обиженным и угнетённым людям этой волшебной страны.

И, конечно же, как и положено в сказках, зло побеждено, добро торжествует. Да, М. Беляков недаром подчёркивал актуальность этого произведения. Суть же актуальности сконцентрирована наиболее ёмко, наверное, в строке из песни зеркальщиков: «Долой кривые зеркала!» А также в одной из реплик Анидаг, которая, узнав, что зеркальщики взбунтовались и начали делать не кривые, а нормальные зеркала, восклицает: «Народ видит правду — это ужасно!..»

Что ж, действительно, сейчас такие слова злободневны как никогда. Не будем преувеличивать и утверждать, что ребятишки создали политический или публицистический театр, но всё же, как говорится, что-то в этом есть.

И в конце хочется особо отметить чисто художественные достоинства спектакля. Я лично хорошо знал содержание повести, отлично помню великолепный фильм «Королевство Кривых Зеркал», который лет двадцать назад собирал полные залы в кинотеатрах, но спектакль в постановке «Маскарада», честное слово, смотрел с увлечением. А что уж говорить о маленьких зрителях в зале, для которых всё было внове.

С большой изобретательностью, буквально из ничего — из стульев, парт и бумаги — сделаны красочные декорации. По ходу всего спектакля звучит музыка, а играет на пианино за сценой — тоже штрих немаловажный! — сам композитор О. Егорова. Что касается артистов, то, поверьте, трудно кого-нибудь из 23-х исполнителей выделить особо — все играли старательно, увлечённо, с тем серьёзным комизмом, с которым только и умеют играть на сцене дети. Правда, всё же хочется особо упомянуть о сестрах Ландер — Вале и Кате достались самые большие и трудные роли и справились они с ними, по моему, отлично…

После спектакля я задал всего один вопрос директору школьного театра… пятикласснице Ларисе Спириной:

— Каковы дальнейшие планы «Маскарада»?

— Продолжать играть,— ответила Лариса. — Мы, студийцы, уже не можем без своего театра. Будем ставить новые спектакли.

А. М. Беляков добавил, что в ближайшее время «Маскарад» намеревается совершить как бы гастрольное турне со своим «малым» спектаклем о Незнайке по детским садам Тамбова.

Что ж, всегдашних аншлагов тебе, «Маскарад». И чтобы как можно больше ребят с твоей помощью приобщились к театру.

Ведь увлечение театром начинается с детства.

/1989/
_____________________
«Тамбовская правда», 1989, 28 января.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru