Театр начинается с детства
Грозный и жестокий король Топсед VII (прочитав это имя
наоборот, вы убедитесь, что он — деспот) сидел на коленях у своей
родной мамы, весело качал ногами и улыбался…
Всё дело в том, что происходило это в антракте между
двумя действиями спектакля «Королевство Кривых Зеркал», и Люба Попова,
играющая роль Топседа VII, злого правителя этой волшебной страны,
отдыхала на коленях мамы-зрительницы от тяжёлых деспотических забот
своего героя. Ведь между сценой и зрительным валом никакой границы,
никакой рампы практически не было…
Впрочем, стоп, стоп, стоп! Надо всё по порядку, потому
что многие читатели могут просто удивиться — ни в областном театре, ни
в кукольном вроде бы спектакля с таким названием нет. Действительно,
нет. Это сказочное представление в дни школьных каникул показывалось в
актовом зале тамбовской средней школы № 2. А ставила спектакль по
известной повести-сказке Виталия Губарева «Королевство Кривых Зеркал»
драматическая студия «Маскарад», созданная в этой новой школе под
руководством преподавателя режиссуры культпросветучилища Михаила
Владимировича Белякова. Вот что он рассказал перед началом
представления:
— Это уже вторая работа «Маскарада». Первая, небольшая
постановка «Незнайка в гостях у малышек», стала своеобразной репетицией
перед тем, как, приступить к такому сложному спектаклю. Над ним мы
трудились в поте лица больше двух месяцев. Сразу решили инсценировать
повесть Губарева, когда в студию пришли сёстры-близнецы Катя и Валя
Ландер. Это — во-первых. А во-вторых, тема произведения, вы сами это
легко заметите, чрезвычайно актуальна сегодня. Так вот, повторю, театр
— это не только и не столько развлечение, это — большой труд. Много мне
как постановщику помогли мои студенты: заочники третьего курса
режиссировали отдельные сцены, очники-второкурсники взяли на себя
постановочную часть — декорации, костюмы, осветительную технику… Очень
многим мы обязаны директору школы Юрию Андреевичу Зусману и его
заместителю по воспитательной работе Любови Викторовне Литовченко…
Да, несмотря на то, что рекламы у самодеятельного театра
практически не было и нет, на большинство спектаклей были аншлаги. И
здесь уместно будет упомянуть, что хотя студия любительская да ещё и
школьная, но за своё искусство берёт со зрителей деньги. За первые
шесть спектаклей скопилось в кассе театра ни много ни мало, а круглых
триста рублей. И, думается, ничего в этом страшного нет, потому что
любой серьёзный труд должен оплачиваться, поощряться.
Куда же тратятся деньги? На активный познавательный
отдых. Всей труппой «маскарадовцы» сходили на концерт в областную
филармонию, сами побывали в роли зрителей. На днях собираются съездить
на экскурсию в Липецк. Ну а главное, весомую часть выручки ребята
единодушно решили перечислить в Детский фонд имени В. И. Ленина…
Но вот слышится третий звонок, антракт кончился, пора
нам возвращаться в зал. Мы снова уже не в сегодняшнем дне, не в актовом
зале школы № 2, а вместе с двумя девочками, которых зовут Оля и Яло,
как две капли воды похожих друг на дружку, преодолеваем все и всяческие
опасности и козни властителей Королевства Кривых Зеркал, спешим на
помощь всем обиженным и угнетённым людям этой волшебной страны.
И, конечно же, как и положено в сказках, зло побеждено,
добро торжествует. Да, М. Беляков недаром подчёркивал актуальность
этого произведения. Суть же актуальности сконцентрирована наиболее
ёмко, наверное, в строке из песни зеркальщиков: «Долой кривые зеркала!»
А также в одной из реплик Анидаг, которая, узнав, что зеркальщики
взбунтовались и начали делать не кривые, а нормальные зеркала,
восклицает: «Народ видит правду — это ужасно!..»
Что ж, действительно, сейчас такие слова злободневны как
никогда. Не будем преувеличивать и утверждать, что ребятишки создали
политический или публицистический театр, но всё же, как говорится,
что-то в этом есть.
И в конце хочется особо отметить чисто художественные
достоинства спектакля. Я лично хорошо знал содержание повести, отлично
помню великолепный фильм «Королевство Кривых Зеркал», который лет
двадцать назад собирал полные залы в кинотеатрах, но спектакль в
постановке «Маскарада», честное слово, смотрел с увлечением. А что уж
говорить о маленьких зрителях в зале, для которых всё было внове.
С большой изобретательностью, буквально из ничего — из
стульев, парт и бумаги — сделаны красочные декорации. По ходу всего
спектакля звучит музыка, а играет на пианино за сценой — тоже штрих
немаловажный! — сам композитор О. Егорова. Что касается артистов, то,
поверьте, трудно кого-нибудь из 23-х исполнителей выделить особо — все
играли старательно, увлечённо, с тем серьёзным комизмом, с которым
только и умеют играть на сцене дети. Правда, всё же хочется особо
упомянуть о сестрах Ландер — Вале и Кате достались самые большие и
трудные роли и справились они с ними, по-моему, отлично…
После спектакля я задал всего один вопрос директору
школьного театра… пятикласснице Ларисе Спириной:
— Каковы дальнейшие планы «Маскарада»?
— Продолжать играть,— ответила Лариса. — Мы, студийцы,
уже не можем без своего театра. Будем ставить новые спектакли.
А. М. Беляков добавил, что в ближайшее время «Маскарад»
намеревается совершить как бы гастрольное турне со своим «малым»
спектаклем о Незнайке по детским садам Тамбова.
Что ж, всегдашних аншлагов тебе, «Маскарад». И чтобы как
можно больше ребят с твоей помощью приобщились к театру.
Ведь увлечение театром начинается с детства.
/1989/
_____________________
«Тамбовская правда»,
1989, 28 января.
|