На переломе
Передо мной — программка к спектаклю областного театра
драмы имени А. В. Луначарского «Что есть истина» о губернаторстве в
Тамбове Державина. Тогда, в ноябре 1983 года, в рецензиях на премьеру
этого спектакля было подчеркнуто, что в нём занята практически вся
труппа. И вот смотрим, сколько же молодых артистов было среди
«луначарцев» три с половиной года назад: Е. Тюрганова, И. Замуруева, А.
Гаврилюк, В. Голобородов, ещё два-три человека. И всё. На сегодняшний
же день только комсомольская организация театра объединяет десять
артистов, да ещё пять-шесть совсем недалеко ушли от комсомольского
возраста.
Казалось бы, а что же раньше мешало омолаживать состав
тамбовской труппы? Увы, дело это очень даже непростое.
— Основная проблема — проблема жилья, — рассказывает
главный режиссёр театра Л. А. Шалов. — Приходится из-за этого и строить
нашу кадровую политику. Стараемся подбирать нужных нам молодых актёров
из местных, тамбовских. Это — Андрей и Наташа Яцевичи, Олег Шмаров,
Юрий Орлов, Алексей Дульский, Ирина Замуруева, Лена Беляева. Все они
учились и живут в Тамбове, так что квартирный вопрос у них более-менее
решён. Несколько лет дожидались квартиры, например, супруги Елена
Тюрганова и Анатолий Гаврилюк, приехавшие к нам из Ростова. А вообще
театр даже общежитием всех нуждающихся обеспечить порой не в состоянии…
Я слушаю Леонида Александровича Шалова и невольно
вспоминаю один из последних выпусков телепередачи «Зеркало сцены». Там,
в частности, был телерепортаж о том, какие трудности с жильём
испытывает коллектив Костромского облдрамтеатра. И что же? В
последующей же передаче сообщалось о том, что из Костромы пришёл
официальный ответ: самой нуждающейся семье артистов выделена отдельная
квартира, остальные артисты Костромского театра, претендующие на
получение квартир, будут обеспечены ими в течение ближайших полутора
лет. Так, может быть, и «луначарцам» остаётся уповать на приезд
журналистов Центрального телевидения, чтобы решить «квартирный вопрос»?
Впрочем, в этом, юбилейном для театра году, обещано
выделить артистам несколько квартир. Они этого очень ждут.
А пока в нашем театре продолжаются репетиции, ставятся
спектакли, всё увереннее заявляют о себе молодые. Уже к ведущим
артистам труппы можно смело отнести Елену Тюрганову, которая очень
много и плодотворно играет. Наша газета не раз писала о творчестве
Лены, и последний раз — в связи с приятным и почётным событием в её
актерской судьбе: присуждением ей областной комсомольской премии имени
Зои Космодемьянской.
Хорошо уже знают тамбовские зрители темпераментного,
разнохарактерного артиста Андрея Яцевича. Большие роли в спектаклях
последних лет «Проводим эксперимент» (Костин), «Остров» (Он), «Рядовые»
(Одуванчик), «Бонка и четыре жениха» (образы четверых
братьев-близнецов-женихов) сделали Андрея заметным актёром, принесли
ему известность у публики.
Как раз имена Елены Тюргановой и Андрея Яцевича назвал
главный режиссёр театра Л. А. Шалов в первую очередь, как тех молодых
актёров, которые наиболее ответственно понимают, что мастерство
приходит через изнуряющую, каждодневную упорную работу.
— Нужно иметь настоящий «театральный» характер (по
аналогии со «спортивным» характером), чтобы добиться в нашем деле
результатов, — убеждён Леонид Александрович. — Я ко всем молодым в
театре отношусь по-доброму, считаю каждого из них перспективным, но вот
иные из них легко загораются, а вот запала надолго не хватает. А те,
кто понимают простую истину — надо трудиться с тройным напряжением,
чтобы подтвердить свой талант, догнать артистов старшего и среднего
поколения в профессионализме, — те и добьются большего…
А охотно и с увлечением можно работать, видимо, только
над интересными ролями. Месяц назад в Доме творческих работников
состоялся вечер молодых артистов облдрамтеатра. В чём-то с неожиданной
стороны (лучше сказать — в неожиданных ролях) показались на нём Олег
Шмаров, Сергей Ясаков, Ирина Замуруева, Наталья и Андрей Яцевичи,
Татьяна Тобольченко, Алексей Дульский, Фёдор Гукасян, Юрий Орлов. Они
наглядно доказали, что им под силу большой диапазон ролей — от
классических до современных.
Меня удивило, к примеру, как зажигательно, с увлечением
и блеском сыграли на вечере эпизод из «Собаки на сене» Лопе де Вега
Татьяна Тобольченко и Алексей Дульский. Почему с удивлением? Потому что
незадолго до этого я видел их на сцене театра в спектакле «По соседству
мы живём», где играть не совсем серьёзные, не совсем умные и удачные
роли своих героев было им, видно по всему, неинтересно.
А надо было видеть, с каким наслаждением играл на вечере
Андрей Яцевич в паре со своей женой Наташей отрывок из «Укрощения
строптивой» Шекспира. Ещё бы, в текущем репертуаре театра ролей
шекспировского масштаба у этого одарённого молодого актёра практически
нет.
Сейчас наступило в облдрамтеатре время, которое можно во
многих отношениях назвать переломным. В частности, это касается и
подбора пьес. «Сцены из жизни захолустья» по А. Н. Островскому
(классика) и «Саркофаг» В. Губарева (сверхсовременность) как бы
показывают границы диапазона при составлении сегодняшнего репертуара.
Только что состоялась в Тамбове премьера ещё одной пьесы Островского —
«Поздняя любовь». И, опять же, началась работа над очень современной
остросоциальной пьесой В. Розова «Кабанчик». На очереди — «Борис
Годунов» А. Пушкина…
Во всех этих спектаклях зрители видят и увидят
интересные роли, исполняемые молодёжью. Но этого мало. Театр упорно
ищет — и пока безуспешно! — пьесу чисто молодёжную, острую, посвящённую
злободневным проблемам молодёжи и рассчитанную на молодых исполнителей.
Поиск продолжается…
Пока же молодые актёры во главе со своим комсомольским
вожаком Андреем Яцевичем мечтают создать нечто вроде театра-студии, где
на так называемой малой сцене они могли бы экспериментировать,
проявлять свою самостоятельность, доказывать конкретными спектаклями,
что им под силу многое.
Осуществится ли их мечта, покажет время.
/1987/
_____________________
«Комсомольское
знамя»,
1987, 27 марта.
|