Не столько о любви…
Необычный спектакль стал первой премьерой областного
театра драмы им. А. В. Луначарского в год его 200-летия. В чём же
необычность новой работы луначарцев? Ну, во-первых, тамбовский театр
впервые обратился к венгерской драматургии и выбрал пьесу Ференца
Мольнара «Олимпия». События в ней развиваются накануне Первой мировой
войны на одном из самых фешенебельных австрийских курортов. Во-вторых,
постановку комедии венгерского драматурга осуществил в Тамбове болгарин
Любомир Костов — режиссёр-дипломник ГИТИСа. А в-третьих, молодому
режиссёру с помощью художественного руководителя постановки главного
режиссёра нашего театра Леонида Шалова удалось сделать спектакль яркий,
зрелищный, изящный.
Ажурность красивых декораций — дворцовые решётки,
картины в претенциозных багетах, фонтаны с античными скульптурами,
золотые канделябры, мебель на гнутых ножках… Светлые сиреневые, голубые
и белые холодные тона господствуют в этом мире (художник Н.
Золотарёва). На втором плане просматривается великолепный парк. Всё
время звучит чарующая музыка.
А какие наряды, какие изысканные туалеты! Роскошные
платья и костюмы (одни веера чего стоят!) женщин, строгие фраки,
фасонистые смокинги и великолепные военные мундиры мужчин…
Впрочем, какие женщины, какие мужчины! Ведь мы с вами
очутились в обществе герцогов, графов, герцогинь и графинь. Блистает
присутствием даже сам император Австрии и король Венгрии Франц Иосиф
Первый, правда, всего лишь в виде августейшего портрета на стене. Но
все действующие лица спектакля о нём помнят, его видят, с ним общаются:
ведь сегодня день рождения императора, его высочайшее имя поминается к
месту и не к месту, вот и вынуждены каждый раз все эти дамы совершать
книксены, господа — кланяться портрету. Монарх любит идолопоклонство и
угодничество…
Итак, на сцене, казалось бы, — праздник жизни, роскошь и
довольство человеческого существования, благополучие сытых? Да нет,
конечно! Иначе зачем было прогрессивному венгерскому драматургу Ф.
Мольнару писать эту сатирическую комедию. Зачем бы ставить «Олимпию» в
тамбовском театре да ещё почти через 60 лет после её создания. Многое
потеряет тот зритель, который увидит только внешний блеск спектакля,
только перипетии любовной интриги и великосветских интриг вообще. Такой
зритель может даже остаться в недоумении (зачем, дескать, всё это мне
показывают?), может вдруг подумать: а не пошлость ли это — всё любовь
да любовь, притом обрисованная зачастую, по известной шутке, в
«пастельных тонах»?
Но стоит всего лишь, смотря на сцену, помнить, что герои
спектакля, так сказать, доживают последние дни в мирном довольстве и
наглой сытости. Стоит видеть, как насквозь прогнило это общество, как
изолгались его представители. Они чествуют в день рождения своего
кесаря, того самого Франца Иосифа Первого, чья экспансивная политика
способствовала началу 1 й мировой войны. Уже буквально несколько дней
осталось до того, как в Сараеве будет убит эрцгерцог австрийский, а
попросту говоря, — наследный принц и племянник императора Франц
Фердинанд, и начнётся мировая бойня. Мы, зрители, с высоты нашего
времени об этом знаем, герои «Олимпии» — нет. В этом плане неожиданную
напряжённость и смысл приобретают некоторые реплики, диалоги:
— Увижу ли я вас осенью в Вене?
— Нет, милая, никогда и нигде!..
Гусарский капитан Ковач словно предчувствует, что совсем
скоро мир расколется, что он, Ковач, действительно скорей всего уже
никогда и нигде не увидится с Олимпией, которую он любил и только что
безжалостно наказал за спесь, унизил…
Чувствую, так и тянет начать пересказ сюжета пьесы, а
этого-то делать как раз не следует. Особенно, если дело касается
комедии. Скажу только, что простой смертный, какой-то неизвестный в
высших кругах обыкновенный капитан Ковач (блистательная работа артиста
К. Фурмана) сумел доказать всему этому курортному великосветскому
сброду и в первую очередь спесивой красавице Олимпии (артистка Н.
Антипова), что герцогский или графский титул не есть свидетельство ума,
честности, порядочности и, в конце концов, человечности. А зачастую —
как раз наоборот.
Напомню ещё раз: новая работа облдрамтеатра — комедия,
так что у зрителя есть повод и посмеяться, и задуматься, над чем он
смеётся. И добавлю: в спектакле все занятые артисты играют интересно и,
я бы сказал, с удовольствием. Эмоционально и сатирически заострённо
создаёт образ герцогини Эттинген заслуженная артистка РСФСР М.
Корнилова. Смешной образ её мужа генерала-служаки нарисовал заслуженный
артист РСФСР Н. Гайдышев. Гротескная характерная роль подполковника
жандармерии на славу удалось заслуженному артисту РСФСР Н. Рубцову.
Запомнятся наверняка зрителям и работы заслуженного артиста РСФСР Д.
Дульского (граф Альберт) и артистки Е. Мамонтовой (графиня Лина). Как
видим, число действующих лиц невелико, но авторам и создателям
спектакля удалось, на мой взгляд, показать нам целый мир Австро-Венгрии
и даже всей Европы начала XX века.
И под занавес этих заметок хотелось бы пару слов сказать
о репертуарной политике областного театра драмы имени А. В.
Луначарского. За последнее время на его сцене появилось немало
интересных работ — «Остров», «Рядовые», «Вечер», «Проводим
эксперимент», «Бонка и четыре жениха» и ряд других. Теперь вот —
«Олимпия». Это не может не радовать зрителя. И всё же, такое
впечатление, что в репертуаре луначарцев зияют своеобразные пустоты. Не
хватает русской классики? Сатирического спектакля на злобу дня?
Проблемной детской постановки? Местной, тамбовской, пьесы?..
Видимо, и того, и другого, и третьего, и четвёртого.
Хочется, очень хочется нам, зрителям, надеяться, что в год 200-летия
театра эти вопросы начнут решаться.
Театр жив репертуаром. И хорошо, что в нём появился
такой необычный и зрелищный спектакль, как «Олимпия».
/1986/
_____________________
«Комсомольское
знамя»,
1986, 9 марта.
|