Талант — говорить правду
Эльдар Рязанов — человек злой. Он сделал очень злую
картину — «Забытая мелодия для флейты»…
Я думаю, таково будет мнение определённой части зрителей
нового фильма неугомонного и единственного в своём роде Эльдара
Рязанова (фильм поставлен по сценарию, который написан совместно с
давнишним соавтором режиссёра — Эмилем Брагинским). Разозлятся,
во-первых, те мерзкие бюрократы-чиновники, что расплодились в нашем
государстве и живут за наш с вами счёт да ещё над нами же и издеваются,
мешают нам работать, мешают жить, глушат правду. Вот эти-то типы (в
прямом и переносном смысле этого слова) и стали основными персонажами
картины «Забытая мелодия для флейты».
Во-вторых, эта лента вполне может взбесить тех, опять же
чиновников, и ханжей, которые искренне или по служебному долгу узколобо
уверены, что самое тяжкое преступление, какое только ни на есть, — это
показать на экране обнажённое женское тело. В ленте Э. Рязанова,
кстати, подобного чиновника от культуры, упорно искавшего, чтобы в
картинах художников не было «секса», а остальное, дескать, не суть
важно, колоритно изобразил ироничный А. Ширвиндт.
Третью группу возмущённых зрителей составят те жены,
которые посчитают себя оскорблёнными. Да, будут говорить они, у нас в
семьях не всё ладно, мужья начали странно себя вести, любви им
захотелось, ласки… Видите ли, сытой, благополучной, комфортной жизни им
уже недостаточно, этим мужьям, они забывают о том, сколько жёны для них
сделали (и особенно родители жён!), и вот, негодяи, полюбили на
стороне!.. Да, такое бывает, скажут жёны, но зачем же это в кино
показывать да ещё в таком сочувственном по отношению к
мужьям-изменникам и их новым возлюбленным виде… Повторяю, некоторые
зрительницы вполне могут обидеться на Э. Рязанова, который раньше по
преимуществу устраивал в кино судьбы одиноких людей, а теперь вот стал,
можно сказать, разрушителем семейных устоев.
И, наконец, в-четвёртых, заранее хочется предупредить
людей, страдающих гипертрофированным местным патриотизмом и амбициозно
воспринимающих любые шутки и иронические замечания в адрес родной
Тамбовщины. Дело в том, что, если можно так выразиться, сквозным героем
двух серий ленты «Забытая мелодия для флейты» является тамбовский хор,
над злоключениями которого (хор мотается по необъятным просторам страны
и никак не может вернуться в родимый Тамбов) очень, надо сказать, едко
потешаются авторы картины…
Впрочем, если говорить серьёзно, то людей, которым новая
работа Э. Рязанова доставит радость, взбодрит их мысли и чувства,
заставит, как пишут иные рецензенты, задуматься — таких людей будет
большинство. Мастерство Э. Рязанова, которому недавно исполнилось 60
лет, отличные актёры, злободневность сатиры, пронизывающей фильм, — всё
это не может не привлечь.
А вообще-то эта лента, как и большинство прежних
Рязановских вещей — киноновелла о любви. Только в то же время её можно,
не ошибясь, назвать сатирической картиной о сегодняшнем дне. Мне
кажется, очень точно обозначив тему «Забытой мелодии для флейты»,
известный кинокритик Т. Хлоплянкина назвала свою рецензию в «Литгазете»
— «Служебный роман в период перестройки».
И здесь действительно как бы повторяется сюжетная
расстановка «Служебного романа», только зеркально: на этот раз Он —
большой начальник, крупный чиновник, а потом и глава солидного
учреждения — Главного управления свободного времени; Она — «маленький
человек», простая медсестра ведомственной поликлиники этого же
управления. Главный герой фильма в блистательном исполнении Леонида
Филатова — тот самый чиновник-бюрократ, который, как и многие его
сослуживцы, сумел удержаться под порывами свежего ветра перемен,
приспособиться, напялить на себя маску человека, якобы уже полностью и
основательно перестроившегося. Очень точно показано в картине, как
подобные мимикристы превосходно чувствуют себя в наше время,
благополучествуют и снисходительно дожидаются, когда эта временная, как
они считают, кампания по перестройке закончится.
Да, надо сказать, авторы фильма и исполнители ролей
беспощадны в своей сатире. Смотреть на героев В. Гафта, А. Ширвиндта,
В. Санаева да и Л. Филатова в какой-то мере даже страшно.
«Мы не сеем, не
пашем, не строим.
Мы гордимся общественным строем!..»
С этой песенки-гимна бюрократов и с многозначительных
кадров, показывающих, как каждое утро сотни, тысячи сановного вида
начальников и начальничков всевозможных калибров подъезжают на
персональных чёрных «Волгах» или собственных машинах к парадным
подъездам различных главков, управлений, контор, чтобы провести в
болтовне и составлении ненужных циркуляров день, начинается фильм.
Мелькают в кадре крупным планом шапки сегодняшних газет, где сплошь и
рядом мелькает слово «перестройка», а в жизни Филимонова (герой Л.
Филатова) практически ничего не изменилось…
Хотя, стоп. Как раз в жизни Филимонова кое-что и
изменилось. Об этом и картина. Её главное положительное начало в
утверждении простой, но актуальнейшей мысли — перестройка зависит от
каждого из нас, каждый прежде всего сам должен перестроиться, а не
наблюдать за революцией со стороны и уж тем более не хамелеонничать, не
подстраиваться.
Филимонова, если можно так выразиться, переворачивает
вспыхнувшая (штамп, но иначе в данном случае не скажешь!) любовь. До
этого он вполне был доволен судьбой и самодоволен: жена (Ирина
Купченко) — дочь чуть ли не министра, тесть двигает его по службе, так
что карьера блистательная, квартира — нам такие только во сне снятся, в
холодильнике — лишь натурального птичьего молока не хватает, машина —
последней марки… Одним словом, живи и радуйся. Филимонов и радовался.
Пока не встретил Лиду (очень интересная работа Татьяны Догилевой),
которая своей естественностью, простотой, отсутствием фальши заставила
как бы очнуться этого человека, понять, что жизнь у нас всего
одна-разъединственная и исчезает она во вчера так стремительно,
неотвратимо и беспощадно быстро, что ни единого дня не имеем мы права
жить абы как, фальшиво, как говорится, на полусогнутых…
Я не ставил перед собой задачу — подробно разобрать
новый фильм Эльдара Рязанова, на него появилось уже немало рецензий в
центральной прессе, шёл разговор о ленте и на телевидении. Хотелось
лишь высказать несколько мыслей перед широким показом «Забытой мелодии
для флейты» в тамбовских кинотеатрах. Добавлю ещё, что есть в картине
наряду с сатирическими, смешными и трагические моменты, неожидан и
символичен финал, немало в ленте деталей и сцен, исполненных глубокого,
острого смысла, который по ходу фильма надо успевать разгадывать и
воспринимать…
В итоге можно смело утверждать, что «Забытая мелодия для
флейты» —фильм, на котором зрители не соскучатся.
/1987/
_____________________
«Комсомольское
знамя»,
1987, 13 декабря.
|