Смешные люди
Спектакль по пьесе С. Лобозёрова «По соседству мы живём»
поставлен в нашем областном драмтеатре имени А. В. Луначарского внешне
броско и с расчётом на успех у зрителей.
В рекламном листке, вложенном в программку, дана схема
сюжета: «Время действия в пьесе — наши дни. Место действия — дальняя
сибирская деревня. Сюда приезжает Владимир — молодой
журналист-практикант — с желанием, кроме выполнения редакционного
задания, собрать материал для книги о партизанском движении в
Гражданскую войну. Однако старики, к которым он попадает, по-своему
истолковывают цель его визита, отчего начинается целая череда
недоразумений. А тут ещё бойкая Елизавета масла в огонь подливает: мол,
вы дурачками не прикидывайтесь, и давайте материал, как на следствии.
Когда же на помощь старикам приходит их сын, Фёдор, ситуация ещё более
запутывается. Пришлось Владимиру и в любовную историю Лизиной дочери
Любы и внука стариков Кольки вникать, и даже спасать Фёдора от гибели…»
Прервём цитату на этом месте, хотя всё содержание
рекламки к спектаклю «По соседству мы живём» чрезвычайно интересно.
Давайте сначала посмотрим, что же получилось у нашего театра, какую
Сибирь и сибирские характеры видим мы на тамбовской сцене.
Начать, наверное, надо с того, что, как всегда, с
хорошим вкусом оформил спектакль художник заслуженный деятель искусств
РСФСР Г. Золотарёв. Ему удалось «построить» целую деревню: два ряда
крыш, уходящие вверх и в перспективу, создают эту иллюзию. Притом,
сразу веришь, что деревня — сибирская: высокие крутые крыши (чтобы
обильные снега за долгую зиму не накапливались) говорят об этом. На
самой же сцене как бы раздвинула свои стены одна изба, внутри которой и
происходят события спектакля. Вернее, в одни и те же стены вместилось
две избы: в первом отделении — бабки Фени (артистка Т. Смирнова) и деда
Василия (засл. артист РСФСР Д. Дульский), во втором — Елизаветы (Л.
Земляная) и Матвея (В. Катушенко). Да и то правда: стены-то они все
одинаковые, из хвойного кругляка или бруса сложенные, громадные печи
белёные тоже в каждой хате на один манер, а обстановка у тех, кто
помоложе, у Елизаветы с Матвеем, конечно же, заметно «побогаче» —
телевизор есть, диван-кровать и прочие «городские» вещи…
В этих-то двух соседних домах и разгораются страсти, и
происходит обещанная зрителю круговерть событий. Когда-то в юности
что-то не так получилось в дружбе-любви Фёдора (М. Березин) и Лизы.
Теперь у каждого из них своя семья: у Фёдора сын Колька (он так и не
появится на сцене), а у Елизаветы дочь Люба (Т. Тобольченко). И вот уже
между детьми возникло чувство (по соседству мы живем!), вот уже и
«последствия» чувства стали известны, так что Кольке-бедолаге
приходится удирать в город. Естественно, что на такой почве соседских
взаимоотношений расцветают ревность, обида, зависть, злорадство и —
распри.
Что и говорить, пьеса сделана профессионально хорошо,
занимательно. В число действующих лиц введён молодой
журналист-практикант Володя (А. Дульский), и этот персонаж, словно
иголка с ниткой, связал картины и явления пьесы.
Простодушно-наивно-глуповатый Володя, вынужденный в силу своего
характера, а вернее — бесхарактерности, подчиняться всем и каждому,
поневоле становится свидетелем всех стычек, драк, покушений на
убийство, объяснений в любви, исповедей, происходящих между персонажами
спектакля, и даёт возможность стать свидетелями и нам, зрителям.
Самое смешное в том, что бабка Феня и дед Василий, такие
дремучие люди, принимают городского безобидного паренька Володю за
злого и всемогущего представителя власти, который якобы хочет оттяпать
от их огорода лишние две сотки. А его расспросы о Гражданской войне, о
партизанской молодости деда Василия это, дескать, для маскировки.
Притом, никак бедные старики не поймут, какой такой «материал» требует
от них корреспондент — ситец, что ли?
Смеху в зрительном зале действительно хватает. Сочно, на
грани гротеска подают своих героев и Д. Дульский, и М. Березин, и В.
Катушенко, и Т. Смирнова, и другие исполнители. Одна юная зрительница,
с нарумяненными висками и причёской дыбом, сидящая рядом со мной, в
иные моменты заливалась заразительным смехом над незадачливыми героями,
вскрикивая при этом: «Ну и деревня!»
Что ж, смех дело хорошее. И давненько уже не было в
репертуаре нашего театра по-настоящему комедийной пьесы. Так что новый
спектакль в этом плане можно только приветствовать. Мысль в его основу
заложена хорошая, добрая: по соседству мы живём, так давайте и жить
по-соседски. Продолжу цитирование рекламки:
«— Комедийны ситуации, но серьёзно то, что стоит за
ними, — говорит режиссёр спектакля Б. Соловьёв. — Мне кажется, пьеса о
том, что мы порою сосуществуем, миримся, так сказать, соседствуем с
пошлостью, бесчестностью и прочими малопривлекательными явлениями… “Что
же с нами происходит?” — таким вопросом заканчивал свой, последний в
жизни очерк В. М. Шукшин. И я верю в умного, чуткого зрителя, которому
после спектакля тоже захочется над этим задуматься».
Увы, меня, например, видимо, нельзя отнести к категории
«чутких» зрителей. Я после спектакля задумался о другом: а не
переборщили ли авторы спектакля, делая ставку на смех любой ценой?
Исполнители подают своих героев сочно, но стараясь непременно выставить
их посмешнее, поглупее, что ли, чтобы сразу было понятно — «дальняя
сибирская деревня». Особенно жалко бедных стариков — уж до того они
показаны дремучими, непонятливыми и запуганными.
Неужели ещё существуют подобные даже и в далеких
сибирских таежных углах? Неужели так наивно нам хотят намекнуть на
отзвуки, допустим, культа личности?
И вот совпадение: как раз в эти дни по телевидению вновь
показали прекрасный фильм «Жили-были старик со старухой…» Здесь тоже
зритель по ходу действия и улыбается, и смеётся, но смех этот не
злораден, потому что смеёмся мы не над стариком и старухой, а над
обстоятельствами, в которые они попадают. Сами же старики глубоко
симпатичны и нам, и исполнителям.
К сожалению, вот этой любви к героям не чувствуется в
новой работе Тамбовского драмтеатра. Все они получились
окарикатуренными или, по крайней мере, шаржированными. Ради чего?
Чтобы посмешить зрителя. Но не заставить его задуматься.
Такое впечатление.
/1987/
_____________________
«Комсомольское
знамя»,
1987, 27 февраля.
|